Российские банки конкурируют с международными системами денежных переводов

29 ноября 2002 (14:50)

По мнению банковских аналитиков, этот год для банковской системы характеризовался падением доходности многих финансовых инструментов. Стабильный рост демонстрируют в основном операции с физическими лицами. В частности, и рынок денежных переводов. Именно поэтому на российский рынок потянулись новые игроки. Причем это не только западные системы. Отечественные финансовые институты также принялись за создание собственных систем.

Рынок денежных переводов в течение последних двух лет демонстрирует устойчивую тенденцию к росту. По некоторым оценкам экпертов, в этом году его общий объем составит $8 млрд. О хороших перспективах данного сегмента свидетельствует, в частности, интерес, который к нему проявляют иностранные компании. Достаточно сказать, что в этом году сразу две системы переводов – Ria Envia и Travelex Worldwide Money Ltd. (TWML) – начали работу на российском рынке. Не говоря уже о продолжающейся экспансии давно обосновавшихся в стране Western Union и MoneyGram.

Российские банки, которые по большей части предлагали услугу по переводу денежных средств частным лицам, также решили вступить в конкурентную борьбу, выстраивая собственные системы переводов.

Низкая доходность отечественной системы денежных переводов на данном этапе не пугает банки. Сейчас собственные «системы» предлагают 6 банков: Русславбанк, Импэксбанк, Европейский трастовый банк, Банк «Первое ОВК», Юниаструмбанк, Москомприватбанк.

Создание собственной системы, прежде всего, заключается в ускорении процесса перевода, создании сети пунктов для приема и выдачи платежей. Но в основе собственных систем переводов лежит маркетинговый ход, нацеленный на создание собственного бренда. То есть конкурентного продукта, который можно продвигать и рекламировать.

Позволить себе свои системы могут два типа банков: имеющие большую филиальную сеть («Первое ОВК», Москомприватбанк) или хорошую корсеть (Европейский трастовый банк, Русславбанк). У последних система базируется на системе корреспондентских отношений между банками – участниками расчетов, в которой один из банков выполняет роль клирингового (расчетного) центра. Правда, далеко не все отечественные, даже крупные, банки заинтересованы в создании собственных систем переводов.

Кроме того, несмотря на то, что львиную часть, примерно 65% комиссионных забирает себе международная система, доходность от партнерства с ней гораздо выше, чем от системы собственной. Дело в том, что отечественные банки, пытаясь предложить конкурентные условия, откровенно демпингуют. Так, комиссия за перевод российской банковской системы может отличаться от условий «западников» на порядок. Кроме того, за редким исключением отечественные системы предлагают довольно ограниченную географию переводов.

Но и в партнерстве с международными системами есть свои подводные камни. По словам специалистов, наиболее развитые и пользующиеся высоким спросом системы переводов, как правило, запрещают коммерческим банкам – агентам оказывать услуги по переводам денежных средств с использованием других систем денежных переводов. Это в значительной степени ограничивает как развитие других платежных систем, так и возможности самих банков по расширению спектра оказываемых услуг и клиентской базы.


Другие материалы по теме: