«Эксперт-Урал» и Даниил Гольц представляют: «Зараза» новаторства

7 октября 2002 (11:00)

Общее увлечение новыми технологиями не всегда эффективно и прибыльно

К началу делового финансового сезона ЦБ принес банкам «подарок» – еще одно снижение ставки рефинансирования. Ужаса в региональной банковской среде это не вызвало – банки были готовы к такому повороту событий и активно занимались перестройкой своего бизнеса. Главное направление этой перестройки – инвестиции в новые технологии. Однако, на наш взгляд, эти вложения не всегда оправданы и эффективны для бизнеса. С точки зрения количественных характеристик Уральский регион по-прежнему занимает сильные позиции: «демографическая» ситуация здесь изменилась незначительно. По сравнению с летом 2001 года численность самостоятельных кредитных организаций выросла на 6 «душ» (на 0,5%). По Большому Уралу единственная область, потерявшая два банка, – Тюменская. Разрыв между областями—лидерами по количеству банков сократился до одной позиции. При этом общее количество филиалов из других регионов снизилось на 10. Единственная область, где варягов стало заметно больше,— Свердловская, там открылось три дополнительных филиала иногородних банков. Наиболее конкурентный рынок Свердловской области постоянно пополняется новыми игроками, что неизбежно сказывается и на изменениях в доле рынка. По данным ГУ ЦБ по Свердловской области, доля рынка филиалов московских банков выросла по сравнению с 1998 годом, но до сих пор не превышает 20%. Качественные показатели банков за этот летний сезон также не сильно «пострадали», если сравнить снижение процентных ставок (в связи с уменьшением ставки рефинансирования) с ростом объемов банковского бизнеса. На наш взгляд, в очередной раз тезис о гибельном снижении банковской маржи оказался мифом. За сезон 2001/2002 гг. ставка рефинансирования ЦБ РФ снизилась на четыре процентных пункта с 25% до 21%. При этом процентные ставки по кредитам предприятиям снижались не такими темпами. По данным Центрального банка средневзвешенная ставка по кредитам предприятиям снизилась на 2 процентных пункта по ссудам в рублях и на 3 пункта по ссудам в инвалюте (оценивались среднеквартальные значения). Ослабляло влияние снижения ставок по кредитам и оперативное снижение большинством банков ставок по вкладам и депозитам населения. Но главное положительное явление для доходной части — рост объемов банковского бизнеса. За то же время объем активов кредитных организаций, т.е. главный источник доходов, вырос на 30%. Налицо явное увеличение доходной базы, опережающее снижение процентных ставок. Учитывая общий рост тарифов на банковское обслуживание, ни о каком падении доходов речи не идет. Рост банковского бизнеса вызван, прежде всего, реальным ростом клиентской базы, в первую очередь — по частным лицам. Объем вкладов населения по России за прошлый деловой сезон вырос на 56%. И банки Большого Урала по росту вкладов полностью совпадают со среднероссийским уровнем. За сезон 2001/2002 года рост составил 54%, или 118 млрд руб. Стабильность данного источника средств еще раз подтверждается тем, что рост его присутствует во все областях Урала. Лидер и по росту, и по объемам по - прежнему Тюменская область с автономными округами. При этом ее отрыв от ближайших соперников продолжает расти – доля Тюменской области во вкладах Большого Урала выросла с 28% до 34%. Особо стоит отметить уровень прибыльности ураль-ских банков — свыше 90 процентов являются прибыльными. Есть области, где прибыльны абсолютно все банки. Этот фактор, очевидно, и определяет возрастающую конкуренцию банков на уровне внедряемых технологий: зараженные общей идей, банки направляют прибыль на новые технологичные идеи. Еще год назад мы говорили о том, что на Урале четко выделяется группа банков, в своих стратегиях делающих ставку на нововведения. Сегодня эти «границы» отчасти стерлись. Даже те региональные банки, которые основываются в своих стратегиях на обслуживании материнской ФПГ либо эксплуатируют связи с бюджетом, увлеклись общим потоком внедрения новшеств и вкладывают свои ресурсы технологии, пытаясь создать дополнительные конкурентные преимущества или хотя бы не отстать от соседей. Однако, на наш взгляд, политика по внедрению технологических новшеств не всегда выбрана верно, и это приводит к неэффективности инвестиций в среднесрочной перспективе. Например, такие новации, как WAP-банкинг (квази-интернет банк, с доступом через сотовый телефон в специальном формате), информирование клиента по пейджеру или мультивалютные карты для зарплатных проектов на заводах, не адекватны реальным потребностям рынка. При всей красоте идеи пользоваться этими услугами либо неудобно, либо дорого. Сам же банк, кроме репутации новатора, на этом ничего не зарабатывает. Зачем на предприятии, где средняя зарплата 5 тысяч рублей, внедрять пластиковую карточку с дополнительным счетом в евро? Мы не говорим о том, что новации и дополнительные услуги не нужны вообще. Но они должны учитывать реально существующие потребности в услугах у населения Урала. Здесь нельзя ориентироваться на опыт московских банков, которые имеют дело с заведомо более богатым клиентом, необходимы собственные, ориентированные на регион идеи.


Другие материалы по теме: