«Уральский рабочий» и Юлия Санати интересуются: «Кризис неплатежей? Есть беда пострашней»

25 декабря 2002 (11:23)

Плохую службу сослужила нам необычайно мягкая прошлая зима: отогрелись, расслабились, и первые же декабрьские дни нынче повергли в отчаяние жителей многих регионов, власти которых оказались не готовыми к сильным морозам.

А не за горами и настоящая беда, угрожающая теплоснабжению российских городов, которая будет пострашней, чем кризис неплатежей или ветхость трубопроводов. Дело в том, что уже сегодня более половины оборудования, использующегося в теплоэнергетическом комплексе страны, подлежит замене. А к 2005 году, по оценке эксплуатационников, 75 процентов действующих теплофикационных турбин выработают свой ресурс.

В течение последних десяти лет энергетики практически не закупали новые машины, только подписывали у инженеров документы на продление сроков службы действующих агрегатов. Конечно, советская техника всегда имела запас прочности, значительно превышающий нормативный, и все же турбины, большинству из которых 30 — 40 лет, не могут служить вечно. Режим их работы экстремальный: скорость вращения ротора 3000 оборотов в минуту, а статор Т-250 при температуре пара свыше 500 градусов должен выдерживать давление до 240 атмосфер. Стареющий металл может не выдержать такой нагрузки, и проблему не решат никакие капремонты — турбины просто необходимо менять, иначе, предупреждают эксплуатационники, завтра цилиндры высокого давления начнут взрываться.

Спасти страну от такой катастрофы должен, конечно же, ее опорный край. В частности, Турбомоторный завод, расположенный в Екатеринбурге, — один из крупнейших в России производителей турбин, причем именно теплофикационных. Сегодня в стране работает более 700 машин производства ТМЗ, и по большому счету только этот завод может изготовить новые турбины взамен изношенных агрегатов — без дорогостоящей и длительной переделки фундаментов. Вот только сможет ли?

Беда в том, что за эти годы екатеринбургская «Турбинка» в значительной мере утратила, если так можно выразиться, свою способность к производству этой стратегически важной техники. Если в 80-х годах прошлого века завод производил ежемесячно по турбине мощностью 110 мегаватт плюс четыре турбины большой мощности в год, да три с лишним десятка газовых, то за 11 месяцев 2002 года Турбомоторный завод произвел лишь пять турбин. Из них только две «сотки», одна из которых предназначена для Китайской Народной Республики, остальные — «малютки» (6 и 17 Мвт). Больших же машин Т-250 вообще давно никто не заказывал.

А если заказы и будут, вполне может оказаться, что вскоре делать новые турбины будет некому. За эти годы численность работающих на Турбомоторном заводе сократилась с 11200 до 5500 человек, среди ушедших более трех тысяч рабочих: уникальное производство лишилось кадров, способных «ловить микроны» на многотонном роторе. К концу 2002 года завод подошел, имея задолженность по выплате заработной платы около 120 млн. рублей, утратив оснастку, важнейшие рынки сбыта и связи с поставщиками комплектующих.

18 ноября решением областного Арбитражного суда на «Турбинке» введено внешнее управление.

В общем-то, уже в середине 90-х годов было ясно, что политика руководства завода, фактически «проедавшего» старые запасы, бесперспективна. Возрождению уникального производства никак не способствовала и управленческая чехарда, начавшаяся на предприятии в середине прошлого года. Менявшиеся команды управленцев главным образом сваливали «грехи» на предшественников, а вот четкой стратегии развития завода не было ни у кого. По словам заместителя внешнего управляющего Сергея Зырянова, с 1997 года основным источником существования предприятия являлась... кредиторская задолженность, которая к настоящему моменту превысила 1,5 млрд. рублей.

И ближайшая перспектива «Турбинки» отнюдь не радостная. Самое страшное, что ее продукция сегодня никому не нужна: тяжелые дизели ДМ, качество которых за годы развала значительно ухудшилось, отказывается покупать их крупнейший потребитель «БелАЗ», переключившийся на американские моторы «Каменс»; «Газпром» на недавнем совещании также высказался против покупки продукции ТМЗ...

Пока завод в основном работает на замену старых машин, производит запчасти, пытаясь наладить сервисное обслуживание. И наиболее перспективным направлением на сегодняшний день остается именно паротурбостроение. План внешнего управления на сегодняшний день готов, он должен быть рассмотрен и утвержден советом кредиторов и Арбитражным судом ориентировочно в конце января.

Наверное, очень логично то, что государство, которому принадлежит более 60 процентов акций завода, наконец-то взяло в свои руки управление этим, имеющим стратегическое значение, предприятием. Значимость этого шага подчеркивает то, что внешним управляющим ТМЗ стал руководитель межрегионального управлениия Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротствам по УрФО Олег Козырев. Однако реально помочь своему «детищу» государству, оказывается, нечем. По словам Сергея Зырянова, оно и без того финансирует «Турбинку», предоставляя отсрочку выплаты огромной задолженности.Так что опираться, по всей видимости, придется, главным образом, на собственные силы. По словам Сергея Михайловича, больше всего радует то, что свои предложения по выведению предприятия из кризиса вносят не только внешние управляющие, но и большинство заводских руководителей, вплоть до мастеров.

На заводе надеются, что государство окажет хотя бы «политическую» поддержку при переговорах с Белоруссией и РАО «ЕЭС». Ведь, думается, всем ясно, чем грозит массовый выход из строя машин, вырабатывающих тепло для наших городов.

На снимке: в турбинном зале Новосвердловской ТЭЦ: здесь стоят самые «молодые» в Свердловской области машины марки ТМЗ - им 17-18 лет.

Уходящий год показал, что возникли предпосылки отхода российской экономики от модели, ориентированной на экспорт сырья. Более актуальным и эффективным становится удовлетворение спроса на внутреннем рынке. По мнению экспертов, потенциал внутреннего рынка во много раз превосходит потенциал экспорта. Показательная ситуация сложилась в металлургической отрасли.

Черная металлургия — базовая отрасль российской экономики. В структуре ВВП доля черной металлургии составляет 7%, численности персонала — 5,3%, основных фондов — более 6%. По объему экспорта черных металлов — около 28 млн. тонн в год — Россия занимает ведущие позиции в мире. На внешние рынки поставляется сегодня более 50% от общего объема производимой в стране стали, однако внутренний рынок становится для российских металлургов все более привлекательным.

По мнению большинства аналитиков, отрасль сегодня преодолела кризис, в котором находилась с конца 90-х годов, и предприятия перешли к реализации стратегии «мирного» сценария своего развития, оставив позади опыт развития под влиянием внешних обстоятельств — гиперинфляции, отсутствия оборотных средств, финансового кризиса и общей экономической нестабильности. В этом смысле переломным был год 2001 -и, когда рост объемов производства, по сравнению с предыдущим годом , со-. ставил всего 0,6%. Прогнозы были неутешительными. Из-за мирового перепроизводства стали и антидемпинговых мер со стороны мирового сообщества наблюдалось падение экспорта российской стали, при этом запросы отечественных потребителей металла не могли компенсировать убытки отрасли от потери экспортных рынков. Тяжелая экономическая ситуация усугублялась высокой степенью износа оборудования и производственных помещений, а также неимоверным ростом цен на сырье, энергоносители, транспортные услуги. Эксперты отмечали, что впервые за десять лет своего существования российские металлурги оказались в опасной близости от черты, отделяющей их от полного развала. О критичности ситуации, сложившейся в конце 2001-го и начале 2002 годов говорит тот факт, что впервые дело дошло до публичных призывов металлургов к правительству заняться всерьез проблемами металлургического комплекса.

Сегодня ситуация в отрасли постепенно улучшается. Возрос спрос со стороны внутренних потребителей, были частично сняты ограничения на ввоз российской металлопродукции в другие страны, вследствие чего увеличился экспорт. По оптимистическим прогнозам, к 2005 году емкость российского внутреннего рынка черных металлов может возрасти до 26,5 млн. тонн, что в среднем на 20% превышает показатели 2001г.

На фоне общей стабилизации в отрасли, показательной выглядит ситуация, сложившаяся на Орско-Халиловском металлургическом комбинате (ОАО «НОСТА» — ОХМК). Общий спад производства в черной металлургии сильно сказался на экономическом состоянии НОСТА, а внутренние управленческие проблемы и нерешенные вопросы собственности усугубили ситуацию до критической. В ноябре прошлого года оперативное управление комбинатом взяла на себя новая команда менеджеров, возглавляемая Вячеславом Крыловым.

В первую очередь, на комбинате была коренным образом пересмотрена вся система управления, причем изменения коснулись каждого подразделения, каждого цеха и каждого сотрудника. Среди приоритетных направлений были выделены следующие: сокращение себестоимости продукции, выпуск новых марок стали, повышение качества продукции и повышение уровня обслуживания клиентов т.е. то, что не требовало значительных инвестиций, но позволило бы переломить ситуацию в кратчайшие сроки. Позитивные предпосылки к изменению конъюнктуры рынка, хороший опыт в решении сложных управленческих задач у новой руководящей команды, а также высокий технологический и кадровый потенциал НОСТА позволили разработать программу вывода предприятия из кризиса.

Сегодня кризис преодолен. Объемы производства, начиная с декабря 2001г., неуклонно растут. Предприятие безубыточно и в полной мере обеспечено оборотными средствами; растет рентабельность производства, восстановлено доверие со стороны финансово-кредитных институтов. Комбинат укрепил свои позиции на традиционных для него рынках сбыта и уверенно осваивает новые.

Очевидно, что фокус на российский рынок себя оправдал, и дальнейшее развитие НОСТА, по словам В.Г. Крылова, связано не с расширением экспорта, а именно с увеличением поставок на внутренний рынок. Так, прогнозируется, что во втором полугодии 2002 года объем реализованной продукции комбината на внутреннем рынке возрастет по сравнению с первым полугодием на 150%, и, если в 2001 году НОСТА реализовала внутренним заказчикам около 35 процентов металла, то в этом году этот показатель составит уже 60%. К 2005 году ожидается увеличение емкости рынка сортамента НОСТА только на стратегических сегментах на 9% при среднегодовых темпах роста 3 — 5%. Сегодня комбинат поставляет свою продукцию на крупнейшие предприятия различных отраслей экономики, среди которых ведущие трубные заводы страны, предприятия стройиндустрии Южного Урала, мостостроительные заводы Улан-Удэ, Воронежа, Кургана, Омска, судостроительные заводы Нижнего Новгорода. Получателями листового и полосового проката повышенного качества являются автомобилестроительные заводы: ОАО «ГАЗ», ОАО «КАМАЗ», АМО «ЗИЛ», а также белорусские партнеры — «БЕЛАЗ», «МАЗ». Одним из приоритетов НОСТА является создание новых и модернизация уже существующих марок стали и проката. На комбинат обращаются заказчики, которым нужна высокопрочная сталь, чего требует конъюнктура рынка. Автомобили «БЕЛАЗ» почти не пользуются спросом в дальнем зарубежье из-за отсутствия нужных материалов для изготовления автомобилей по западным стандартам, в частности сталей с особыми свойствами — для кузовов и несущих конструкций. По просьбе белорусских автомобилестроителей, НОСТА совместно с НИИЧерМет разработали две новые марки стали — «Weldox» и «Hadox», которые способны заменить применяемые сейчас российскими и белорусскими производителями западные аналоги. Уже выпущены пробные образцы обеих марок стали, которые прошли тестирование на «БЕЛАЗЕ», их параметры полностью соответствуют всем необходимым техническим требованиям. Вопрос об увеличении производства новых сталей будет решен после окончания промышленных испытаний автомобилей, изготовленных с использованием пробных образцов.

Еще одно из направлений производства НОСТА — судовая сталь. Комбинат изготавливает судосталь с момента своего основания и имеет огромный опыт в этой области. Однако сейчас возникла потребность в судостали повышенной прочности, с улучшенными свойствами свариваемости. Комбинат получил разработанные совместно с головным судостроительным институтом ФПГУ ЦНИИ конструкционных материалов «ПРОМЕТЕЙ» технологический регламент и технические условия, по которым здесь будет производиться судосталь с заданными параметрами. Уникальность одной из последних работ — создание целой группы новых марок судовой стали повышенной прочности — подтверждена сертификатом Российского Морского Регистра Судоходства, который дает право начать поставки новой категории судостроительной стали. Всего в 2002 году ОАО «НОСТА» заключила более 10 договоров на проведение научно-исследовательских работ на разработку новой продукции.

Выводя на рынок новые марки стали, предприятие уделяет особое внимание качеству. В октябре 2002 года независимые аудиторы из TUV Rheinland InterCert Kft подтвердили, что ОАО «НОСТА» внедрила и применяет на предприятии систему менеджмента качества, соответствующую более совершенной версии международного стандарта качества ИСО 9001: 2000. ОАО «НОСТА» (ОХМК) — первое предприятие черной металлургии России, осуществившее переход на эту версию. Однако под словом «качество» на комбинате понимают не только систему управления качеством или качество готовой продукции. Это и уровень обслуживания, и сроки выполнения заказа, и многое другое, что можно определить как «качество во взаимоотношениях» с клиентами. Одним из первых шагов новой управленческой команды стало сокращение дирекции по сбыту почти вдвое. При этом ее эффективность возросла почти во столько же раз. Такого результата комбинат добился, внедрив Систему клиентского сервиса (СКС), основной целью которой является максимальное удовлетворение потребностей клиента. Заказчики уже успели оценить преимущества упрощенной процедуры оформления заказа, доступности информации об его исполнении, оптимизированной процедуры отгрузки и многое другое, что включает в себя новая концепция сбыта, разработанная для российского заказчика.

Успехи комбината НОСТА не остались незамеченными. Ведущие бизнес-аналитики и представители деловых средств массовой информации удостоили ОАО «НОСТА» Национальной премии «Компания года-2002» в номинации «За возрождение отрасли». «Компания года» — одна из наиболее престижных наград, присуждаемых российским компаниям за достижения в области бизнеса.


Другие материалы по теме: