Бизнес и оборонные предприятия

Разговоры об оборонной промышленности Урала и ее будущем ведутся давно, и проблема реализации потенциала предприятий этого сектора стоит очень остро.

Производства, принадлежащие военной промышленности в России, традиционно являются наиболее наукоемкими и среди хозяйствующих субъектов, пожалуй, в наибольшей степени зависят от государства. С тех пор как российское правительство начало проводить экономические реформы, был взят курс на сокращение оборонных расходов. Таким образом предприятия, принадлежащие к оборонно-промышленному комплексу, понесли существенные потери в статье своих доходов – государственных заказах на производство спецпродукции для российских вооруженных сил.

С наступлением реформ перед предприятиями оборонного сектора встала острейшая проблема выживания в условиях свободного рынка. Государство финансировало в более или менее приемлемом объеме только наиболее стратегически важные предприятия, в частности те, которые занимались осуществлением разработок в сфере ядерного оружия. Остальные же предприятия оказались предоставленными собственной судьбе и должны были своими силами удерживаться на плаву. Надо признать, что часть предприятий в той или иной степени сумела выбраться из кризиса. Это было обусловлено тем, что эта группа оборонных предприятий сумела выйти со своей продукцией – профильной или конверсионной – на внешние рынки и таким образом получить финансовые ресурсы для дальнейшего развития. Те же предприятия, профиль которых не предусматривал возможности выхода на внешний рынок, в большинстве своем находятся далеко не в лучшем положении. Основные причины для этого – консервативность (зачастую крайняя) руководства оборонных предприятий и острая нехватка средств на перепрофилирование производства. При этом бизнес по производству оружия был и остается одним из наиболее наукоемких и прибыльных.

Ситуация

Видимо, осознавая перспективность идеи, администрация Свердловской области заявила в свое время о создании в Урало-Сибирском регионе целого ряда некоммерческих партнерств, объединяющих предприятия оборонной отрасли.

Идея некоммерческих партнерств, создаваемых государством, состоит в том, чтобы в создавшейся ситуации произвести укрупнение оборонных предприятий, а также процесс сброса малоэффективных активов ОПК. С другой стороны, процесс акционирования предприятий ОПК, с тем, чтобы оценить их рыночную стоимость, весьма затруднен, так как значительную долю в собственности оборонных предприятий составляют уникальные научные и конструкторские разработки, то есть интеллектуальная собственность. Более того, остается неясным, пожелает ли государство при каких бы то ни было обстоятельствах утратить контроль хотя бы над одним из предприятий этой стратегической отрасли. Для консолидации предприятий ОПК была выбрана форма объединения их в некоммерческие партнерства. Предприятия такого партнерства будут объединены одной технологической цепочкой, и все вместе будут производить уже готовую продукцию. ОПК Свердловской области включает в себя более 50 предприятий и организаций. На сегодняшний день он является одним из самых крупных в России. По оценкам экспертов, свердловская оборонная промышленность смогла сохранить практически все свои мощности даже в крайне неблагоприятных условиях значительного сокращения объемов государственного оборонного заказа и непогашенных задолженностей федерального бюджета за выполненные работы. Более половины местных предприятий сохранили и начали постепенно наращивать объемы производства на рынке гражданской продукции. Урала, как и всей России, коснулась конверсия, проходившая в середине 90-х гг. В частности, достаточно успешно были реализованы «Комплексная программа конверсии оборонных предприятий Свердловской области на 1995-1997 гг.», и «Областная комплексная программа реструктуризации и конверсии предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области на 1998-2000 годы». Эти проекты стали продолжением стратегии областного правительства по концентрации военного производства в ядре ОПК, перепрофилированию высвобождаемого в результате конверсии производственного потенциала на выпуск продукции гражданского назначения.

Таким образом, государство в лице федерального правительства и правительства области желает сохранить свой военно-промышленный потенциал. Тем не менее в секторе оборонной промышленности появились новые тенденции: государство может попросту не успеть консолидировать «оборонку» под своим крылом, так как приобретением предприятий, входящим в ВПК, уже занялись частные структуры. Одной из них является финансовая группа «Северная Казна».

По данным некоторых источников, в планы «Северной Казны» входит идея формирования холдинга из оборонных предприятий Свердловской области. В этот холдинг планировалось включить Егоршинский радиозавод, Режевской механический завод и ФГУП «Высокогорский». На примере последнего предприятия можно увидеть методы, которые будут использоваться или уже использовались для получения контроля над предприятием. К примеру, когда ФГУП «Высокогорский механический завод» задолжал «Северной казне» порядка 25 млн руб,. была инициирована процедура банкротства. После разработки плана финансового оздоровления предприятия по ходатайству «Северной Казны» на предприятии было введено внешнее управление. Однако Арбитражный суд впоследствии признал основания для признания ФГУП «Высокогорский механический завод» банкротом недостаточными, по причине того, что кредиторы еще не исчерпали все возможные способы получения долгов. Хотя эта схема получения контроля и не сработала, но она вполне может дать представление о методах.

Суть дела

Егоршинский радиозавод – одно из предприятий оборонного комплекса Урала. В настоящее время завод выпускает оборонную и гражданскую продукцию. В последнее время предприятие находилось в крайне тяжелом положении, что было связано как с отсутствием заказов со стороны государства, так и с неэффективным менеджментом предприятия.

За последние годы со стороны контролирующих органов на предприятии неоднократно выявлялись многочисленные нарушения действующего законодательства и финансовой дисциплины. В 1996 г. совместная комплексная проверка областной и налоговой инспекции, проводимая на предприятии, выявила уклонение от налогов путем перечисления средств страховым компаниям, которые затем перечисляли страховые средства на выплату заработной платы сотрудникам предприятия. Для того чтобы найти выход из затяжного кризиса, завод с 1996 по 1997 г. неоднократно брал кредиты. В июле 2001 г. кредиторская задолженность превышала дебиторскую в 3 раза и составляла 215 млн рублей. Однако в 2001 г. на предприятии произошли серьезные изменения – контрольный пакет акций (81%) перешел во владение банка «Северная Казна». На заводе полностью сменился менеджмент.

Тем не менее, для того чтобы приобретенные заводы работали и приносили доход, необходимо ими эффективно управлять. Но на примере Егоршинского радиозавода видно, что по тем или иным причинам новая команда управленцев не смогла добиться прибыльности предприятия. Несмотря на то что новый менеджмент действует на предприятии уже достаточно долгое время, сегодня завод находится далеко не в лучшем состоянии. В 2002 г., несмотря на рост объемов производства, ОАО «Егоршинский радиозавод» работает с убытками. Так, в период с января по март текущего года выручка предприятия от продажи товаров, работ, услуг (без НДС и акцизов) составила 18,024 млн руб. При этом себестоимость проданных товаров, работ и услуг за отчетный период составила 22,974 млн руб. Кроме того, коммерческие и управленческие расходы завода составили за I квартал текущего года 309 тыс. руб. В результате только в январе-марте 2002 г. убыток от продаж в ОАО «Егоршинский радиозавод» составил 5,259 млн руб. Задолженность завода по полученным кредитам и займам по итогам I квартала этого года составила 94,420 млн руб.

Между тем убыточные показатели деятельности предприятия были зафиксированы и в предшествующие четыре месяца – с сентября по декабрь прошлого года. Так, в декабре 2001 г. убыток ОАО «Егоршинский радиозавод» составил 9,344 млн руб.

При этом новое руководство завода утверждает, что завод будет развиваться и что основным путем развития будет рост выпуска заводом гражданской продукции.

Однако есть одна тенденция, которая может негативно сказаться на всех предприятиях оборонного комплекса. Из-за всеобщей конверсии оборонных предприятий происходит изменение структуры производственных мощностей, и, по всей видимости, на ОАО «Егоршинский радиозавод» происходят такие процессы. За первые три месяца текущего года показатель работы новой команды менеджеров выразился в том, что убыток от продаж за первый квартал этого года составил более 5 млн руб. Правда, руководству удалось выручить почти 4 млн руб., продав часть основных средств оборонного предприятия, изменив таким образом структуру производства. Новое руководство не скрывает, что главным приоритетом для него является производство на Егоршинском радиозаводе гражданской продукции.

Естественно, что подконтрольное оборонное предприятие привлекательно для представителей бизнеса. И дело не только в том, что такие предприятия располагают наиболее квалифицированными кадрами и интеллектуальной собственностью, но и в том, что предприятие, сохраняющее хоть какое-то отношение к оборонной промышленности, остается закрытым. Государство следит за тем, чтобы информация о происходящем на предприятии оставалась малодоступной, что открывает широкие возможности по использованию различного рода схем. Так, у ОАО «Егоршинский радиозавод» увеличились краткосрочные финансовые вложения. Если на начало текущего года краткосрочные финансовые вложения предприятия составляли 25,986 млн руб., то по итогам первых трех месяцев 2002 г. они выросли до 33,784 млн руб. Такие процессы на фоне продажи части основных фондов и убытков выглядят весьма странно, однако закрытость информации по предприятию не позволяет более детально разобраться в проблеме.

Кроме того, на Егоршинском радиозаводе будет продолжен процесс оптимизации структуры предприятия. На заводе уже сокращены вспомогательные структуры: строительный цех, подсобное хозяйство, водители. Как утверждает руководство завода, в этом направлении будут сделаны и дальнейшие шаги, «потому что соотношение ИТР и вспомогательных рабочих по отношению к количеству основных рабочих далеко не оптимально». Таким образом, в долгосрочной перспективе производство военной продукции будет по всей видимости сокращаться.

Первым существенным достижением новой команды менеджеров Егоршинского радиозавода, помимо убытков, которые продолжает нести предприятие, надо считать проверки, которые начнутся в ближайшем времени на предприятиях оборонного комплекса. Начальник финансово-экономического отдела аппарата полномочного представителя Президента РФ в УрФО Сергей Юрпалов заявил, в III – IV квартале текущего года планируется провести комплексные проверки предприятий военно-промышленного комплекса Свердловской области и УрФО. «В основном планируется проверить ГУПы, но и другие заводы, имеющие отношение к ВПК, тоже будут проверены», – сказал он. В числе первых, по словам С. Юрпалова, будет проверен Егоршинский радиозавод.

Вывод

Конечно, было бы несколько преждевременным винить в том, что завод несет убытки, новое руководство завода. Предприятие много лет было убыточным, а потому ожидать мгновенного выхода из кризиса было бы ошибкой. Тем не менее можно вспомнить достаточно громкие заявления руководства группы «Северная Казна» о том, что группа располагает командой весьма эффективных топ-менежеров, которые, имея большой опыт работы в финансовых организациях, были бы вполне в силах решить все финансовые проблемы оборонного предприятия, принимая во внимание срок, в течение которого действует новое руководство завода. Надо также отметить, что вряд ли новые управляющие на Егоршинском радиозаводе действуют сами по себе – скорее всего, они весьма активно пользуются поддержкой одного из уральских банков. В таком случае факт заявления о проверках выглядят достаточно странно.

Таким образом, единственным фактом, который мог бы объяснить ситуацию, является то, что предприятия, которые пытается контролировать группа «Северная Казна», правительство области планировало включить в одно их своих некоммерческих партнерств – «Ракетное оружие Урала», куда кроме них могут войти ОАО «Машиностроительный завод им. Калинина», ФГУП «Вектор» и НПО «Автоматика». Можно предположить, что заявленные С. Юрпаловым проверки могут послужить поводом для установления областной администрацией контроля над этими предприятиями.

Налицо новая тенденция прихода частного капитала в сферу военной промышленности. Не удивительно, что бывшие оборонные предприятия привлекают к себе пристальное внимание со стороны бизнеса: даже если и не производить на них оружие, они в любом случае остаются технологически передовыми предприятиями с наиболее наукоемким производством, которое позволяет получить значительную норму прибыли. С другой стороны, если представители власти не окажутся готовыми к отказу от контроля над оборонной промышленностью, то скорее всего это может привести к возникновению конфликтных ситуаций между представителями бизнеса и власти.


Другие материалы по теме: