«Капитал. День за днем» и Елена Вишнева: «Рынок заждался настоящего общепита»
5 сентября 2002 (10:38)
На сегодняшний день ниша общедоступного общепита в Екатеринбурге практически пуста.
Эксперты все чаще говорят о том, что сегмент общественного питания является одним из наиболее активно развивающихся и перспективных направлений малого бизнеса. У министерства торговли есть свой взгляд на развитие этой сферы. Несмотря на растущий спрос на кредиты в торговле, на сегодняшний день очевидно, что все больше предпринимателей стремятся работать в сфере общепита и услуг, так как открывать новый бизнес в торговле становится все сложнее. Сегодня кредитование сферы питания и услуг составляет около 20%, еще три года назад спрос был в 2 раза меньше, считает представитель фонда поддержки малого бизнеса Европейского банка реконструкции и развития Ирина Богданова. Интерес к отрасли подтверждают данные статистики. На протяжении последний 3 лет наблюдается тенденция прироста товарооборота в этой сфере. Например, за 7 месяцев текущего года товарооборот составил 5,3 млрд руб., увеличившись по отношению к прошлому на 30%. В сопоставимых ценах рост составил 17,7%. Сегодня в области 3800 предприятий общественного питания, до 80% из них являются малыми. Несмотря на то, что часть свободного места на рынке общедоступного питания начинают занимать сети типа «Мак Пик» или «Сабвей», а также рестораны, предлагающие комплексные обеды, в целом уровень развития услуги не соответствуют требованиям рынка. Как отмечают в областном министерстве торговли, при открытии малых предприятий общепита наиболее выигрышными сегодня являются технологии быстрого питания и обслуживания. Узкий ассортимент и использование продуктов высокой степени готовности облегчает путь к стабильности качества. Хотя по общему признанию фаст-фуд и является пощечиной диетологии, появление этих технологий обусловлено социальными факторами. Гамбургеризации страны способствует возрастающее нежелание женщин заниматься домашним хозяйством и появление большого числа мобильных людей, перекусывающих на бегу.
К сожалению, пока свердловский, как и в целом, российский фаст-фуд развивается по американскому пути. По мнению областного министра торговли Веры Соловьевой, которая подняла этот вопрос на вчерашней пресс-конференции, необходима новая концепция в организации массового питания. В минторге поставили основную задачу - качественного совершенствования системы общедоступного питания. «Мы не имеем ничего против дешевого фаст-фуда, но приоритетной нам видится система узкоспециализированных сетей быстрого питания, таких как детские кафе, чайные, кофейные, блинные, а также предприятия, возрождающие традиции русской кухни», - отметила Соловьева. Впрочем, обвинение в однообразии и сетям быстрого питания сегодня не грозит. В Екатеринбурге, например, появилось несколько типов сетей: пиццерии, национальные кухни, мороженицы и т. д. Однако ситуация такова, что практика открытия в постперестроечное время больших предприятий не востребована, а предприятий с небольшим количеством посадочных мест по-прежнему недостаточно. К тому же доход огромного большинства не позволяет ежедневно пользоваться заведениями, в которых стоимость обеда превышает 50 руб.Условием массовости общепита остается его дешевизна, но, по всей видимости, крупных отечественных инвесторов, способных осуществить подобные проекты, практически нет. Однако это уже не вопросы дешевого фаст-фуда, а общие проблемы общепита как сферы малого бизнеса. Предприниматели просят обратить внимание на НДС и налог с продаж на предприятиях массового питания. Непонятно, почему, например, на мебель и на котлеты одинаковое процентное начисление. Пока же развитие сетей, принадлежащих западным брэндам, объективно замедляет рост наших национальных предприятий массового питания. Вырастив сейчас поколение пепси и гамбургеров, страна рискует утратить национальную культуру питания, а, значит, национальный продовольственный бизнес, следовательно, и часть потребителей. Но дело даже не в том, что западные традиции не соответствуют нашему менталитету. В конце концов в «Мак Пик» можно не ходить. Гораздо серьезнее другое: больше-то пойти, в принципе, некуда.
Эксперты все чаще говорят о том, что сегмент общественного питания является одним из наиболее активно развивающихся и перспективных направлений малого бизнеса. У министерства торговли есть свой взгляд на развитие этой сферы. Несмотря на растущий спрос на кредиты в торговле, на сегодняшний день очевидно, что все больше предпринимателей стремятся работать в сфере общепита и услуг, так как открывать новый бизнес в торговле становится все сложнее. Сегодня кредитование сферы питания и услуг составляет около 20%, еще три года назад спрос был в 2 раза меньше, считает представитель фонда поддержки малого бизнеса Европейского банка реконструкции и развития Ирина Богданова. Интерес к отрасли подтверждают данные статистики. На протяжении последний 3 лет наблюдается тенденция прироста товарооборота в этой сфере. Например, за 7 месяцев текущего года товарооборот составил 5,3 млрд руб., увеличившись по отношению к прошлому на 30%. В сопоставимых ценах рост составил 17,7%. Сегодня в области 3800 предприятий общественного питания, до 80% из них являются малыми. Несмотря на то, что часть свободного места на рынке общедоступного питания начинают занимать сети типа «Мак Пик» или «Сабвей», а также рестораны, предлагающие комплексные обеды, в целом уровень развития услуги не соответствуют требованиям рынка. Как отмечают в областном министерстве торговли, при открытии малых предприятий общепита наиболее выигрышными сегодня являются технологии быстрого питания и обслуживания. Узкий ассортимент и использование продуктов высокой степени готовности облегчает путь к стабильности качества. Хотя по общему признанию фаст-фуд и является пощечиной диетологии, появление этих технологий обусловлено социальными факторами. Гамбургеризации страны способствует возрастающее нежелание женщин заниматься домашним хозяйством и появление большого числа мобильных людей, перекусывающих на бегу.
К сожалению, пока свердловский, как и в целом, российский фаст-фуд развивается по американскому пути. По мнению областного министра торговли Веры Соловьевой, которая подняла этот вопрос на вчерашней пресс-конференции, необходима новая концепция в организации массового питания. В минторге поставили основную задачу - качественного совершенствования системы общедоступного питания. «Мы не имеем ничего против дешевого фаст-фуда, но приоритетной нам видится система узкоспециализированных сетей быстрого питания, таких как детские кафе, чайные, кофейные, блинные, а также предприятия, возрождающие традиции русской кухни», - отметила Соловьева. Впрочем, обвинение в однообразии и сетям быстрого питания сегодня не грозит. В Екатеринбурге, например, появилось несколько типов сетей: пиццерии, национальные кухни, мороженицы и т. д. Однако ситуация такова, что практика открытия в постперестроечное время больших предприятий не востребована, а предприятий с небольшим количеством посадочных мест по-прежнему недостаточно. К тому же доход огромного большинства не позволяет ежедневно пользоваться заведениями, в которых стоимость обеда превышает 50 руб.Условием массовости общепита остается его дешевизна, но, по всей видимости, крупных отечественных инвесторов, способных осуществить подобные проекты, практически нет. Однако это уже не вопросы дешевого фаст-фуда, а общие проблемы общепита как сферы малого бизнеса. Предприниматели просят обратить внимание на НДС и налог с продаж на предприятиях массового питания. Непонятно, почему, например, на мебель и на котлеты одинаковое процентное начисление. Пока же развитие сетей, принадлежащих западным брэндам, объективно замедляет рост наших национальных предприятий массового питания. Вырастив сейчас поколение пепси и гамбургеров, страна рискует утратить национальную культуру питания, а, значит, национальный продовольственный бизнес, следовательно, и часть потребителей. Но дело даже не в том, что западные традиции не соответствуют нашему менталитету. В конце концов в «Мак Пик» можно не ходить. Гораздо серьезнее другое: больше-то пойти, в принципе, некуда.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Оборот общественного питания в Свердловской области в январе-апреле 2002 го ...
- Главными проблемами сферы общественного питания Екатеринбурга являются недо ...
- На сегодняшний день Екатеринбург на 70% обеспечен предприятиям общественног ...
- На сегодняшний день Екатеринбург на 70% обеспечен предприятиям общественног ...
- На сегодняшний день Екатеринбург на 70% обеспечен предприятиям общественног ...