Пивной вопрос

8 февраля 2001 (11:33)

В последние недели одной из основных экономических тем стала «пивная». Прежде всего это связано с резкими заявлениями главного санитарного врача Российской Федерации Геннадия Онищенко, который еще 15 декабря прошлого года принял постановление «Об усилении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за алкогольной продукцией».


Предлагается запретить рекламу пива в средствах массовой информации и продажу этого напитка «в непосредственной близости от учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта». Предусмотренное в этом постановлении полностью соответствует условиям продажи любой алкогольной продукции в России. Производителям пива следовало насторожиться. Пиво сейчас, как известно, не является алкогольной продукцией. Такое положение существует с 1996 г. Соответственно пивоварение подлежит лицензированию на общих основаниях — как производство продуктов питания. Но самое главное — отсутствие акцизов, которыми облагается алкоголь. Отмена акцизов в 1996 г. привела к тому, что в 1997 г. производство одного декалитра пива давало один доллар прибыли. После кризиса 1998 г. прибыль в отрасли снизилась. Тем не менее в последние годы отрасль в целом демонстрировала устойчивый рост от 20 до 30% в год.


Упомянутое постановление еще должно пройти регистрацию в Министерстве юстиции, а пока любое действие исполнителей на местах может быть обжаловано в суде с большими шансами на успех. Но инициатива Онищенко была быстро и с завидным единодушием подхвачена общественностью. Так, уже 25 января Комитет Госдумы по охране здоровья и спорту выступил с ее поддержкой и, более того, предложил внести соответствующие изменения в законы о регулировании производства и оборота спирта и алкогольной продукции и о рекламе.


Разумеется, пивовары прекрасно понимают, что все может закончиться только введением акцизов на пиво. С 1996 г. (с отмены акцизов) это уже вторая крупномасштабная попытка реванша со стороны государства. Предыдущая была предпринята в 1998-1999 гг., ее инициаторами выступили налоговые органы, которые напрямую предложили вернуть акцизы. Тогда эта идея не прошла, но трудно себе представить, чтобы налоговики отказались от мысли ввести акцизы в столь успешной отрасли.


Сейчас они просто отказываются от комментариев, ссылаясь на то, что решение не принято. На первый план выступили медики, которые говорят о пагубности пивного алкоголизма, или гамбринизма, как его иногда называют. Однако встревоженная ассоциация пивоваров России на всякий случай еще в прошлом году обратилась во все возможные министерства: юстиции, здравоохранения, по антимонопольной политике, печати и информации, сельского хозяйства, в Госстандарт РФ. Инициатором выступили предприятия Санкт-Петербурга, которые в коллективном обращении назвали решение примером «антигосударственной, антинародной и возмутительной политики против бурно развивающейся пивоваренной отрасли» и потребовали отставки Геннадия Онищенко.


Уральские пивовары: за и против




Весьма обеспокоены и производители пива в Свердловской области, где расположено около полутора десятков только крупных пивоваренных заводов. Количество мелких учесть трудно — пиво не лицензируется как алкоголь, поэтому существует много мелких пивоварен, которые появляются и исчезают. Общее мнение производителей пива таково — пиво нельзя приравнивать к алкогольной продукции. Их аргументы являются повторением того, что заявляет Ассоциация пивоваров (за исключением призывов к отставке Онищенко).


Во-первых, это преждевременно, потому что пива мы все равно пьем меньше, чем цивилизованные страны. «В России потребление пива составляет 25-28 литров на человека в год, тогда как в Германии — 150-180 литров». (Игорь Тюфяков, маркетинг-директор ТД «Патра», интервью УрБК 26 января).


Во-вторых, предлагаемые меры приведут к росту стоимости пива, что, в свою очередь, вызовет снижение его производства, а, значит, снизятся налоговые поступления в бюджет и произойдет сокращение рабочих мест.


В-третьих, и это общее мнение пивоваров, введение акцизов на пиво приведет к тому, что оно приблизится по ценам к водке. Поскольку потребление водки снижается, можно предположить, что идею введения акцизов на пиво лоббируют производители и продавцы крепких алкогольных напитков, — предполагают пивовары. Им отвечает Константин Устиловский, финансовый директор «Алконы». По его мнению, водка всегда будет на порядок дороже.


Неожиданно к пивоварам присоединился председатель комитета по защите прав потребителей Екатеринбурга Андрей Артемьев. По его мнению, приравнивание пива к алкогольным напиткам приведет к увеличению употребления крепких напитков и даже наркотиков.


Тревога свердловских пивоваров представляется еще более обоснованной, если взглянуть на результаты их хозяйственной деятельности. Если в целом по России производство пива в последние годы росло, как отмечалось выше, на 20-30 % в год, то в свердловской области только в прошлом году оно упало на 11.3 %. И эта тенденция сохраняется последние два года. Объясняется это тем, что местные производители не могут позволить себе финансирование широкомасштабных рекламных кампаний в федеральном масштабе. Кроме того, в условиях намечающегося введения акцизов они станут еще менее конкурентоспособны: ни один местный производитель пива не входит в крупные корпорации, которые могут позволить себе снижать издержки производства и проводить некоторое время демпинговую политику.


В то же время определенный интерес к нашему пивному рынку проявляет группа «SUN Interbrew», которая была образована в 1999 г. в результате объединения индийской компании «SUN Brewing» (на российском пивоваренном рынке с 1992 г.) и бельгийской Interbrew. В настоящий момент группа контролирует от 15 до 18 % пивного рынка России (на Украине — гораздо больше половины рынка), ей принадлежат такие торговые марки, как «Толстяк», «Пикур», «Викинг», «Бавария», «Волжанин», «Сибирская корона», «Клинское». Еще в 1993 г. дочерняя структура SUN и Свердловский завод пивобезалкогольных напитков создали совместное предприятие АОЗТ «Екатеринбургская пивоваренная компания». Однако завод, который на тот момент был государственным предприятием, вскоре приватизировали, и в последовавшей за этим неурядице SUN утратило свои позиции в Екатеринбурге.


В настоящий момент «SUN Interbrew» стабильно наращивает производство, в том числе и на ближайших к Свердловской области заводах в Перми и Новосибирске. Если же обратить внимание на набор ее торговых марок, становится очевидной агрессивная маркетинговая политика группы.


Таким образом, вся пивная отрасль Свердловской области напрямую зависит от того, как будут развиваться события вокруг постановления Геннадия Онищенко. Если пиво будет приравнено к алкогольной продукции, это практически наверняка приведет к изменениям в составе участников рынка этого вида продукции в Свердловской области.


Другие материалы по теме: