Сегодня депутатам Законодательного собрания Свердловской области была представлена методика формирования бюджета на 2003 год

15 августа 2002 (16:34)

Сегодня состоялось заседание Комитета по экономической политике, бюджету, налогам и финансам. В ходе заседания депутатам была представлена методика расчета проекта областного бюджета на 2003 г. и методика расчета фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

На заседании присутствовали представители комитета Облдумы по законодательству, комитета по социальной политике и министерства финансов Свердловской области, а также главы муниципальных образований: Асбеста, Березовского, Нижней Туры и Верхней Пышмы.

С докладом о методике выступила первый заместитель министра финансов Мария Серова. В частности в своем докладе она отметила, что методика расчета областного бюджета на 2003 г. приведена в соответствии с областным законом о бюджете и особых изменений в сравнении с методикой расчета бюджета 2002 г. не претерпела. Кроме того, М. Серова отметила, что при подготовке методик учитывались изменения, которые произошли на федеральном уровне в последнее время. Особенно, по словам М. Серовой, важно то, что значительно уменьшилась доходная часть консолидированного бюджета области: за счет отмены налога на пользователей автодорог бюджет теряет 5,5 млрд. руб.; 60 млн. руб. в результате отмены налога на покупку валюты; 95 млн. руб. за счет ухода 100% акцизов на табачные изделия в федеральный бюджет. В целом общая сумма потерь доходной части бюджета составляет 6,4 млрд. руб. «Доходные же источники, которые были переданы Федерацией, чтобы компенсировать потерянную часть в бюджете, делают это только наполовину за счет налога на прибыль, земельного налога, в среднем на сумму около 3 млрд. руб.», – отметила М. Серова. Это создает, по ее словам, дополнительные трудности в формировании бюджета 2003 г.

Представляя депутатам методику расчета бюджета-2003 на заседании Комитета по экономической политике, бюджету, налогам и финансам, заместитель министра финансов Мария Серова отметила, что планируемый бюджет будет бездефицитным. Методика расчета проекта бюджета на 2003 г. разрабатывалась с учетом расходов на повышение заработной платы, повышение затрат на топливно-энергетические ресурсы и исходя из прогнозируемого уровня инфляции.

Кроме того, М. Серова отметила, что бюджет-2003 будет «более социальным». «Главное отличие методики расчета областного бюджета на 2003 г. от прошлых, обусловлено изменениями межбюджетных отношений с РФ. Задачей методик всех предыдущих лет было равномерное распределение всех ресурсов. Сегодня, правительство и губернатор ведут переговоры с Министерством финансов РФ, чтобы достигнуть соглашения по компенсации Свердловской области выпадающих доходов. Если удастся отстоять существующие расходы, то методика расчета областного бюджета на 2003 г. будет реальной», – заявила М. Серова.

«Вполне вероятно, что возникнут серьезные проблемы при обсуждении проекта областного бюджета на 2003 г. в верхней палате Законодательного Собрания Свердловской области», – считает депутат Палаты представителей Законодательного собрания (ППЗС) Свердловской области Сергей Черкасов. По его словам, методика расчета бюджета области на будущий год, утвержденная правительством области, значительно отличается от варианта методики, который предлагали депутаты ППЗС. «Во–первых, в утвержденном варианте мало внимания уделяется финансовой поддержке муниципальных образований. Большинство депутатов ППЗС – представители органов местного самоуправления. Они не захотят мириться с тем, что из областного бюджета им будет выделяться так мало средств. Поэтому я думаю, что верхняя палата далеко не сразу согласится одобрить проект бюджета-2003», – утверждает С. Черкасов.

По мнению депутата Свердловской областной Думы Владимира Крицкого методику, которая была сегодня представлена на заседании Комитета по экономической политике, бюджету, налогам и финансам, нужно пересматривать. «Представленная методика практически ничем не отличается от методики прошлого года, которую все признали крайне неудачной. В результате ее применения муниципальные образования оказываются на грани выживания. Вопрос о том, что методику нужно менять поднимался на заседании Облдумы. Представители Минфина соглашались, однако вновь применили ее при расчете бюджета на 2003 г.», – говорит В. Крицкий.

По его словам нужно совсем по-другому рассчитывать методику, как бюджета, так и фонда финансовой поддержки МО. «Существует методика расчета, которая утверждена комиссией по межбюджетным отношениям при Минфине РФ, но наш Минфин ею не пользуется. Данная методика берет за основу налоговый потенциал территории, а не количество собранных налогов в прошлом году. Фонд поддержки МО в этой методике разделен на три части из которых одна это часть направленная на выравнивание бюджетного дефицита, вторая – это фонд стимулирования МО, которые собирают большее количество налогов. А третья – это экономное расходование средств, выделяемых на целевые программы. Вот эта бы методика была очень удачной для расчета бюджета следующего года и могла бы решить проблемы МО. Что касается цифр, которые представлены в методике, то их надо пересматривать, поскольку они не могут быть приняты как базовые. К примеру, в прогнозе социально-экономического развития области на 2003 г. указан коэффициент роста доходов населения 1,198, а в методике предложен коэффициент роста по подоходному налогу 1,42. То есть совершенно ясно, что такая собираемость налогов невыполнима», – отметил В. Крицкий. И таких несоответствий, по его словам, очень много.


Другие материалы по теме: