Развитие спорта в Свердловской области

Кроме известных проблем Свердловской области, связанных с поиском инвестиций в региональную экономику, не меньшую актуальность представляют и проблемы развития спорта, причем как с точки зрения инвестиций в морально-физическое здоровье населения, так и с сугубо коммерческой точки зрения перспективного вложения капитала.

В последнее время все чаще как в стране, так и в Екатеринбурге предпринимаются попытки перевести спорт в плоскость шоу-бизнеса и поставить его на коммерческую основу: примером тому могут быть такие зрелищные мероприятия, как турниры по профессиональному боксу, проходящие в развлекательных центрах города. Но это лишь один, самый легкий и доступный вариант получения прибыли от спортивных мероприятий, в то время как сегодня спрос растет на более затратные и сложные по организации события, такие как соревнования по командным игровым видам спорта, устроенные по западному образцу. Сегодня предложить такие зрелища могут только известные столичные спортивные комплексы, обладающие большой вместимостью, развитой инфраструктурой и потому привлекающие большее число посетителей. В регионах дела обстоят значительно хуже: экономическая география показывает, что из 89 субъектов Федерации 30 признаны высокодотационными, поэтому использование имеющихся там спортивных комплексов или строительство новых для проведения масштабных спортивных мероприятий, представляется более чем затруднительным. Свердловская же область, учитывая ее экономический потенциал, имеет все шансы на получения статуса третьей столицы российского спорта.

Государственная политика

Важным поворотом в общественной жизни страны со времен распада Советского Союза, стало признание спорта и физической культуры значимой частью социальной политики государства. Это положение закреплено Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 1999 года и рядом последовавших за ним правительственных документов, основными из которых являются: Концепция охраны здоровья населения РФ на период до 2005 года, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, межведомственная Программа развития детско-юношеского спорта в РФ, и План действий Правительства ФР в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы.

После формирования необходимой нормативной базы, Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму, разработал Концепцию развития физической культуры и спорта в России до 2005 года, в которой прописал конкретные направления деятельности государства и выделил четыре основные группы вопросов: 1) увеличение численности занимающихся физической культурой и спортом; 2) формирование у населения устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни; 3) укрепление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом; 4) достойное выступление российских спортсменов на Олимпийских играх и международных соревнованиях. Уже только из этого можно заключить, что развитию массовой физической культуры и спорта в России придан статус стратегической цели социальной политики государства.

Для того чтобы понять логику достижения заявленной государством цели, в первую очередь необходимо выяснить, с чем придется иметь дело. Для этого необходимо произвести структурное деление области на ее составляющие. Под общим наименованием «спорт и физическая культура» понимаются: а) массовая физическая культура (спорт для всех), б) профессиональный спорт (зрелищно-коммерческий спорт) и в) спорт высших достижений (олимпийский спорт). Исходя из такого иерархического деления, вытекает соответствующий каждому уровню набор задач, которые предстоит решить в рамках провозглашенной государственной политики. Первоочередными задачами являются: обеспечение гражданам равных возможностей на занятия физической культурой и спортом; улучшение качества физического воспитания населения; формирование у населения устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом; создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса; укрепление материально-технической спортивной базы для занятий физической культурой и спортом. Перечисленные задачи ясно свидетельствуют о приоритетном развитии массового спорта: формирование и закрепление потребности с помощью пропаганды здорового образа жизни и качественное улучшение процесса физического воспитания.

Тем временем профессиональный и олимпийский спорт все более уходит в коммерческую сферу, о чем свидетельствует повышенный интерес со крупных предприятий и финансово-промышленных групп к финансированию спортсменов и различных команд.

Cвердловская область

Если говорить конкретно о Свердловской области, то в пользу этого тезиса красноречиво говорят сами названия спортивных команд: «Уралмаш-УГМК», «Уралочка-НТМК», «Аэрофлот-Малахит» и так далее. Как можно заметить, советская схема, при которой вся социальная сфера была закреплена за промышленными предприятиями, продолжает работать и в новых условиях. Об эффективности этой работы более чем убедительно говорят результаты выступлений свердловских команд – свердловские команды занимают два первых места

Не менее значимы выступления свердловчан в баскетболе: «Уралмаш-УГМК» суперлига, чемпионы России; «Уралмаш-Юниор», – высшая лига, 7 место; «Евраз», дивизион «Б», 2 место и в хоккее: «Спартак-Меркурий» высшая лига 2 место; «Динамо-Энергия» высшая лига 7 место; «Динамо-энергия-2» класс «А» первая лига; РТИ класс «А» вторая лига. Кроме этого, по данным Министерства, спортсменами Свердловской области в 2001 году завоевано 804 медали, в том числе 701 медаль республиканского, 40 – европейского и 63 – мирового уровня. И только за первое полугодие 2002 года областная копилка пополнилась 575 медалями, из которых 540 республиканского, 14 европейского и 21 – мирового уровня. Все это представляет собой наглядное свидетельство высокого спортивного потенциала Свердловской области.

Однако при всей величине спортивного потенциала, существенным недостатком является отсутствие спортивных комплексов современного образца, которые бы служили центром проведения зрелищных соревнований по профессиональным видам спорта. Большинство спортивных сооружений области построено в 50-80 годы XX века, что, разумеется, определенным образом сказалось на их архитектурном облике и инфраструктуре. Большинство сооружений за все время эксплуатации накопили значительный процент изношенности основных фондов и требуют реконструкции, которая невозможна за счет только собственных средств.

Однако общая тенденция такова, что в последние два-три года, в стабильных с экономической точки зрения регионах страны и прежде всего в столицах, активизировалось строительство современных Дворцов спорта, рассчитанных на большое количество посадочных мест и ориентированных на организацию массовых зрелищных мероприятий. Так, для футбольного клуба «Спартак» в Северо-Восточном округе Москвы будет построен спортивный комплекс со стадионом на 50 тысяч мест, ориентировочной стоимостью около $200 млн. В Санкт-Петербурге «Фонд имущества Промстройбанка» намерен построить спортивно-развлекательный комплекс стоимостью $15 млн.

Тем не менее, в Свердловской области пока что не нашлось инвесторов, которые вкладывали бы средства в развитие спорта. Единственным исключением является строящийся при в Екатеринбурге поддержке областных властей Дворец игровых видов спорта, площадью 8000 кв. м. и вместимостью 5 тысяч человек, при котором планируется построить гостиницу, буфеты и административные корпуса.

Можно предположить, что в условиях стабилизации политической и экономической ситуации в стране и в рамках государственной политики по поддержке физической культуры и спорта, крупные бизнес-структуры обязательно займутся освоением коммерческого потенциала спортивно-развлекательных мероприятий.

Следует особо подчеркнуть, что потребность рынка в современных спортивных объектах не сводится лишь к площадкам для зрелищных мероприятий, в стране (и это особенно важно) отсутствуют современные технически оснащенные спортивные сооружения и для подготовки к международным соревнованиям и выступлениям на Олимпийских играх.

Учитывая конкретные результаты реализации федеральных и региональных программ по развитию физической культуры, относительно Свердловской области можно сделать перспективное предположение о дальнейшем увеличении количества людей активно занимающихся спортом и, росте спроса на зрелищные спортивные мероприятия.

По имеющимся данным, предоставленным Министерством физической культуры Свердловской области, конкретным результатом государственных инвестиций в развитие физической культуры стало почти повсеместное увеличение числа спортсменов. За один год, с 2000 по 2001 в таких крупных городах как Каменск-Уральский и Нижний Тагил, количество занимающихся физкультурой выросло на 2139 и 5091 человек соответственно. Плюс к этому, в Нижнем Тагиле образовалось 12 новых спортивных коллективов. В Ревде прирост спортсменов составил 1278, в Ирбитском районе 1136, а в Верхней Салде 503 человека. Рост численности отмечается в подавляющем большинстве муниципальных образований, за исключением таких территорий, как Камышлов -777, Невьянск -118 и Екатеринбург -3607 человек. Любопытно отметить, что по данным Министерства, в 2001 году на развитие физической культуры и спорта в Екатеринбурге израсходовано всего 109252,9 тыс. руб., в том числе из собственно городского бюджета 67297,8 тыс. руб., что на 23296,1 тыс. руб. больше, чем в 2000 году.

Понятно, что строительство и эксплуатация больших спортивных комплексов связана с большими инвестициями и доступна лишь крупному бизнесу. При отсутствии масштабных вложений в спорт развиваются в основном малые и средние предприятия, которым выгоднее работать с меньшими масштабами и меньшим количеством людей – сегодня наибольшее развитие в сфере массового спорта получили фитнесс-клубы.

Менеджеры фитнесс-центров отмечают растущую популярность подобных заведений. Александр Дмитренко, управляющий клубом «Черная пантера»: «Очень многие сегодня время записываются на посещение. Интерес растет и тенденция к этому появилась еще два года назад. Для самих заведений это, несомненно выгодно, ведь есть сопутствующие услуги, не только фитнес-зал». Более того, предприниматели, предоставляющие подобные услуги, нашли понимание и поддержку у местных властей. Как заявила менеджер по продажам фитнес-центра Атриум Палас Отеля Жанна Седова, в планах администрации Екатеринбурга – открытие пятнадцати подобных центров.

Таким образом из-за дефицита инвестиций предложение на «спортивном» рынке существует только в тех сегментах, где высокая доходность сочетается с относительно небольшой величиной начальных вложений. Однако на фоне растущего интереса к спорту можно предположить, что в ближайшей перспективе внимание к этой сфере проявит и крупный бизнес, который будет делать ставку не на высокую доходность, а на массовость.

Разумеется, рост численности спортсменов того или иного сорта связан в первую очередь с материальными факторами, и прежде всего со стабилизацией экономической обстановки в стране и повышением экономического благосостояния населения, уровень которого сегодня позволяет в той или иной мере заниматься спортом и физической культурой. С другой стороны, увеличение занятых физкультурой людей свидетельствует о качественном изменении их самооценки и осознанием необходимости повышения уровня морально-физического здоровья. Таким образом, в структуре спроса постепенно происходят качественные и количественные сдвиги. Со стороны предложения, как мы уже говорили, наблюдаются положительные тенденции, свидетельствующие о готовности частного капитала к осуществлению инвестиций в перспективные проекты и вместе с ними – в духовное и физическое здоровье россиян.


Другие материалы по теме: