«Областная газета» и Андрей Яловец принимают «Бюджет — с первого раза...»

31 октября 2002 (11:10)

Вчера на очередном заседании нижней палаты областного парламента в первом . чтении был принят закон «Об областном бюджете на 2003 год».

Председатель областного правительства Алексей Воробьев, выступая перед депутатами, коротко рассказал об основных параметрах главного финансового документа следующего года: доходы консолидированного бюджета должны составить 38,2 миллиарда рублей, такую же сумму планируется израсходовать. Так что бюджет-2003 запланирован без дефицита.

И это несмотря на то, что в результате политики, проводимой федеральным центром, область в следующем году недополучит около шести млрд. рублей (всего за три последних года в связи с постоянными изменениями налогового законодательства России наша область потеряла порядка 20 млрд. рублей). Чтобы компенсировать эти «выпадающие» доходы, 5,5 млрд. собираются получить за счет налогов на прибыль и транспортного, 1 арендной платы, акцизов на бензин. Где найти ещё 500 миллионов? На этот вопрос предстоит ответить согласительной комиссии, в состав которой вошло 12 представителей от Законодательного Собрания, 10 — от правительства области, 4 — от Союза местных властей, 2 — от Совета представительных органов местного самоуправления.

Содокладчик по вопросу о бюджете-2003 — председатель комитета областной Думы по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Борис Чойнзонов — убеждён, что большинство вопросов можно было бы разрешить намного раньше, если бы закон о внесении изменений и дополнений в бюд-жет-2002 рассматривался одновременно с проектом областного бюджета на 2003 год. Б.Чойнзонов подчеркнул, что бюджет 2002 года был «зарплатным» (в связи с повышением зарплаты бюджетникам в 1,89 раза), а главная задача бюджета-2003 года — обеспечить своевременную оплату теплоэнергетических ресурсов: как по текущим платежам, так и по накопившимся у муниципалитетов долгам.

В итоге 16 голосами «за» (а требовалось не менее 15) при 7 «против» проект закона о бюджете-2003 принят. Уже после голосования А.Воробьев заверил депутатов, что «совместная конструктивная работа законодательной и исполнительной власти области будет последовательной и творческой, направленной на благо свердловчан».

...Теперь вспоминается, сколько слухов и домыслов было вокруг принятого вчера в первом чтении бюджета ещё месяц-два тому назад. Даже бюджет текущего года в своё время «пинали» за то, что правительство области, взяв на себя повышенные обязательства, предложило бездефицитный вариант. Но, вопреки вздохам пессимистов, плановые показатели в 2002 году выполняются.

Теперь практически все сходятся во мнении, что в следующем году непросто будет собрать почти 40 миллиардов. Да, придётся попотеть. Но любое развитие требует усилий. Иначе мы в конце концов привыкнем к тому, что бюджет — Тришкин кафтан и начнём воспринимать как аксиому, что «денег мало и на всех не хватит».

Пока, действительно, не хватает. А потому всегда найдутся люди, недовольные дележом бюджетных денег. Но если их настроения подогревать политическими шоу, устраивая показательные выступления с различных трибун, толку не будет. Это, кстати, показал печальный парламентский опыт прошлого года, когда так называемая «оппозиция», разыгрывая в преддверии выборов свою политическую карту, остановила законодательный процесс в Свердловской области более чем на полгода.

Сейчас — и это подтверждается практикой последних заседаний — от подобного областная Дума застрахована. В нижней палате парламента есть, конструктивное большинство, а потому законодательный процесс идёт, как положено, — спокойно и размеренно, без «перерывов» на политические демарши с чьей-либо стороны. К этому, между прочим, и стремился губернатор Россель, встав во главе списка избирательного блока «За родной Урал» на выборах в областную Думу весной этого года.

Речь идёт о проекте закона «О установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области, который на заседании, состоявшемся неделю назад, депутаты не смогли ни принять, ни отклонить (голосов не хватило). А потому решили вопрос «передвинуть» на неделю. Но оказалось, что за прошедшую неделю группа из числа депутатов и представителей областного правительства, созданная для доработки законопроекта, так и не собралась. Поэтому ни о размерах ставки налога, ни о льготах по отдельным видам автотранспорта ничего нового сказано не было. Зато из уст Б.Чойнзонова прозвучала интересная мысль: если собираемся жить в едином экономическом пространстве, то на всей территории России должна действовать единая ставка транспортного налога. Похоже, большинство депутатов с ним согласились (по крайней мере, никто не возразил).

Член комитета по экономической политике Геннадий Тверитинов, выступая с трибуны, ещё раз акцентировал внимание депутатов на том, что закон необходимо принять до 1 декабря, иначе затем, с наступлением нового налогового периода, транспортный налог можно ввести только в 2005 году. И тогда автомобилистам был бы преподнесён сомнительный «подарок»: они два года вообще могли бы не платить налоги — ни за пользование дорогами, ни за пользование автотранспортом. И все эти два года в нашей области дороги бы и не ремонтировали, и не строили — не на что... Спрашивается, зачем и кому нужен такой подарок? После бурных дебатов законопроект приняли, но он будет серьёзно доработан ко второму чтению.


Другие материалы по теме: