Иномарки: снижение цен

На этой неделе ГТК РФ были предоставлены беспрецедентные льготы компании «Ford», поставляющей свою продукцию на российский автомобильный рынок.

Летом этого года Государственный таможенный комитет РФ (ГТК) предоставил сведения по итогам импорта иномарок за I полугодие 2002 г. Согласно опубликованным данным, отмечен неуклонный рост импорта иномарок на территорию РФ. В течение первого полугодия в Россию было импортировано свыше 284 тыс. автомобилей зарубежного производства. Все это позволяет говорить о том, что иностранные производители, имеющие производство на территории России, обратят свое пристальное внимание на отечественный автомобильный рынок.

«Отечественные» иномарки

Согласно все тем же данным ГТК РФ, за отмеченный период времени на территорию России было ввезено 284 тыс. автомобилей, что больше, чем за весь 2000 г. (в 2001 г. было ввезено около 450 тыс. автомобилей). Таким образом, очевидно, что если во втором полугодии цифра превысит или будет равна этому показателю, то за текущий год количество иномарок, ввезенных в Россию, существенно вырастет. В процентных показателях все выглядит следующим образом. За первые 6 месяцев 2002 г. в Россию ввезено на 45,4% больше, чем за тот же период прошлого года (284 тыс. против 195 тыс. автомобилей). Если рассматривать денежное соотношение, то автомобилей было ввезено на сумму около $244,1 млн. При этом 23,9 тыс. автомобилей на сумму в $228 млн было закуплено в странах дальнего зарубежья, тогда как за аналогичный период прошлого года этот показатель составил лишь 15 тыc. автомобилей на сумму $132,9 млн. Необходимо оговориться – большинство автомобилей, импортируемых в Россию, являются подержанными. Соответственно, для потенциального покупателя (исходя из его социального статуса) существенными составляющими являются как цена, так и качество приобретаемого автомобиля. При неуклонном росте импорта автомобилей складывается ситуация, которая определенным образом может повлиять как на отечественное производство автомобилей, так и на порядок и процедуру приобретения иномарок отечественным потребителем.

Прежде всего необходимо выяснить, что же именно определяет выбор потенциального покупателя в приобретении автомобиля. Ни для кого не секрет, что при определении выбора в покупке автомобиля ставка делается на импортные модели. Делается это по вполне понятным причинам. К ним можно отнести: эстетическую составляющую, имиджевую составляющую, а также такое немаловажное понятие, как система безопасности.

С другой стороны, совершенно очевидно, что возрастает спрос на новые автомашины, то есть люди, имеющие средства купить автомашину того или иного класса, стремятся приобрести не только сам автомобиль, но и цивилизованный пакет: сервис, гарантию, страховку. Естественно, как только появилась тенденция к укреплению платежеспособного спроса, иностранные кампании стали предпринимать все возможные шаги для расширения сбыта, в первую очередь за счет ценовой политики.

Это в основном касается иномарок, собираемых на территории России. Снижающиеся цены – это, пожалуй, дополняет все остальные составляющие привлекательности новых иномарок. Достаточно сказать, что между зарубежными автомобильными компаниями, модели которых собираются на российских предприятиях, идет довольно сильная конкурентная борьба. В то время как Ford снизил на 30% цены на Focus всеволжского производства, а Hyundai Motor Company уступила $1 тыс. с цены Accent производства Таганрогского автозавода, отечественный ГАЗ поднял цены в среднем на 2%, не говоря уж о систематическом поднятии цен на модели ВАЗа.

Растут и продажи иномарок: Peugeot в январе – июне 2002 г. увеличила продажи автомобилей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,18 раза. Компании Daimler-Chrysler за прошедшие полгода удалось продать порядка 1600 легковых автомобилей, а также 174 «джипа». При этом по «джипам» рост составил 123%. За 6 месяцев 2002 г. на российском рынке через официальных дилеров компании Volkswagen (VW) было реализовано на 28% автомобилей больше, чем за 6 месяцев 2001 г. Таким образом, очевидно, что на достигнутом западные производители останавливаться не собираются.

Южнокорейская Hyundai Motor Company в январе-июне 2002 г. по сравнению с первым полугодием 2001 г. увеличила продажи автомобилей в России в 3,24 раза. Рост продаж в компании связывают не только с общим ростом автомобильного рынка, но и с началом в 2001 г. лицензионной сборки уже упомянутых легковых автомобилей Accent на Таганрогском автомобильном заводе (ТагАЗ). Существенным является то обстоятельство, что в этом году изменения претерпела ценовая политика российских производителей корейских авто. Так, к примеру, ТагАЗ с мая этого года снизил цену на Accent на $1 тыс.

Объем продаж через официальную сбытовую сеть Ford вырос в первом полугодии 2002 г. на 93%, За шесть месяцев реализовано 2618 автомобилей против 1459 за тот же период прошлого года. Абсолютным лидером продаж является модель Focus – ее доля составила 48,8%, или 1375 машин. Стоимость автомобиля Ford Focus, выпускающегося на территории России, и так достаточно низкая для автомобилей такого уровня – $10 900. В октябре 2002 г. «Екатеринбург-Форд» продал все поступившие 20 машин марки Focus российской сборки. На ноябрь портфель заказов сформирован, и в настоящее время принимаются заказы на декабрь 2002 г.

С 15 октября компания «Шкода» снизила цену на модель Fabia. По словам директора автосалона «МС» (официальный дилер «Шкода») Андрея Кононова, автосалон получил официальное уведомление о снижении цен на модель Fabia, и в настоящее время ведется перерасчет. Цена на модель Fabia снизится на 4%. По словам А. Кононова, снижение цены предполагается для увеличения объемов продаж и поддержания спроса на автомобили «Шкода». По итогам I полугодия 2002 г. компания «Шкода» занимает 2 место в России по продажам автомобилей. Прирост продаж автомобилей «Шкода» автосалона «МС» в 2002 г. составил 12% к периоду 2001 г. В среднем компания продает 25 автомобилей «Шкода» в месяц, из них 60% – Fabia, 40% – Octavia.

При этой четко наметившейся тенденции очевидно, что зарубежные компании в дальнейшем сделают ставку на расширение производства на территории России и дальнейшую либерализацию цен на свою продукцию. Стоит ли говорить о показательности политики ГТК РФ по отношению к заводу «Ford Motor Co.», производящему 25 000 автомобилей в год. Сейчас на заводе запущено производство полного цикла автомобилей Ford Focus, стоимость этого проекта – около $150 млн. На территории предприятия открыт свободный таможенный склад, который предназначен для хранения комплектующих, из которых Ford собирает автомобили, соответственно таможенная пошлина на детали не взимается. Кроме того, непосредственно на заводе открыт таможенный пост «Автомобильный завод» и упрощена процедура оформления грузов, которые Ford ввозит для нужд всеволжского производства. Планируется, что в следующем году все бумаги, выполняющие роль таможенных документов, заменит ежеквартальный отчет о количестве выпущенных автомобилей, в котором только должна быть указана доля расходов компании на территории России. Все таможенные льготы предоставлены согласно инвестиционному соглашению, подписанному компанией и Минэкономики РФ в июле 1999 г. Инвестиционная программа Ford попадает под действие Постановления Правительства РФ от 23 апреля 1998 г. «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности».

Плюсы

В 2000 г. серьезного роста продаж удалось добиться производителям дорогих представительских автомобилей: Mercedes, Audi и BMW, и в первой половине 2001 г. спрос выровнялся, автомобили класса «люкс» по-прежнему хорошо продаются. Однако самым важным на сегодняшний день является то, что наблюдается огромный рост продаж машин среднего класса. Тем самым Россия полностью оправдала прогнозы западных аналитиков, предрекавших небывалое развитие новых рынков сбыта машин на фоне спада на рынках США и Европы. Интересно, что даже в рейтинге самых продаваемых автомобилей вслед за относительно доступными Daewoo, Skoda и Renault Clio Symbol с очень небольшим отрывом идут автомашины более высокого уровня: VW Passat, Nissan Almera и Mitsubishi Carisma. В этом месте следует упомянуть приказ ГТК РФ об упрощении процедуры контроля таможенной стоимости транспортных средств, ввозимых официальными импортерами. Этот приказ был издан в дополнение к ранее существовавшему порядку упрощенной процедуры контроля таможенной стоимости транспортных средств, ввозимых официальными импортерами. Приказ направлен на профилактику таможенных правонарушений при импорте автомобилей. Как следует из установленных в приказе требований, перечень организаций-импортеров автомобилей, которые могут воспользоваться упрощенной процедурой контроля таможенной стоимости транспортных средств, носит открытый характер. На включение в него может на равных основаниях претендовать любая организация, соответствующая этим требованиям. Таким образом, силовые структуры не чинят особых препятствий легальному импорту автотехники. Стоит ли говорить, что западные производители, видя подобное отношение со стороны ГТК, и сами, проводя столь либеральную политику, готовят для себя устойчивую почву для продолжительной экономической и бизнес-деятельности на территории России. При подобном положении дел – качестве сборки из фирменных комплектующих, существенно отражающемся на ценах, – приоритет неизбежно будет отдаваться «своим» иномаркам. Здесь уже вступает в силу упоминавшийся фактор «составляющих», что и делает «иностранок» более желанными.

Итог

Появление на рынке большого количества иностранных автомобилей любого класса свидетельствует о многом. В первую очередь это говорит о том, что в силу вступает основной закон рынка: спрос рождает предложение. Во-вторых, это свидетельство того, что появилась целевая аудитория, испытывающая потребность не в подержанных иномарках, а в новых и хорошего качества, с гарантией и сервисным обслуживанием. С ее появлением последовала немедленная закономерная реакция производителей – предоставить на рынке все соответствующие этому условия. Автомобили класса «люкс» можно было всегда и практически везде приобрести без проблем.

Сегодня для представителя «среднего класса» не составит никакого труда приобрести автомобиль, отвечающий всем его требованиям: статусу, личным пристрастиям и, что очень важно, цене. С уверенностью можно утверждать, что рынок иномарок в России уже приобрел цивилизованные формы, характеризующиеся прозрачностью. Достаточно сказать, что принятое 1 октября постановление Правительства РФ, в соответствии с которым существенно повышаются ставки ввозных таможенных пошлин на иномарки старше семи лет, прошло не то что незамеченным, но не произвело особого фурора.

Основной упор иностранных производителей ставится не на цену, а на совокупные факторы: качество, состояние плюс стоимость. В любом случае позитивно то, что в России в целом и в отдельно взятом регионе в частности появляется основной признак нормально функционирующего рынка – право и возможность достойного выбора для потенциального покупателя автомобиля.


Другие материалы по теме: