Результаты исследования межбюджетных отношений в Свердловской области, проведенного по заказу УГМК, были рассмотрены на специальном заседании в Верхней Пышме

9 сентября 2002 (10:16)

По заказу Уральской горно-металлургической компании (УГМК, Верхняя Пышма, Свердловская область) специалисты консалтинговой группы «Центр фискальной политики» (ЦФП, Москва) провели анализ межбюджетных отношений в Свердловской области. Как сообщает пресс-служба УГМК, в работе заседания, проходившего в минувшую пятницу в Верхней Пышме, приняли участие главы муниципальных образований и председатели Дум городов, где расположены предприятия УГМК, а также представители Законодательного собрания Свердловской области. Проанализировав межбюджетные отношения в Свердловской области за последние несколько лет, московские специалисты пришли к нескольким выводам. В части взаимоотношений с федеральным центром нынешняя система распределения федеральных трансфертов, по оценке «ЦФП», недостаточно объективно отражает реальное положение дел. При существующей системе расчета доходных возможностей региона, исходя из отраслевой разбивки добавленной стоимости, Свердловская область, как регион-донор, не получает трансфертов из федерального бюджета. Однако в случае, если бы оценка валового налогового ресурса основывалась на базе налогообложения по отдельным налогам, а не по отраслевой добавленной стоимости, в 2002 г. Свердловская область могла бы получить порядка 690 млн. руб. федеральных трансфертов. Что касается взаимоотношений на уровне «муниципальный бюджет – бюджет субъекта федерации», то здесь специалисты «ЦФП» выделили сразу три недочета в сложившейся системе межбюджетных взаимоотношений. Во-первых, по их мнению, в последние годы в Свердловской области наметилась негативная тенденция централизации расходов консолидированного бюджета субъекта федерации в пользу области (доля бюджетов МО по расходам упала с 72% в 2000 г. до 61,6% в 2001 г.). Во-вторых, на взгляд специалистов «ЦФП», горизонтальное выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с помощью средств ФФПМО не дает стимулов эффективно работающим МО для увеличения своей налоговой базы, так как излишки в любом случае уходят в ФФПМО. Также, по мнению специалистов «ЦФП», областной бюджет по-прежнему остается недостаточно прозрачным. В частности, это касается расчета так называемых повышающих коэффициентов для МО, которые должны определяться исходя из числа потребителей бюджетных услуг, а не имеющейся в том или ином МО бюджетной инфраструктуры. Гендиректор УГМК Андрей Козицын подчеркнул, что независимая оценка лишний раз убедила в необходимости внесения корректив в бюджетный процесс, поиска вариантов взаимодействия с областным правительством.


Другие материалы по теме: