«Капитал» и Елена Вишнева считают, что «В области продолжается рост потребительского спроса»

26 декабря 2002 (11:43)

Областное министерство торговли подвело итоги развития потребительского рынка в уходящем году. Динамика темпов, как и тенденции развития торговли, сохраняются.

Среди областей уральского региона по объему оборота розничной торговли Свердловская область сохранила первое место в УрФО, сообщила на вчерашней пресс-конференции министр торговли Вера Соловьева. Он составил более 105 млрд руб., рост в сопоставимых ценах – почти 20%. Появление новых магазинов растет гигантскими темпами - в течение года в области открылось более 200 новых торговых предприятий, и на сегодняшний день обеспеченность торговыми площадями на одного жителя области составляет 110% от норматива. Общая цифра предприятий розничной торговли на сегодняшний день выглядит внушительно - свыше 19 тыс. объектов, среди них 12 тыс. – это магазины. В следующем году этот уровень должен составить уже 115-117%.

По прогнозам специалистов в будущем году на розничном рынке будут продолжаться тенденции последних лет. Во-первых, это укрупнение торгового капитала, в частности активное развитие сетевой структуры торговли, причем не только в столице Урала, но и в целом по области. Крупные сетевики Екатеринбурга уже делают заметные шаги в этом направлении, например, только супермаркет «Кировский» открыл за последнее время семь магазинов в Ревде. Одна из самых развивающихся сетей на сегодняшний день, по мнению министра, является торговая сеть «Монетка», которая за короткий период открыла 5 магазинов. Супермаркеты и торговые центры появляются в основном пока в Екатеринбурге, но в 2003 г. «Екатерининский» площадью 18 тыс. кв. м. откроется в Нижнем Тагиле. В следующем году количество торговых центров должно увеличится до 70 объектов. Сегодня их около 40.

По оценкам специалистов министерства торговли с точки зрения развития по-прежнему интересны новые форматы торговли, такие как супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры и кэш-энд-кэрри. У двух последних в настоящее время огромный потенциал для развития в Свердловской области. Подобные форматы ориентируются на малообеспеченные слои населения, в частности, по этому принципу работают столичные сети, как «Копейка» и «Перекресток», и они не случайно в последнее время все чаще проявляют интерес к нашему региону.

Кроме того, огромный потенциал развития у интернет-магазинов. Через два года в Свердловской области должно появиться примерно 19 подобных предприятий. Также будет развиваться такое направление, как посылочная торговля. Однако по прогнозам это направление не получит активного развития, количество таких магазинов в ближайшие два-три года увеличится не более чем на несколько единиц.

Еще одна тенденция последнего времени - рост узкоспециализированных сетей в непродовольственной торговле. Особенно ярко она выражена в крупных городах, таких как Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Серов. Однако екатеринбургские и столичные продавцы бытовой техники, одежды, обуви и других товаров сегодня стали появляться и в небольших городах области. Будет активно развиваться такое направление, как магазины салонной торговли, предлагающие эксклюзивные и фирменные товары. Это говорит о том, что платежеспособный спрос в области становится более стабильным и у бизнеса растет интерес вкладывать деньги в подобные направления.

Всего на потребительские расходы население Свердловской области потратило на 29,4 млрд руб. больше средств, чем в прошлом. Рост покупательской способности рядового жителя области подтверждают и данные Облкостата – реальные располагающие денежные доходы в январе-октябре 2002 г. увеличились по сравнению с прошлым на 13%. В этой связи в последние годы продолжает меняться структура потребления товаров, однако единственный показатель, который остается постоянным в течение последних десяти лет, - это доля средств, выделяемых горожанами на приобретение спиртного.

Алкоголь, как и прежде, занимает около 11% в товарообороте рынка, другими словами каждый десятый рубль поступает в товарооборот торговли от продажи алкогольной продукции. А вот количество предприятий по продаже алкогольных напитков в Свердловской области сокращается ежегодно. За четыре года таких торговых точек стало в пять раз меньше. Это связано не только с ограничениями в торговле спиртными напитками, но прежде всего с постепенным изменением форм ведения розничного бизнеса. Как в предыдущие два года, в 2002 г. продолжилась тенденция сокращения стационарной уличной торговли, киосков и павильонов наряду с появлением новых современных магазинов и торговых центров.


Другие материалы по теме: