«КоммерсантЪ-Урал» и Анна Викторова предполагают, что «Уралвагонзавод» нашел схему»

29 ноября 2002 (10:38)

Как стало известно корреспонденту «Ъ», в Нижнем Тагиле состоялся первый аукцион, который провело ГУП «ПО "Уралвагонзавод"» (УВЗ) совместно с торговым домом «Уралвагонмаш». УВЗ удалось продать 8 лотов железнодорожных нефтеналивных цистерн. Эксперты оценили полученную дополнительную прибыль в $1 млн. Руководство УВЗ результатами осталось довольно и заявило о намерении продолжать практику продажи цистерн на аукционе.

УВЗ — одно из крупнейших оборонных, машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий страны. Численность персонала — более 30 тыс. человек. УВЗ был построен в 30-е годы и специализировался на выпуске грузовых железнодорожных вагонов. В период Великой Отечественной войны выпускал Т-34 и со временем стал самым крупным танковым заводом в мире. Однако в разгар экономических реформ на УВЗ было принято решение расширить ассортимент гражданской продукции. Свою производственную линию по выпуску цистерн УВЗ стал строить в начале 90-х, когда обнаружился спад спроса на танки и грузовые вагоны. Первая цистерна была выпущена в 1994 году, а через несколько лет предприятие создало и вторую линию. Но больших заказов тогда не поступало, хотя аналитики прогнозировали начало заметного спроса в будущем. Первый крупный и долговременный контракт на цистерны состоялся в 2000 году, когда УВЗ подписал договор с ЛУКОЙЛом на $70 млн. Параллельно начался процесс активного развития частных компаний-перевозчиков. Благодаря этому за последнее время объемы выпуска востребованных рынком цистерн увеличились на УВЗ с нескольких сот до нескольких тысяч в год. В 2002 году предприятие должно выпустить почти 3000 штук, а в 2003 году — в два раза больше. На сегодняшний день УВЗ является практически единственным производителями цистерн в стране. Предприятие поставляет их крупнейшим нефтяным и транспортным компаниям России и государств СНГ. Между тем руководство, несмотря на то, что этот вид продукции в настоящее время востребован на рынке, приняло решение повысить их прибыльность и начать реализацию цистерн через аукционы. Проведение торгов руководство УВЗ объяснило необходимостью выяснения рыночной стоимости цистерн.

Первый тендер состоялся в одном из залов заводоуправления «Уралвагонзавода» в Нижнем Тагиле. К организации своего первого аукциона администрация УВЗ подошла очень ответственно: информация о готовящихся торгах была помещена в Интернете и разослана десяткам потенциальных покупателей. «Уралвагонзавод» выставил на продажу 8 лотов нефтеналивных цистерн двух видов: для перевозки светлых нефтепродуктов (первоначальная цена одного лота, состоящего из 26 цистерн равнялась $625 тыс.) и вязких ($675 тыс.).

Тем не менее, заявки на участие в аукционе подали шесть юридических лиц. Однако им пришлось столкнуться с серьезной проблемой. Дело в том, что одним из условий участия в конкурсе было объявлено внесение залога в форме векселя Сбербанка РФ в размере 3% от суммы предполагаемой покупки. То есть, желающим приобрести хотя бы один лот необходимо было внести примерно $18,5 тысяч. По мнению организаторов, это должно было свидетельствовать о серьезности намерений претендентов. Но на практике это привело к сокращению количества участников. В итоге в торгах участвовали только две фирмы, которые фактически и поделили предложенный УВЗ товар.

Так, ООО «Транспортно-экспедици-онная компания "Транзит"» (Екатеринбург) купила 3 лота цистерн для перевозки вязких нефтепродуктов и 1 лот для светлых, а ООО «Транспортно-экспидиционная компания «Уралвагон» (Нижний Тагил) приобрела остальные. В ближайшее время «Транзит» и «Урал-вагон» должны будут произвести 100-процентную предоплату железнодорожных нефтяных емкостей, которые УВЗ произведет и отгрузит получателям в начале 2003 года.

Коммерческие моменты участники состоявшихся торгов не афишируют, однако по имеющимся данным в общей сложности было продано 200 цистерн примерно по $25-27 тыс. за каждую. В итоге сумма сделки оценивается примерно в $5 млн или около 160 млн руб. С учетом того, что каждая цистерна в ходе торгов подорожала на несколько сот долларов, организаторы аукциона, по оценкам экспертов, получили дополнительно не менее 1 млн рублей.

Представители УВЗ уже положительно оценили состоявшиеся торги, которые теперь будут проводиться ежеквартально. Первый же аукцион показал, что сделанный в начале 90-х годов выбор производства этого вида продукции был правильным. При этом генеральный директор торгового дома «Уралвагонмаш» Виктор Ананьев отметил, что речи о дальнейшей продаже цистерн только через аукцион не идет, что предприятие будет выполнять все заключенные ранее долговременные договоры с покупателями цистерн, а аукционы — одна из перспективных схем продаж.

Между тем, как отметили на предприятии, производственные мощности УВЗ в данной сфере ограничены, то есть он может выпускать ежегодно не более 6 тыс. цистерн. Вместе с тем, отсутствие потребности в наращивании объемов, очевидно, позволило руководству предприятия сделать ставку на искусственное удорожание через аукционы. А так как в России по части ряда моделей цистерн у УВЗ практически нет конкурентов, то такая политика станет приносить предприятию немалую прибыль


Другие материалы по теме: