Алкогольный рынок Свердловской области

По последним тенденциям, местные производители алкогольной продукции продолжают вытеснять с рынка своих конкурентов из других регионов. Основным конкурентным преимуществом по-прежнему является высокое качество продукции.

Алкогольная продукция в России, да и во всем мире, всегда была и будет одним из самых продаваемых товаров. В последние годы российские предприятия-производители алкогольной индустрии стали уделять все больше внимания качеству продукции; прибыли, получаемые от продажи алкоголя, направляются на внедрение в производство новых технологий. Постепенно сбыт алкоголя растет, количество и качество выпускаемой продукции начинают все больше соответствовать друг другу. Алкогольная продукция всегда востребована в больших количествах независимо от времени года, что делает ее одним из самых привлекательных объектов для инвестиций. По данным Госкомстата РФ, объем производства водки и ликероводочных изделий в России за период с января по август 2002 г. вырос на 10,4% по сравнению с тем же периодом 2001 г. В августе 2002 г. водки и ликероводочных изделий было выработано 10,9 млн декалитров, что на 10,6% выше показателя августа 2001 г., по сравнению с июлем 2002 г. производство этой продукции увеличилось на 5,6%. Производство виноградных вин по сравнению с январем-августом 2001 г. увеличилось на 30,6%, шампанских и игристых вин – на 4,1%, коньяка – на 36,8%. Одной из бед алкогольного рынка всегда была и будет подделка продукции, поскольку подделать данную категорию товаров гораздо легче, чем произвести ее. Более того, некачественная продукция крайне отрицательно сказывается на здоровье потребителей, бывают даже смертельные случаи. Последние отчетные данные Госторгинспекции, к сожалению, подтверждают этот печальный факт. В соответствии со статистикой за 9 месяцев 2002 г., сотрудниками было проведено 605 проверок качества алкогольной продукции, в 209 случаях были установлены нарушения. В ходе проведения проверок была запрещена продажа алкогольной продукции в 69 случаях на сумму 271,7 тыс. руб. В результате контрольных проверок привлечено к административной ответственности 176 человек. Наложено штрафов на сумму 152,3 тыс. руб. Приведенные выше цифры свидетельствуют о большом наличии в обороте поддельной продукции. Причем, как правило, мошенники подделывают именно завозной, а не местный алкоголь.

Сильнейшие объединяются

В настоящее время в Свердловской области завершился организационный этап формирования взаимосвязанной группы предприятий алкогольной отрасли, доминирующих в производстве продукции в Свердловской области. К данной группе относятся: ЕВШК, где без остановки проводится реконструкция производства, в первую очередь технологических линий по производству вина и шампанского; ЕЛВЗ, где, как уже сказано, установлено современное технологическое оборудование, позволяющее выпускать продукцию класса «стандарт» и «премиум»; Талицкий биохимзавод, на основе которого сформирована группа предприятий: Талицкий спиртовый завод, дрожжевой завод, водочный завод. Преобразования производства в г. Талица привели к тому, что предприятие получило лицензию на производство спирта категории «люкс». Таким образом, спиртовый завод вышел на качественно новый уровень своего развития и технологических возможностей. Сегодня сложилась единая группа управления, единая команда менеджеров, которая управляет основными производствами всей технологической цепочки: от производства спирта до конечной реализации продукции в розничную торговую сеть через торговый дом «Уралспиртпром». Торговый дом является эксклюзивным поставщиком московского завода «Кристалл» и самарского «Родника». Уже сегодня торговый дом «Уралспиртпром» занимается дистрибуцией всей продукции главных производителей алкоголя Свердловской области. В настоящее время ТД приступил к формированию сети своих филиалов в крупных городах Свердловской области. Сформированы стратегические цели управления предприятиями алкогольного сектора. Это конкурентная борьба с завозной продукцией: расширение рынка сбыта за счет качества и полного ассортимента продукции, углубление специализации предприятий: ЕВШК (преимущественно вино, шампанское, коньяк, некоторые виды водок); ЕЛВЗ (преимущественно водки и ликероводочные изделия всех ценовых сегментов, включая федеральные бренды); Талицкий спиртовый завод (производство спирта «экстра» и «люкс»); торговый дом «Уралспиртпром» (дистрибуция региональной и федеральной продукции). В рамках холдинга планируется выпуск продукции всех ценовых сегментов рынка для потребителей с различными запросами и возможностями, при этом ассортиментный ряд продукции свердловских областных производителей значительно расширится.

ЕВШК

Продукция Екатеринбургского виншампанкомбината стала традиционным праздничным напитком в каждой уральской семье: качество продукции и цены никогда не подводили потребителя. Продукция ЕВШК всегда являлась одним из часто покупаемых и любимых горожанами продуктов. В последнее время на ЕВШК стали проводиться мероприятия по повышению качества выпускаемой продукции, в частности предприятием была закуплена экстракционная установка производства Франции: для приготовления экстрактов из сухих растворимых веществ, применяющихся при приготовлении ряда продуктов комбината. Кроме того, в этом году была запущена новая линия по производству шампанского производства Италии, позволяющая выпускать порядка 6 тыс. бутылок шампанского в час. Предприятие имеет тесные связи с известнейшими в России производителями алкоголя, в частности с компанией «Смирнов», «Довгань». Недавно на предприятии была налажена линия по производству водки «СмирновЪ». По объемам продаж шампанского ЕВШК, по мнению представителей торговых сетей, в частности «Юнилэнда», это предприятие никто не превзойдет. Кроме того, по мнению экспертов, очень успешно на рынок было выведено вино серии «Дольче Вита», которое раскупается в больших количествах. Количество и качество продукции, производимой ЕВШК, позволило начать поставку продукции в другие регионы России. В связи с большим спросом на продукцию на предприятии планируется увеличение объемов производства, сейчас ведется поиск нового виноматериала. Кроме того, изменилась и сбытовая политика ЕВШК: состав менеджмента изменился количественно и качественно, установлены тесные партнерские отношения с торговыми сетями «Юнилэнд», «Кировский», «Монетка», «Купец». Продукция завода неоднократно получала высокие награды на различных выставках алкогольной продукции.

ЕЛВЗ

ЕЛВЗ, созданный на основе мощностей «Алконы», за короткое время сумел достигнуть полного технического переоснащения производства. В результате, предприятие смогло достигнуть качественно нового уровеня технологии по производству водки. По контракту с итальянскими компаниями S.M.I. Group, BASCUS. KOSME было получено в лизинг оборудование стоимостью более $1 млн, осуществлен его монтаж и выполнены пусконаладочные работы. Новое оборудование позволило осуществлять розлив в нестандартную бутылку, в том числе в квадратную, применять в укупорке пробку в виде пластмассовой и металлической гуалы с рассекателем и дозатором, автоматически упаковывать продукцию в термоусадочную пленку, что позволило обезопасить продукцию предприятия от фальсификации. В настоящее время ЕЛВЗ ориентируется преимущественно на выпуск водок, рецептура которых предусматривает использование спирта категории «люкс». К примеру, серия водки «Старый Екатеринбург» теперь производится исключительно из этого спирта, тогда как ранее производилась из спирта «экстра». В результате технической модернизации, предприятие по своим технологическим возможностям по производству водки и ликероводочной продукции является наиболее передовым в Свердловской области и по своей оснащенности выдвигается в ведущую группу предприятий России. Новые технологические возможности Екатеринбургского ЛВЗ позволяют совершить прорыв в области и конкуренции, и взаимовыгодного партнерства с общепризнанными лидерами российского алкогольного рынка, такими как московский завод «Кристалл», «Туласпирт», Самарский комбинат «Родник». Достигнуты договоренности о производстве на предприятии федеральных брендов: качественных и известных потребителям водок, таких как «Гжелка», «Россия», «Левша» и др. Готовность ЕЛВЗ к выпуску федеральных брендов подтвердили эксперты ведущих российских производителей. Параллельно с выпуском этих видов продукции ЕЛВЗ ведет работу по расширению и улучшению собственного ассортимента – на базе популярного бренда «Старый Екатеринбург» создана целая серия: «Традиционная», «Хлебная», «Крепкая», «Медовая», «Брусничная», «Лимонная». Продукция ЕЛВЗ так же, как и продукция ЕВШК пользуется большой популярностью.

Выживает сильнейший

На настоящий момент в Екатеринбурге доминируют два производителя алкогольной продукции: Екатеринбургский ликероводочный завод и Екатеринбургский виншампанкомбинат. В свое время заместитель председателя областного правительства, министр сельского хозяйства и продовольствия Сергей Чемезов заявил, что в будущем году количество предприятий, производящих алкогольную продукцию, в Свердловской области сократится. По всей видимости, в области останутся три предприятия – ЕВШК, ЕЛВЗ и Талицкий спиртовой завод. Ни для кого не секрет, что существуют законы рынка, согласно которым мелкие производители погибают, крупные выживают. Однако если на местном рынке предприятия утвердились, с вывозом продукции в другие регионы вопрос обстоит гораздо сложнее. Заместитель министра торговли, питания и услуг Свердловской области Александр Привалов заявил, что рост производства алкогольной продукции и ее продвижение на межрегиональном уровне тормозятся в первую очередь политическими проблемами. «Самая первая проблема – учреждение акцизных складов. Например, у нас в области открыты и действуют четыре акцизных склада других субъектов РФ, в том числе Башкирии и Татарстана. Но наши предприниматели не могут открыть свои склады и представительства в других субъектах Федерации. Указанные республики, к сожалению, не подчиняются Конституции: они совершенно открытым способом вводят различные ограничения против импорта товаров из других регионов. Вопрос этот политический: ни с одним регионом, имеющим статус Республики, работать просто невозможно. Однако серьезные проблемы связаны не только с республиками. В Тюменской области часто встречаются нарушения антимонопольного законодательства. В то время, когда этими вопросами занималось министерство торговли, к работе были подключены соответствующие антимонопольные комитеты Тюменской и Свердловской областей, которые совместно решали эти проблемы. Свердловская область снимала ограничения на паритетной основе, но сейчас требуется не просто одностороннее соблюдение законодательства, но и требование исполнения его другими субъектами экономических отношений», – считает А. Привалов. Хотя, в принципе, ЕВШК и ЕЛВЗ уже достаточно готовы к конкуренции с производителями из других регионов, причем на их территории.


Другие материалы по теме: