Выставочный бизнес: перспективы

Выставочный бизнес, как один из видов рекламы, приобретает сегодня широкую популярность.

Как известно, одним из действенных механизмов продвижения товара на рынок является реклама. В структуре плановых расходов любого предприятия на сегодняшний день предусмотрен рекламный бюджет, и компания сама решает, на какой вид рекламы ей потратиться. Одной из разновидностей рекламы является выставка. По мнению специалистов, один день работы на выставке равен по результативности году работы вне ее.

Одной из ведущих фирм выставочной индустрии на Урале является компания «Уралэкспоцентр». Она входит в мировую систему устойчивых выставочных координат и является официальным деловым партнером крупнейшего представителя мирового выставочного бизнеса британской компании ITE Group.

«Уралэкспоцентр»

Уже 11 лет компания «Уралэкспоцентр» – официальный организатор выставок и презентаций предприятий Свердловской области на международном уровне: в Китае, Болгарии, Индии, Чехии, Японии, Иране, Узбекистане, Киргизстане, Белоруссии, Молдавии, на Украине. Задача Уралэкспоцентра – сделать бизнес партнеров прибыльным. Стратегическая задача – развивать новые перспективные промышленные, экономические, социальные технологии. По данным аналитиков, 48% сделок, заключенных на выставках «Уралэкспоцентра», не требуют дополнительных встреч, что является свидетельством высокого делового уровня, профессионализма и честных партнерских отношений экспонентов, представляемых выставкой.

Многие из экспозиций имеют многолетнюю историю и устоявшуюся репутацию: «Уралэкология», «UralBuild», «Агро». Если в самом начале деятельности компании в Уралэкспоцентре проводилось по три – семь выставок в год, то сейчас только в Екатеринбурге проходит около 25 мероприятий, половина из которых – международные. На днях завершилась 6-я международная выставка «URALBUILD / УРАЛСТРОЙИНДУСТРИЯ – 2002». В ней приняло участие более 150 экспонентов. Чтобы разместить всех желающих продемонстрировать свои достижения, Уралэкспоцентр специально построил дополнительный павильон на 600 кв.м.

Как правило, любая услуга вос-требована, если она конкурентоспособна. Конкурентоспособность выставочных услуг во многом определяется наличием достоверной информации, удобной любому пользователю. Именно поэтому выставки в последнее время пользуются огромной популярностью у бизнесменов. Это связано с тем, что участие в выставке – это возможность на нейтральной территории встретиться с потенциальными партнерами, взглянуть на конкурентов, увидеть объективную картину происходящего на рынке, рассмотреть в полной мере весь срез отрасли. Одним из главных преимуществ выставок является «живая» демонстрация товара. Кроме того, здесь можно завязать прямые деловые контакты на уровне первых лиц. Также для участников выставки предоставлен полный спектр консультаций и услуг по строительству стендов, модульных конструкций, многочисленных витрин и стеллажей.

На сегодняшний день программа выставки определяет рабочий график не только бизнесменов, но с недавнего времени и политиков. Выставочная деятельность стала предметом пристального внимания как муниципальных и областных, так и федеральных структур.

История

Первая международная выставка проводилась еще до возникновения «Уралэкспоцентра». При поддержке комитета по охране природы была организована первая на Среднем Урале международная выставка «Уралэкология». Буквально через полгода люди, вошедшие в оргкомитет этой экспозиции, решили организовать предприятие, которое будет профессионально заниматься выставочной деятельностью. Таким образом, 19 ноября 1991 г. возникла фирма «Уралэкспоцентр». Среди множества сложностей было то, что регион долгие десятилетия относился к числу «закрытых» для иностранных граждан.

На сегодняшний день территория, на которой размещается «Уралэкспоцентр, отвечает всем мировым стандартам. По словам генерального директора «Уралэкспоцентра» Александра Баранова, для застройки и оснащения выставок используются современные материалы и высококачественное выставочное оборудование мирового уровня. В последнее время «Уралэкспоцентр» регулярно проводит выездные выставочные мероприятия. В послужном списке компании – выставки и презентации предприятий Свердловской области в Индии, Иране, Чехии, Японии, Китае, а также в странах СНГ. «Я считаю, что мы прошли большой и сложный путь. На сегодняшний день наша компания участвует в деятельности международной общественной организации «Союз выставок и ярмарок». Созданная представителями выставочных фирм стран СНГ, она объединяет более 60 организаций. Вместе с нами эти десять лет развивался и весь выставочный бизнес России» – отметил А. Баранов. На сегодняшний день «Уралэкспоцентр» по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности достиг уровня самоокупаемости.

Сегодня широко развернулись дискуссии о целесообразности строительства в Екатеринбурге международного выставочного комплекса. Для проведения международных выставок нужны крупные, хорошо оборудованные комплексы. В Свердловской области на сегодняшний день имеется только один выставочный зал солидных мероприятий – это павильон «Уралэкспоцентра», но ему не хватает необходимых площадей. За 11 лет в выставках приняли участие представители компаний из 24 стран мира, и с каждым годом количество предложений и участников растет. Поэтому строительство международного выставочного комплекса необходимо для увеличения экспорта продукции местных предприятий и привлечения иностранных инвестиций в регион. Напомним, что в Екатеринбурге планируется построить Евро-Азиатский Выставочный центр площадью 100 тыс. кв. м.

Однако, кроме строительства центров, необходимо совершенствовать и саму структуру выставочного бизнеса. Здесь необходимо создание нормативной и правовой базы. Кроме того, нужно сформировать новую или омолаживать существующую структуру, объединяющую интересы организаций выставочного бизнеса. Специалисты считают, что в развитии выставочного бизнеса в России намечается замедление количественного роста мелких специализированных выставочных мероприятий, а также их объединение в одно целое путем слияния или поглощения. Кроме того, надо отметить широкое вовлечение средств Интернета в процесс подготовки и проведения мероприятий, появление полноценных Интернет-экспозиций. Также наблюдается увеличение рекламных бюджетов и повышение качества предоставляемых услуг за счет более узкой специализации компаний выставочного сервиса.

Сегодня в выставочном бизнесе России наблюдается новая тенденция – компании ищут возможность вступить в другие объединения. Положительным следствием таких объединений является то, что появилась возможность согласовать действия этих структур, отодвинув на второй план конфронтацию и лоббирование своих интересов. По мнению специалистов, именно этот путь является наиболее продуктивным – координирование интересов союзов и объединений в одном органе, решения которого будут решениями представителей каждого региона и каждого объединения.

Одна из проблем выставочного бизнеса – достоверность информации. Известно, что существует несколько ведущих компаний, предоставляющих услуги информационного характера по выставкам России. Причем подчас они пользуются одним и тем же источником, иногда непроверенным, а иногда просто «скачивают» информацию из Интернета или используют сведения, полученные от своих конкурентов. Однако только человек, работающий в выставочном бизнесе более 2-3-х лет, имеет представление, какая база данных или какой справочник является достоверным. Поэтому для менеджера по выставочным проектам многих российских компаний и большинства зарубежных фирм, впервые выходящих на наш рынок, возникает неразрешимая проблема, какой информацией пользоваться (тем более что информация даже по срокам мероприятий, о месте проведения или статистических данных бывает противоречивой). Как выход из этой ситуации представители выставочного бизнеса предлагают создать информационное агентство. На их взгляд, это позволит решить вопрос информационной неразберихи и в то же время обяжет издателей придерживаться определенных правил классификации мероприятий.

Вывод

Хотя за прошедшие два года в отечественном выставочном сервисе произошел существенный прогресс, повышать его уровень можно лишь путем ужесточения конкурентной борьбы на рынке, сертификацией услуг, созданием соответствующей нормативной и правовой базы. Определенные сдвиги в решении этих проблем уже есть. По мнению специалистов, выставочный бизнес имеет все шансы стать одним из ведущих секторов экономики страны.


Другие материалы по теме: