«Новые Известия»: «Как делать бизнес в России» семинар Экспортного совета Швеции

11 октября 2002 (10:56)

Всегда любопытно узнать, что думают о твоей стране и ее жителях иностранцы. «Во всем мире идет экономический спад, и Россия – одно из немногих государств, находящихся на подъеме. Высокие цены на нефть, конечно, способствуют этому феномену», – провозгласил глава представительства Экспортного совета в Петербурге Микаэль Стор. Ценные бумаги большинства ведущих шведских и многих зарубежных компаний, представленных на Стокгольмской бирже, после краха предприятий телекома продолжали находиться в состоянии клинической смерти. Радовали лишь «русские фонды», составленные главным образом из акций нефтегазовых компаний нашей страны. 20-процентные цифры роста за год были наградой акционерам, не скинувшим все свои русские бумаги после августовского кризиса 98-го года. «Сегодня уже невозможно загнать в Россию сорок контейнеров с обувью и рассчитывать на прибыль, – заявил глава питерской газеты «Деловой Петербург» Рикард Хогберг. – Пора спекулятивного капитализма и простых торговых сделок прошла. Зарабатывают лишь те, кто что-то производит на месте». Экспорт Швеции в Россию вырос в этом году на 71 процент, больше, чем в какой-либо другой стране мира. Обороты шведских компаний в нашей стране давно превысили докризисный уровень, а Россия вот-вот обгонит Польшу, долгое время лидировавшую среди восточноевропейских стран по шведским инвестициям. «Я думаю, Россия станет номером один для нас уже через год-два», – утверждал Рикард Хогберг. – Если же в этой стране удастся провести земельную реформу и пьянствующие сегодня колхозники будут вынуждены искать работу в городах, экономический подъем пойдет еще более сильными темпами». – «Тот, кто решит, что на Востоке открылся Клондайк, зарабатывать на котором можно, сидя в удобной конторе в Стокгольме или Париже, проиграет, – предупреждали аудиторию докладчики. Рынок по-прежнему крайне сложен, и поэтому нужно самим присутствовать на «поле боя». Компетентный российский сотрудник – один из важнейших залогов успеха. Аудиторию предупредили, что на предложения выгодных коммерческих операций, находящихся вне сферы традиционного бизнеса, пришедшей на российский рынок фирме соглашаться нельзя – все обернется провалом. Надо заниматься лишь своим делом. Связано это с тем, что возможности быстрого обогащения в России уже исчерпаны, а, кроме того, в стране появилось много сильных отечественных компаний, предлагающих неплохие товары в низкопризовом диапазоне. Западный бизнесмен, кинувшийся в незнакомую ему сферу с продуктом, качество которого он не может гарантировать, чаще всего обречен проиграть российскому производителю.Рикард Хогберг: «Я двадцать лет работаю на советском и российском рынках. Россия уже не уникальна. Она похожа на все прочие переходные рынки, где риски больше, чем в западных странах с установившимися рынками, но и возможности велики». По его словам, за последние годы в нашей стране произошли три коренных изменения, существенно облегчающих работу иностранных бизнесменов. Появилась нормальная бухгалтерия западного типа, многие из поколения 30-40-летних, являющегося мотором в экономике любой страны, выучили английский, и менеджмент ведется в соответствии с общемировыми стандартами. «Ни в коем случае не платите взятки чиновникам! От этого вы только проиграете», – призвали слушателей докладчики, приводя подтверждающие этот тезис примеры.


Другие материалы по теме: