Муниципалитеты: перераспределение полномочий.

Минувший политический сезон оказался не простым для мэров целого ряда областных центров России. В ходе жестоких политических баталий многие из них лишились значительной части политического влияния и властных полномочий.

Завершающийся политический сезон привнёс значительные изменения в расстановку сил на региональных политических сценах. Если в начале года казалось, что построение федеральной «вертикали власти» нанесёт удар исключительно по главам субъектов федерации, то к концу его стало ясно, что едва ли не большие политические потрясения ожидают и мэров крупных областных центров. Ещё не принятая реформа местного самоуправления уже нанесла по ним зримый удар. До последнего времени градоначальники выглядели значимыми фигурами в политической жизни регионов, стоящими чуть ли не на одной ступени с губернаторами. Они возглавляли «муниципальные оппозиции» и считались в своих городах полноправными хозяевами. Однако, как показывают наблюдения за политической жизнью во многих регионах России, в последнее время мэры областных центров стремительно теряют рычаги власти. Они упускают нити управления региональной оппозицией и перестают быть достойными соперниками для губернаторов. Всё чаще и чаще «старые» мэры, занимающие свои кресла не один срок, уступают на выборах ставленникам областной или федеральной власти. Более того, из-под их управления выходят даже собственные «вотчины» – города. Зачастую мэры не просто теряют контроль над городскими законодательными собраниями, но и сами попадают под их влияние.

И это наблюдение распространяется не только на мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого. Подобные политические процессы практически одновременно идут в самых разных и удалённых друг от друга регионах России. Общая тенденция по перераспределению властных полномочий мэров областных центров в пользу других ветвей и органов муниципальной и региональной власти заметна невооруженным взглядом. Практически отовсюду мэров подстерегают серьёзные политические катаклизмы.

Выборы

Наиболее ярким примером этой тенденции могут служить самые громкие выборы этого политического сезона – избрание губернатора Красноярского края и мэра Нижнего Новгорода. В обеих кампаниях действующие градоначальники – и мэр Красноярска Петр Пимашков, и глава администрации Нижнего Новгорода Юрий Лебедев – потерпели сокрушительные поражения от своих конкурентов. Пимашков, долгое время считавшийся лидером предвыборной гонки за кресло губернатора Красноярского края, в результате занял лишь четвертое место.

Мэр Нижнего Новгорода Юрий Лебедев не смог удержаться на своём посту. Свое кресло он уступил ставленнику федеральных властей Вадиму Булавинову. Как считает большинство аналитиков, победа последнего стала возможной исключительно благодаря поддержке губернатора Нижегородской области Геннадия Ходырева. По результатам первого тура выборов Булавинов был лишь вторым, уступая Лебедеву около полпроцента голосов избирателей. Тогда губернатор самоустранился из предвыборной борьбы и не поддержал ни одного из кандидатов. Во втором же туре Ходыреву пришлось делать выбор, и губернатор поддержал Булавинова, чем, по мнению аналитиков, и обеспечил ему победу. Отдавая свои голоса за Булавинова, многие из горожан голосовали за прекращение затянувшегося конфликта между городом и областью.

Коммунальные войны

Как считают аналитики, такой вариант голосования может стать нормой для тех городов, где в последнем политическом сезоне шли непрерывные «коммунальные войны» между городскими и областными властями. Такое противостояние так же не является прерогативой Екатеринбурга. Более того, самыми громкими и известными в текущем политическом сезоне стали кон-фликты в Ульяновске и Кургане.

По причине огромной задолженности городской администрации перед энергетиками, половина жителей Ульяновска в течение четырёх месяцев сидела без света и горячей воды. Губернатор Ульяновской области Владимир Шаманов потребовал у мэра города немедленного погашения задолженности перед энергетиками и возвращения горожан к нормальному существованию за счёт финансирования других городских программ, однако, глава города Павел Романенко вступил с областными властями в открытую конфронтацию, отказавшись погашать «несправедливые», по его мнению, долги. Губернатор не раз грозил мэру отставкой, однако нынешнее законодательство не дало ему таких полномочий. Ситуация была разрешена только после личного вмешательства Президента Путина.

Не менее громким оказался и конфликт вокруг миллиардной задолженности перед энергетиками администрации Кургана. Из-за огромных долгов в городе с населением в треть миллиона человек несколько месяцев не было горячей воды, до первых морозов не были решены вопросы с подключением отопления, РАО «ЕЭС» грозило отключением света. Как считают многие эксперты, главным виновником долгов является мэр города Анатолий Ельчанинов, не только не сумевший вовремя погасить долги, но и не раз заводивший в тупик переговоры с энергетиками. Оправдываясь перед избирателями, мэр перекладывал всю вину на губернатора области Олега Богомолова. Губернатор, в свою очередь, обвинил мэра в разбазаривании бюджета и поддержке недобросовестных фирм-перепродавцов энергии. Конфликт бушевал несколько месяцев. Губернатор не раз обращался к Президенту Путину с предложением снять Ельчанинова за полное несоответствие занимаемой должности, однако, не был поддержан в своих начинаниях. Сам же глава области по существующему законодательству не может отправить мэра в отставку даже за более, чем серьёзные нарушения.

Несмотря на то, что оба градоначальника сохранили за собой свои места, их политические позиции претерпели значительные изменения. После «коммунальных войн» они практически сошли с региональных политических сцен в качестве самостоятельных политических игроков. Огромные долги перед областным бюджетом практически лишили мэров возможности вести самостоятельную финансовую политику. Перебои с энергоснабжением и ряд судебных исков к высшим должностным лицам муниципалитетов подорвали доверие избирателей. По мнению региональных социологов, и Романенко, и Ельчанинов практически утратили всякие шансы на переиз-брание на очередной срок.

Пожалуй, самые кардинальные формы недовольство горожан деятельностью городской администрации на ниве коммунальных реформ приняло в Петропавловске-Камчатском. Избиратели этого дальневосточного города, в полном соответствии с действующим федеральным, областным и муниципальным законодательством, начали юридически правомочную и организационно подготовленную процедуру отзыва со своего поста мэра города Юрия Голенищева.

Начало кампании было положено активистами местных профсоюзов, которые в ходе всероссийской акции протеста предложили горожанам снять мэра. Для отзыва главы муниципалитета необходимо было собрать достаточное количество подписей и зарегистрировать инициативную группу, после чего подготовить городской референдум, на котором и должен быть вынесен народный вотум недоверия главе города. Первые два этапа камчатские активисты уже преодолели, теперь дело осталось за малым – организацией референдума.

По сведениям экспертов, если акция камчатских профсоюзных активистов окажется успешной, это будет прецедент отстранения от власти столь высокопоставленного выборного лица вследствие волеизъявления избирателей. Эксперты склонны считать, что такой опыт вполне может быть использован и в других крупных городах России, в которых возникают схожие проблемы.

Парламентские революции

Выход городского законодательного собрания из-под контроля мэра так же не является политическим феноменом, характерным исключительно для Екатеринбурга. Напротив, практически все муниципальные выборы, прошедшие в крупных городах России в текущем политическом сезоне привели к значительному перераспределению властных полномочий между муниципальными думами и утерявшими над ними контроль городскими администрациями. Причём, не в пользу последних. Аналитики уже назвали такое перераспределение полномочий «парламентскими революциями».

Только за последние полтора месяца такие революции случились сразу в нескольких регионах России. 3 ноября прошли выборы в городскую думу Твери, на которых «партия мэра» Александра Белоусова потерпела сокрушительное поражение. В новом составе думы не оказалось даже спикера предыдущего созыва, главного проводника влияния мэрии в законодательном собрании Виктора Почтарева. Практически все руководящие должности в новой думе и её комитетах перешли к депутатам, представляющим оппозицию нынешней городской администрации.

Новые депутаты при общении с журналистами не скрывают, что одной из первоочередных задач тверской думы нового созыва является проведение коммунальных реформ, сдерживаемых мэром Белоусовым, и перераспределение властных полномочий таким образом, чтобы сделать нынешнего городского главу подотчётным законодательному собранию.

Чем реально может обернуться такое перераспределение полномочий, можно проследить на примере законодательного собрания Томска, которое в середине ноября квалифицированным большинством голосов (две трети от списочного состава) преодолело вето главы города Александра Макарова и внесло в Устав города Томска поправки, кардинально поменявшие всю структуру властных отношений в городе. Как отмечают томские аналитики, новые решения депутатов практически превратили мэра из начальника города в подчиненного городским законодателям завхоза.

В соответствии с этими поправками депутаты наделили себя полномочиями управлять и распоряжаться муниципальной собственностью, в том числе земельными участками, расположенными на территории муниципального образования. Одновременно, парламентарии ограничили срок, отпущенный мэру на подписание решений думы или их отклонение пятью рабочими днями. Новые поправки обязывают главу администрации согласовывать с думой кандидатуры своих первых заместителей, а также руководителей департаментов недвижимости и финансов.

Ещё более кардинальным способом решили ограничить полномочия мэра городские законодатели Костромы. Согласно проекту внесения изменений в Устав города, который начали рассматривать депутаты городской думы, функции главы города планируется ограничить исключительно хозяйственными вопросами, передав всю полноту политической власти председателю городской думы.

При этом депутаты решили поставить под контроль законодательного собрания деятельность обоих будущих «первых лиц» Костромы. Согласно предполагаемым поправкам, и глава городской администрации, и председатель городской думы будут избираться законодателями, а не избирателями. Причём мэр будет избираться не из числа депутатов, а «со стороны». В проекте закона это называется «прием на должность по контракту по результатам конкурса». Сейчас в городской думе прорабатываются критерии, по которым будут оцениваться претенденты на пост главного хозяйственника.

По мнению костромских наблюдателей, внесение поправок в самое ближайшее время, является делом более чем вероятным. В случае, если это произойдет, власть в Костроме целиком и полностью будет принадлежать городским парламентариям, что, по мнению аналитиков, вполне может подтолкнуть законодательные собрания других российских городов к внесению схожих поправок в собственные уставы.

Выводы

Непредвзятый анализ политической жизни в самых различных регионах России обнаруживает выраженную тенденцию к ослаблению муниципальной исполнительной власти и перераспределению целого ряда её полномочий между городскими законодателями и региональными органами власти. Связано это, по всей видимости, с устойчивой неспособностью муниципальных властей собственными силами справляться с возложенными на них обязанностями. Согласно ряду экспертных оценок, дело тут не в личности того или иного мэра, а в самой существующей на сегодняшний день системе распределения властных полномочий, при которой мэрам крупных городов дан значительный объем политической власти, не подкрепленный соответствующими ресурсами.

И избиратели, и городские парламентарии, видя это несоответствие, со своей стороны пытаются разрешить этот властный диссонанс, лишив мэров части их власт-ного ресурса. Эти же задачи, по всей видимости, должна решить и предложенная администрацией Президента муниципальная реформа, призванная привести чрезмерные полномочия мэров в соответствие с их ограниченными ресурсами и превратить их из самостоятельных политиков регионального уровня в тех, кем они и должны быть – в управляющих городским хозяйством. По мнению аналитиков, одновременное реформирование муниципальной власти снизу и сверху позволит решить существующую проблему перераспределения полномочий уже в самом ближайшем будущем.


Другие материалы по теме: