Наталья Ветрова: Культура– это наше будущее
На вопросы корреспондента аналитического бюллетеня «VIP-консультант» отвечает министр культуры Свердловской области Наталья Константиновна Ветрова.
– Наталья Константиновна, сейчас идет активное обсуждение проекта бюджета на следующий год. Как Вы оцениваете заложенные в него расходы на культуру?
– Прежде всего, я хотела бы отметить, что в целом проект бюджета на будущий год я оцениваю положительно. В нем предусматривается значительное увеличение нормативов финансирования сферы культуры. Рост очевиден: если в 2001 году в сфере культуры расходы областного бюджета на одного жителя области составляли 30,1 рубля, то в 2002 году – 45,7, а на 2003 год запланировано их увеличение до 64,04 рублей.
Если вести разговор в цифрах областного бюджета, то для финансирования сферы культуры в 2001 году было выделено 213 млн. 560 тыс. рублей, в 2002 году – уже 296 млн. 529 тыс. рублей. В 2003 эта цифра возрастет до 369 млн. 284 тыс. рублей. Если же рассмотреть консолидированный бюджет, включающий в себя бюджет муниципальных образований, то на 2001 год расходы в этой области составили 511 млн. 390 тыс. рублей, на 2002 год – 822 млн. 495 тыс. рублей, и свыше 1 млрд. рублей запланировано выделить в 2003 году. Мы не можем сказать, что эти цифры нас полностью устраивают, но положительная динамика определенно есть.
– Какие направления бюджетной политики являются приоритетными для Вас?
– На сегодняшний день одним из приоритетных направлений является содержание учреждений культуры, находящихся на балансе областного бюджета. В отличие от многих других регионов, в которых из областных фондов финансируются лишь затраты на коммунальные услуги, заработную плату сотрудников, и прочие незначительные расходы, в нашей области идет финансирование по всем статьям трат.
За последние два года нам удалось совершить серьезный шаг вперед в решении вопроса капитального ремонта зданий учреждений культуры, находящихся в городах области. Не так давно нам казалось, что это всего лишь далекие от осуществления мечты, но, благодаря увеличению доходов областного бюджета, стало возможным и увеличение наших расходов, в том числе – и на капитальный ремонт.
Особенно приятным событием стал ремонт Театра Музыкальной Комедии, на который из областного бюджета было дополнительно выделено 40 млн. рублей. Эти средства получены из областной строительной программы, Резервного Фонда Правительства.
Благодаря увеличению финансирования, в прошлом году после длительной реставрации была открыта Областная детско-юношеская библиотека. В ближайшее время планируется завершить серьезный капитальный ремонт библиотеки для слепых, в проектном плане которого учтены необходимые устройства, облегчающие инвалидам пользование библиотекой. Мы занялись и зданием училища Чайковского.
Мне бы хотелось вернуться к бюджету этого года. Судя по всему, будет принят закон о корректировке бюджета 2002 года, в соответствие с которым нам будут выделены дополнительные средства, которые будут направлены на дальнейшие ремонтные работы в библиотеке им. Белинского и в здании музея на Ленина 69.
Второе, не менее важное направление нашей деятельности – это работа по областным целевым программам. Нами используется программно-целевой подход, который подразумевает поддержку творческих проектов, профессионального искусства, народного и детского творчества, информационно-библиотечной деятельности, музеев и экспозиций.
В эти программы заложен блок поддержки депрессивных территорий. Программа – это единственный инструмент финансового взаимодействия с муниципальными образованиями. Дело в том, что федеральное законодательство разделило бюджеты, что затрудняет финансирование муниципальных образований из областного бюджета.
– Можно ли рассказать подробнее, что это за программы?
– В течение 1997 – 2001 гг. на территории области были реализованы две государственные целевые программы: «Сохранение искусства и культуры в Свердловской области», на которую затрачено 12 млн. рублей и «Областная целевая программа по укреплению материально-технической базы сельских учреждений культуры», в рамках которой освоено 17 млн. 640 тыс. рублей. Благодаря этим программам было отремонтировано и приведено в порядок более 100 сельских домов культуры. В 2002 году мы заканчиваем реализацию годовой «Областной государственной целевой программы культуры Среднего Урала». И ее объем составляет 28 млн. 855 тыс. рублей.
Если говорить о программе на следующий год, то стоит отметить, что Областная Дума уже практически приняла закон «О долгосрочной областной государственной целевой программе развития культурной деятельности на территории Свердловской области на 2003 – 2005 годы». На ее финансирование выделено 22 млн. 500 тыс. рублей.
Эта программа направлена на поддержку муниципальных образований. Она включает в себя несколько пунктов. Это и формирование книжных фондов, износ которых в сельских районах составляет до 80%, и оснащение компью-терной техникой музеев и библиотек. Третье направление программы – пополнение и обновление парка музыкальных инструментов. Четвертое – продолжение капитального ремонта сельских и районных учреждений культуры. Мы хотим, чтобы у ребят была возможность общаться в достойных условиях, для чего предлагаем профинансировать из областного бюджета 2003 года ремонт еще 42 зданий.
Сумма, которую мы сможем получить по этой программе, позволит лишь снять самые острые проблемы. Поэтому, главам муниципалитетов не следует складывать руки и надеяться только на областной бюджет. Обязательным условием для нашей поддержки является софинансирование муниципальным бюджетом. Хотелось бы, чтобы муниципалитеты поняли, что их участие в содержании сферы культуры необходимо.
Кроме того, сейчас разрабатываются две краткосрочных област-ных государственных целевых программы: первая – «Сохранение и развитие культуры на территории Свердловской области в 2003 году» – при реализации которой планируется освоить 12 млн. 940 тыс. рублей, и вторая – «Восстановление и охрана памятников истории и культуры на территории Свердловской области в 2003 году», на финансирование которой запланировано 26 млн. 890 тыс. рублей.
Последней мы придаём особое значение. В доходы областного бюджета включены средства от аренды памятников истории и культуры. В соответствии с Федеральным законодательством, все они должны быть направлены на их реставрацию. Создается список первоочередных объектов, которые нуждаются в реставрационных работах.
Всего выявлено около 3 тыс. памятников истории и культуры. Из них 1 300 поставлены на государственный учет, и в числе их 102 объекта федерального значения. Прежде всего, мы начали реставрацию Верхотурского ансамбля, Невьянской башни и множества других.
– Финансируются ли из областного бюджета такие объекты культуры, как кинотеатры, книгоиздательства?
– Нет. Они финансируются исключительно силами учредителей и спонсоров. Причём начинают оправдывать часть вложенных средств. Так, по итогам прошлого года театры оправдывали до 40 % расходов. Еще 6 лет назад этот показатель не превышал 20-25%. Филармония, которая является лидером в области фондрайзинга, окупает до 50% расходов.
Также бюджетная помощь не оказывается частным театрам – «Волхонке», «Театрону». Но театру «Волхонка» нами бесплатно предоставляется арендуемое помещение. Книгоиздание также живет на собственные средства, за исключением производства учебников.
Мы поддерживаем некоммерческие проекты, например, издание «Библиотечка поэтов». Планируется издание полного собрания сочинений Мамина-Сибиряка, которое мы профинансируем полностью.
Что же касается финансирования кинематографии, то по постановлению правительства Свердловской области, было принято решение о сдаче основного корпуса киностудии в аренду, сроком на 49 лет. Так возник инвестиционный проект, и теперь фирма, расположенная на её территории, выполняет свои обязательства. Проведена реставрация здания, оплачены долги киностудии. Все условия договора соблюдены.
– Возможно ли самостоятельное развитие очагов культуры в малых городах и селах, или государство должно дотировать эту сферу?
– Малые города и сёла – это проблемный участок работы. Их сложное положение связано, в первую очередь, с низкой платежеспособностью населения. Поэтому государство просто обязано проводить политику, направленную на поддержание в них культурной сферы. Одно из ее направлений – обеспечение равного доступа к культурным ценностям. Другое – поддержание детского творчества в небольших населенных пунктах. В детских секциях, кружках, художественных и музыкальных школах по области занимается более 45 тысяч детей, родительская плата в них чётко зависит от платежеспособности населения. В городах она составляет от 200 до 280 рублей, в сельских районах – от 60 до 80.
– Вы можете назвать территории, где существуют большие проблемы с учреждениями культуры?
– Да, конечно. Прежде всего, это Гаринский район. В этом году там открыт краеведческий музей, создана новая экспозиция. Профинансированы и другие проекты. Всего в районе освоено порядка 240 тыс. рублей. Также к депрессивным районам можно отнести Тугулымский и Байкаловский. Им так же оказывается помощь.
– Насколько эффективной оказывается поддержка правительства?
– Вы имеете в виду качество? К сожалению, мы можем контролировать только те проекты, которые были созданы по государственному заказу, на бюджетные деньги. Ярким примером является снятый на нашей киностудии фильм «Привет, Малыш». Это – социальный фильм. Всё остальное мы можем контролировать только с помощью законодательства, а это – не панацея, что видно на примере нашего телевидения.
– Почему это происходит?
– У государства не так много возможностей регулировать эту сферу. Существует только федеральное законодательство, которое запрещает порнографию, насилие, расовую ненависть. Я, конечно, против цензуры, но некоторые законодательные рамки просто необходимы.
– Занимается ли министерство пропагандой культуры?
– Работа в этом направлении ведется постоянно. Во-первых, 2 раза в месяц на областном телевидении у нас выходит передача «Культурная среда», в которой мы стараемся осветить все творческие проекты, оказавшиеся в поле нашего внимания. Нами осуществляются крупные акции, такие как «Марафон «Культура против наркотиков», средства с которого были направлены на антинаркотическую кампанию. Есть масса других программ, например, посвященных юбилейным мероприятиям.
– Тогда последний вопрос. Какие самые важные события культуры происходили в течение года в нашей области?
– Я хотела бы сразу же отметить юбилей Мамина-Сибиряка, комплекс мероприятий, связанных с реставрацией Невьянской башни и старого невьянского завода, открытие там памятника Петру Первому. Также, в этом году нам удалось перевести фонды областного краеведческого музея из Собора Александра Невского в новое здание. Кроме того, в области был реализован ряд творческих проектов: «Марафон «Культура против наркотиков», празднование девяностолетия Театра оперы и балета, столетие художественного училища имени Шадра. И, пожалуй, самое главное событие – 17 декабря в библиотеке им. Белинского открывается новое большое здание.
– Наталья Константиновна, сейчас идет активное обсуждение проекта бюджета на следующий год. Как Вы оцениваете заложенные в него расходы на культуру?
– Прежде всего, я хотела бы отметить, что в целом проект бюджета на будущий год я оцениваю положительно. В нем предусматривается значительное увеличение нормативов финансирования сферы культуры. Рост очевиден: если в 2001 году в сфере культуры расходы областного бюджета на одного жителя области составляли 30,1 рубля, то в 2002 году – 45,7, а на 2003 год запланировано их увеличение до 64,04 рублей.
Если вести разговор в цифрах областного бюджета, то для финансирования сферы культуры в 2001 году было выделено 213 млн. 560 тыс. рублей, в 2002 году – уже 296 млн. 529 тыс. рублей. В 2003 эта цифра возрастет до 369 млн. 284 тыс. рублей. Если же рассмотреть консолидированный бюджет, включающий в себя бюджет муниципальных образований, то на 2001 год расходы в этой области составили 511 млн. 390 тыс. рублей, на 2002 год – 822 млн. 495 тыс. рублей, и свыше 1 млрд. рублей запланировано выделить в 2003 году. Мы не можем сказать, что эти цифры нас полностью устраивают, но положительная динамика определенно есть.
– Какие направления бюджетной политики являются приоритетными для Вас?
– На сегодняшний день одним из приоритетных направлений является содержание учреждений культуры, находящихся на балансе областного бюджета. В отличие от многих других регионов, в которых из областных фондов финансируются лишь затраты на коммунальные услуги, заработную плату сотрудников, и прочие незначительные расходы, в нашей области идет финансирование по всем статьям трат.
За последние два года нам удалось совершить серьезный шаг вперед в решении вопроса капитального ремонта зданий учреждений культуры, находящихся в городах области. Не так давно нам казалось, что это всего лишь далекие от осуществления мечты, но, благодаря увеличению доходов областного бюджета, стало возможным и увеличение наших расходов, в том числе – и на капитальный ремонт.
Особенно приятным событием стал ремонт Театра Музыкальной Комедии, на который из областного бюджета было дополнительно выделено 40 млн. рублей. Эти средства получены из областной строительной программы, Резервного Фонда Правительства.
Благодаря увеличению финансирования, в прошлом году после длительной реставрации была открыта Областная детско-юношеская библиотека. В ближайшее время планируется завершить серьезный капитальный ремонт библиотеки для слепых, в проектном плане которого учтены необходимые устройства, облегчающие инвалидам пользование библиотекой. Мы занялись и зданием училища Чайковского.
Мне бы хотелось вернуться к бюджету этого года. Судя по всему, будет принят закон о корректировке бюджета 2002 года, в соответствие с которым нам будут выделены дополнительные средства, которые будут направлены на дальнейшие ремонтные работы в библиотеке им. Белинского и в здании музея на Ленина 69.
Второе, не менее важное направление нашей деятельности – это работа по областным целевым программам. Нами используется программно-целевой подход, который подразумевает поддержку творческих проектов, профессионального искусства, народного и детского творчества, информационно-библиотечной деятельности, музеев и экспозиций.
В эти программы заложен блок поддержки депрессивных территорий. Программа – это единственный инструмент финансового взаимодействия с муниципальными образованиями. Дело в том, что федеральное законодательство разделило бюджеты, что затрудняет финансирование муниципальных образований из областного бюджета.
– Можно ли рассказать подробнее, что это за программы?
– В течение 1997 – 2001 гг. на территории области были реализованы две государственные целевые программы: «Сохранение искусства и культуры в Свердловской области», на которую затрачено 12 млн. рублей и «Областная целевая программа по укреплению материально-технической базы сельских учреждений культуры», в рамках которой освоено 17 млн. 640 тыс. рублей. Благодаря этим программам было отремонтировано и приведено в порядок более 100 сельских домов культуры. В 2002 году мы заканчиваем реализацию годовой «Областной государственной целевой программы культуры Среднего Урала». И ее объем составляет 28 млн. 855 тыс. рублей.
Если говорить о программе на следующий год, то стоит отметить, что Областная Дума уже практически приняла закон «О долгосрочной областной государственной целевой программе развития культурной деятельности на территории Свердловской области на 2003 – 2005 годы». На ее финансирование выделено 22 млн. 500 тыс. рублей.
Эта программа направлена на поддержку муниципальных образований. Она включает в себя несколько пунктов. Это и формирование книжных фондов, износ которых в сельских районах составляет до 80%, и оснащение компью-терной техникой музеев и библиотек. Третье направление программы – пополнение и обновление парка музыкальных инструментов. Четвертое – продолжение капитального ремонта сельских и районных учреждений культуры. Мы хотим, чтобы у ребят была возможность общаться в достойных условиях, для чего предлагаем профинансировать из областного бюджета 2003 года ремонт еще 42 зданий.
Сумма, которую мы сможем получить по этой программе, позволит лишь снять самые острые проблемы. Поэтому, главам муниципалитетов не следует складывать руки и надеяться только на областной бюджет. Обязательным условием для нашей поддержки является софинансирование муниципальным бюджетом. Хотелось бы, чтобы муниципалитеты поняли, что их участие в содержании сферы культуры необходимо.
Кроме того, сейчас разрабатываются две краткосрочных област-ных государственных целевых программы: первая – «Сохранение и развитие культуры на территории Свердловской области в 2003 году» – при реализации которой планируется освоить 12 млн. 940 тыс. рублей, и вторая – «Восстановление и охрана памятников истории и культуры на территории Свердловской области в 2003 году», на финансирование которой запланировано 26 млн. 890 тыс. рублей.
Последней мы придаём особое значение. В доходы областного бюджета включены средства от аренды памятников истории и культуры. В соответствии с Федеральным законодательством, все они должны быть направлены на их реставрацию. Создается список первоочередных объектов, которые нуждаются в реставрационных работах.
Всего выявлено около 3 тыс. памятников истории и культуры. Из них 1 300 поставлены на государственный учет, и в числе их 102 объекта федерального значения. Прежде всего, мы начали реставрацию Верхотурского ансамбля, Невьянской башни и множества других.
– Финансируются ли из областного бюджета такие объекты культуры, как кинотеатры, книгоиздательства?
– Нет. Они финансируются исключительно силами учредителей и спонсоров. Причём начинают оправдывать часть вложенных средств. Так, по итогам прошлого года театры оправдывали до 40 % расходов. Еще 6 лет назад этот показатель не превышал 20-25%. Филармония, которая является лидером в области фондрайзинга, окупает до 50% расходов.
Также бюджетная помощь не оказывается частным театрам – «Волхонке», «Театрону». Но театру «Волхонка» нами бесплатно предоставляется арендуемое помещение. Книгоиздание также живет на собственные средства, за исключением производства учебников.
Мы поддерживаем некоммерческие проекты, например, издание «Библиотечка поэтов». Планируется издание полного собрания сочинений Мамина-Сибиряка, которое мы профинансируем полностью.
Что же касается финансирования кинематографии, то по постановлению правительства Свердловской области, было принято решение о сдаче основного корпуса киностудии в аренду, сроком на 49 лет. Так возник инвестиционный проект, и теперь фирма, расположенная на её территории, выполняет свои обязательства. Проведена реставрация здания, оплачены долги киностудии. Все условия договора соблюдены.
– Возможно ли самостоятельное развитие очагов культуры в малых городах и селах, или государство должно дотировать эту сферу?
– Малые города и сёла – это проблемный участок работы. Их сложное положение связано, в первую очередь, с низкой платежеспособностью населения. Поэтому государство просто обязано проводить политику, направленную на поддержание в них культурной сферы. Одно из ее направлений – обеспечение равного доступа к культурным ценностям. Другое – поддержание детского творчества в небольших населенных пунктах. В детских секциях, кружках, художественных и музыкальных школах по области занимается более 45 тысяч детей, родительская плата в них чётко зависит от платежеспособности населения. В городах она составляет от 200 до 280 рублей, в сельских районах – от 60 до 80.
– Вы можете назвать территории, где существуют большие проблемы с учреждениями культуры?
– Да, конечно. Прежде всего, это Гаринский район. В этом году там открыт краеведческий музей, создана новая экспозиция. Профинансированы и другие проекты. Всего в районе освоено порядка 240 тыс. рублей. Также к депрессивным районам можно отнести Тугулымский и Байкаловский. Им так же оказывается помощь.
– Насколько эффективной оказывается поддержка правительства?
– Вы имеете в виду качество? К сожалению, мы можем контролировать только те проекты, которые были созданы по государственному заказу, на бюджетные деньги. Ярким примером является снятый на нашей киностудии фильм «Привет, Малыш». Это – социальный фильм. Всё остальное мы можем контролировать только с помощью законодательства, а это – не панацея, что видно на примере нашего телевидения.
– Почему это происходит?
– У государства не так много возможностей регулировать эту сферу. Существует только федеральное законодательство, которое запрещает порнографию, насилие, расовую ненависть. Я, конечно, против цензуры, но некоторые законодательные рамки просто необходимы.
– Занимается ли министерство пропагандой культуры?
– Работа в этом направлении ведется постоянно. Во-первых, 2 раза в месяц на областном телевидении у нас выходит передача «Культурная среда», в которой мы стараемся осветить все творческие проекты, оказавшиеся в поле нашего внимания. Нами осуществляются крупные акции, такие как «Марафон «Культура против наркотиков», средства с которого были направлены на антинаркотическую кампанию. Есть масса других программ, например, посвященных юбилейным мероприятиям.
– Тогда последний вопрос. Какие самые важные события культуры происходили в течение года в нашей области?
– Я хотела бы сразу же отметить юбилей Мамина-Сибиряка, комплекс мероприятий, связанных с реставрацией Невьянской башни и старого невьянского завода, открытие там памятника Петру Первому. Также, в этом году нам удалось перевести фонды областного краеведческого музея из Собора Александра Невского в новое здание. Кроме того, в области был реализован ряд творческих проектов: «Марафон «Культура против наркотиков», празднование девяностолетия Театра оперы и балета, столетие художественного училища имени Шадра. И, пожалуй, самое главное событие – 17 декабря в библиотеке им. Белинского открывается новое большое здание.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Министр культуры Свердловской области Наталья Ветрова: Свердловская государ ...
- Министр культуры Свердловской области Наталья Ветрова: В 2003 году на финан ...
- Министр культуры Свердловской области Наталья Ветрова: Я оцениваю проект бю ...
- Наталья Ветрова: Содержание областных учреждений культуры одно из приоритет ...
- В 2006 году из бюджета Свердловской области на развитие культуры будет выде ...