«Вечерние ведомости» и Александр Федченко сообщают: «Осмотрительный Воробьев»

16 декабря 2002 (11:01)

При определенном стечении обстоятельств премьер Алексей Воробьев может стать губернатором Свердловской области. Но входит ли такой поворот событий в планы самого Алексея Петровича?

Понятно, что с тех пор как Эдуард Россель объявил о своем намерении пойти на третий губернаторский срок, все остальные претенденты могут рассматриваться с большой долей условности. И, прямо скажем, шансов на победу у них немного, о чем, к слову, все прекрасно знают. Однако ситуация не так проста, как кажется, и спешить с выводами не следует.

Поскольку Россель идет на выборы, то скорее всего никто из губернаторского окружения свои кандидатуры выставлять не станет. Не станет и Воробьев. Хотя совсем недавно, когда от Москвы еще не было получено разрешение на третье губернаторство Росселя, Воробьев считался его официальным преемником. И не случайно. Один из самых способных чиновников Белого дома, реально руководящий правительством, он если и допускает ошибки, то не политические, не отклоняющиеся от «генеральной линии», к тому же был и остается человеком губернаторской команды. Поэтому Воробьев как кандидат очень даже устраивал ту часть политической и экономической элиты, что заинтересована в сохранении и стабилизации существующего положения вещей. Устраивал он и самого Эдуарда Росселя. Так, уже была начата предварительная раскрутка Воробьева в качестве публичного политика, велась мобилизация административных и финансовых ресурсов.

И вот приходит известие о возможности третьего срока для действующего губернатора. Как известно, лучшее - самый большой враг хорошего. Большинство ресурсов было переориентировано на Росселя. Воробьев отошел в тень. В Белом доме стали поговаривать, что его политическая карьера завершена. Через четыре года многое изменится, изменится расклад политических сил, возможно, позиция Кремля, и Воробьев, даже оставаясь на посту председателя правительства, может растерять имеющийся сегодня политический капитал. К тому же, будучи человеком системы, он хорошо знает еще одну ее особенность - никогда не класть яйца в одну корзину...

Вместе с тем, по данным экспертных опросов, проведенных социологическими службами, Алексей Воробьев является сегодня самым влиятельным политиком после Росселя. И, что самое важное, имеет собственный, независимый административный ресурс. К тому же у него практически отсутствует антирейтинг. Отходить с таких позиций крайне обидно, но и противопоставлять себя действующему губернатору означает проигрыш. Впрочем, сам Воробьев публично всегда заявлял о том, что главное для него работа, а не дележ портфелей. Сейчас «ВВ» видят три варианта развития событий.

Вариант первый (наиболее вероятный). Эдуард Россель выставляет свою кандидатуру на третий срок и сохраняет за собой пост губернатора. Воробьев в выборах не участвует и остается председателем правительства.

Вариант второй (чисто умозрительный). У Кремля появляется интерес посадить в губернаторское кресло своего человека. Москва делает Росселю предложение, от которого он не сможет отказаться (например, во время поездки в Киргизию). Вместо Росселя на выборы идет кремлевский кандидат, скорее всего, публичный «варяг». Учитывая отношение уральцев к «варягам», у Воробьева появляются прекрасные шансы на победу. Его вновь поддерживает экономическая элита, не заинтересованная в массовом приходе московского капитала и переделе рынков. Правда, и Кремль, обжегшись на петербургских выборах, семь раз отмерит, и если решится резать, так наверняка. Можно представить, какая в этом случае получится предвыборная кампания! Естественно, мы не говорим о степени вероятности такого поворота событий, поскольку все вышеизложенное - лишь гипотеза и не более. Важнее, что это, скорее всего, единственный вариант, при котором Алексей Воробьев имеет хорошие шансы на победу.

Вариант третий (маловероятный). Воробьев на выборах противопоставляет себя Росселю. При этом он собирает вокруг себя значительную часть оппозиционных губернатору сил (например, некоторые металлургические холдинги и не только). В этом случае административные и финансовые ресурсы двух политиков с учетом их территориального распределения оказываются примерно равны.

Правда, Воробьев уступает Росселю в публичности, но при отсутствии антирейтинга за год публичность - дело наживное. Многое будет зависеть от позиции Кремля. И все же практика последних лет показывает, что при прочих равных побеждает действующая власть. К тому же равенства пока никакого нет, ведь антигубернаторская коалиция - факт далеко не свершившийся. Да и возможность ее создания вызывает большие сомнения.


Другие материалы по теме: