Энергетические проблемы

18 июля исполнилось 60 лет со дня основания трех энергосистем Урала: ОАО «Свердловэнерго», ОАО «Челябэнерго», ОАО «Пермьэнерго» и объединенного диспетчерского управления (ОДУ) Урала. Энергосистемы были созданы на Урале в 1942 г., когда многочисленным переведенным на Урал промышленным предприятиям не хватало существующих тогда энергосистем.

АО «Свердловэнерго» является третьей в России энергетической компанией по объемам полезного отпуска энергии потребителям. Компания осуществляет централизованное электроснабжение на территории 195 тыс. кв. км с населением 4.700 тыс. человек и централизованное теплоснабжение – в 10 крупнейших городах Свердловской области. Объем ее товарной продукции составляет 9% внутреннего валового продукта Свердловской области. На сегодняшний день в составе АО «Свердловэнерго» 28 подразделений, в том числе 12 электростанций установленной мощностью 8263.1 МВт. Три крупнейшие электростанции – Рефтинскую ГРЭС, Верхнетагильскую ГРЭС и Среднеуральскую ГРЭС компания арендует у РАО «ЕЭС России». На сегодняшний день в Свердловской области действуют несколько крупных предприятий-перепродавцов электроэнергии, которые посредством оптовой закупки АО «Свердловэнерго» снабжают потребителей теплоэнергией.

Как известно, энергетика в России является одной из отраслей с весьма сложной структурой, и региональные компании, называющиеся зачастую «АО -энерго», играют в ней далеко не последнюю роль. Тем не менее у этих предприятий есть ряд проблем, и ОАО «Свердловэнерго» не является исключением.

Тарифная политика

Первой и, пожалуй, главной из проблем для региональной энергетической компании является тарифная политика. Дело в том, что износ основных фондов ОАО «Свердловэнерго» составляет по разным оценкам от 40 до 70%, а для того чтобы начать процесс обновления производственных мощностей, необходимы инвестиции.

В тарифы ОАО «Свердловэнерго» включается инвестиционная составляющая, призванная компенсировать замену и обновление оборудования, развитие электросетей а также строительство новых генерирующих мощностей. Тем не менее инвестиционная составляющая по оценкам «Свердловэнерго», на сегодняшний день в 65 раз ниже уровня, который бы обеспечивал своевременный ремонт и развитие энергопередающих сетей. «Если бы мы полностью включили в тарифы инвестиционную составляющую, то в этом случае тарифы выросли бы примерно на 15%», – говорит начальник сектора тарифов ОАО «Свердловэнерго» Борис Бокарев.

Естественно, что любая попытка увеличения тарифов вызывает сопротивление со стороны потребителей электроэнергии, прежде всего промышленных предприятий. В свою очередь руководители этих предприятий применяют все свои возможности для лоббирования более низких тарифов, а потому любое изменение тарифов в сторону повышения является для энергетиков нетривиальной задачей. Тем не менее на сегодняшний момент выработан механизм формирования тарифов, который более или менее устраивает все стороны.

По словам начальника сектора тарифов ОАО «Свердловэнерго» Борис Бокарева, величина тарифов определяется в начале года, и ОАО «Свердловсэнерго прилагает все усилия для того, чтобы удержать тарифы на установленном уровне. «Мы не будем повышать тарифы в течение года даже в том случае, если будем работать себе в убыток, – говорит Борис Бокарев. – Другое дело, что в тарифах, устанавливаемых на следующий год, будут учтены неполученные доходы и исходя из этого будут установлены более высокие тарифы».

Величина тарифов определяется прежде всего исходя из прогноза инфляции, который составляет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, а также из предполагаемых цен на энергоносители для генерирующих мощностей (прежде всего цен на природный газ). Кроме того, в тарифах на следующий период учитывается предполагаемый рост расходов на поддержание активов ОАО «Свердловэнерго» в рабочем состоянии.

В то же время применение такой схемы тарификации всегда связано с рисками неопределенности: Министерство экономического развития и торговли может пересмотреть свой прогноз инфляции, либо могут измениться цены на энергоносители. «В нынешнем году величина тарифов оказалась, по всей видимости, несколько ниже равновесной, поскольку выросли цены на природный газ и плата за пользование магистральной сетью РАО «ЕЭС». Тем не менее повышать тарифы до конца года мы не собираемся. В этом году удалось сохранить расхождение тарифов от реальной стоимости электроэнергии на приемлемом уровне, а потому мы вполне можем работать полностью за свой счет», – говорит Борис Бокарев.

По его словам, в тарифной политике ОАО «Свердловэнерго» на следующий год будет сделано существенное изменение: «Мы хотели бы снизить нагрузку перекрестного субсидирования на промышленные предприятия с 23,8 до 17%. Это означает, что если в этом году действующий тариф на электроэнергию для промышленных предприятий был выше экономически обоснованного тарифа на 23,8%, то в 2003 г. этот разрыв будет сокращен до 17%». В целом же для всех групп потребителей в 2003 г. средний тариф на электроэнергию вырастет примерно на 25%. Принимая во внимание тот факт, что будет снижена нагрузка перекрестных субсидий, планирукется поднять тариф для промышленных предприятий на 19%, в то время как население будет платить от 65 до 80% от реальной стоимости электроэнергии. На сегодняшний день население платит всего лишь 38% от реальной стоимости электроэнергии.

Неплатежи

Второй существенной проблемой для энергетиков всегда являлись предприятия-перепродавцы, которые отказывались платить за поставленную им энергию. К примеру, в Екатеринбурге наиболее крупными оптовыми перепродавцами являются МУП «Градмаш», МУП «Эльмашэнерго, МУП «Екатеринбургэнерго», которые очень часто оказываются в списках должников.

Эти предприятия являются собственниками своей сети, по которой доставляется электроэнергия. По этой причине такое на первый взгляд простое решение проблемы неплатежей, как отключение от электроэнергии, оказывается связанным с рядом проблем. К сети перепродавцов подключено множество хозяйствующих субъектов, одни из которых своевременно рассчитываются за поставленную электроэнергию, а другие предпочитают залезать в долги.

Провести адресные отключения в такой ситуации возможно только в том случае, если предприятие-перепродавец идет на сотрудничество с ОАО «Свердловэнерго» и погашает хотя бы часть задолженности, однако в большинстве случаев этого не происходит. В результате «Свердловэнерго» производит отключение всей сети должника, и без электро- и тепловой энергии остаются все пользователи этой сети. Совсем недавним примером является ограничение в поставке теплоэнергии за долги МУП «Екатеринбургэнерго» – долг этого предприятия за отопительный сезон с учетом недоплаты за май-июнь 2002 г. составил 160 млн руб.

Надо заметить, что подобных проблем не возникает у потребителей, с которыми «Свердловэнерго» работает напрямую либо через свои дочерние предприятия, такие как Екатеринбургская электросетевая компания.

Разговоры, а также поиски выхода из рамок сложившихся отношений ведутся уже давно. Как говорит начальник электротехнической службы АО «Свердловэнерго» Сергей Колуцкий, в настоящее время проблема состоит в выборе схемы, которая могла бы заменить отношения между «Свердловэнерго» и МУПами.

«В последнее время, поскольку оптовые перепродавцы нам не платят, мы стараемся отходить от традиционной схемы. Мы стараемся выработать новое решение, чтобы договора заключать напрямую с потребителем, а предприятиям-перепродавцам мы платим за транспортировку электроэнергии до конкретного потребителя». «Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что мэры городов Свердловской области умышленно банкротят перепродавцов электроэнергии и таким образом надеются избавиться от долгов перед энергокомпанией», – говорит заместитель генерального директора АО «Свердловэнерго» по сбытовой работе Владимир Нечитайлов.

Схема

Дело в том, что в последнее время представители администрации некоторых городов Свердловской области могли начать применять схему, которая позволяет городскому хозяйству не рассчитываться за электроэнергию.

Подразумевается, что представители администрации выводят перепродавцов, задолжавших крупные суммы региональной энергосистеме, из состава муниципалитетов. Следующим шагом в этой схеме является передача всего имущества бывшего муниципального предприятия другому хозяйствующему субъекту. Затем в результате судебного производства происходит процесс признания перепродавца банкротом.

В итоге остается юридическое лицо, которое фактически не имеет никакого имущества и долги которого просто замораживаются на полтора года без всякой индексации. Вместо разорившегося предприятия создается новый перепродавец.

Таким образом, совершенно понятной становится проводимая энергокомпанией политика, направленная на защиту собственных интересов.

Общепризнанно, что в государстве с развитой рыночной экономикой является недопустимым пользование услугами на безвозмездной основе. Нынешняя же ситуация складывается таким образом, что путем реализации ряда схем для недобросовестных хозяйствующих субъектов становится возможным пользование предоставляемой электро- и теплоэнергией именно на безвозмездной основе. Более того, представители предприятий, имеющих задолженность перед «Свердловэнерго», зачастую пытаются любыми способами уклониться от выплат, иногда используя такие нерыночные методы, как уклонение от переговоров.

Итог

Решение проблем региональной энергосистемы можно назвать стратегической задачей. В противном случае в Уральском регионе по мере износа сетей ОАО «Свердловэнерго» могут возникнуть настоящие энергетические кризисы. И если проблему тарифов необходимо решать на самом высоком уровне, то пути решения проблемы неплатажей ищутся уже сейчас, в частности, уже поступают предложения взимать задолженность с предприятий-перепродавцов путем отчуждения акций этих предприятий.


Другие материалы по теме: