«Вечерние ведомости»и Александр Федченко полагают, что «Область подписалась под кредитом Чернецкого»

27 декабря 2002 (11:23)

Законодательное Собрание Свердловской области вчера гарантировало выплату миллиардного долга Екатеринбурга за купленные автобусы. Но это решение едва не сорвалось по вине депутатов.

«ВВ» уже неоднократно писали о том, что в 1996 году Екатеринбург взял кредит в 47 миллионов долларов для того, чтобы купить городу автобусы. До адресатов дошли,правда, далеко не все деньги, а только 32 миллиона, но и это сумма приличная. На нее администрация купила 180 автобусов, часть из которых на сегодняшний дней уже сломалась. Хотели купить и еще, но в то время Галицинский завод, производящий автобусы, обанкротился и был вынужден прекратить городу поставку машин. Завод остался должен Екатеринбургу 2,8 миллиона долларов, но выплачивать их не спешил. То есть все сложилось не слишком удачно, и при этом город оказался в больших долгах. А поскольку эти долги (32 миллиона долларов) были международными, областные власти гарантировали их погашение.

В 1998 году разразился знаменитый обвал рубля. После чего долг в рублевом эквиваленте составил 1 миллиард 280 миллионов. Ни городской, ни областной бюджеты не могли потянуть такую сумму. Выплата кредита была приостановлена. Помимо процентов, стал расти штраф. Положение для области становилось все серьезнее.

И вот в 2002 году Минфин РФ выплатил-таки «Европейскому банку реконструкции и развития» всю сумму долга. Теперь Екатеринбург стал должен Минфину. Последний набавил 3 процента комиссионных, но, главное, отменил все штрафы и растянул выплату на 10 лет. Это

оказалось для Екатеринбурга и области очень и очень выгодно. Минфин поставил лишь одно условие: область должна принять такой план выплат и гарантировать его исполнение. В противном случае Москва грозилась сама забрать деньги со счетов города и области, причем вместе со всеми штрафами и не за 10 лет, а сразу.

Неудивительно, что вчера мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий и премьер областного правительства Алексей Воробьев были единодушны - условия Минфина надо обязательно выполнять. Что и было предложено депутатам.

Но они неожиданно уперлись. Вспомнили 2,8 миллиона долларов. Мол, это Москва отправила деньги Галицинскому заводу, пускай она у него их и требует. А мы не обязаны их платить. В результате проголосовали: никаких гарантий по выплате Минфину не давать. Увещевать депутатов взялся Алексей Воробьев. Он объяснил, что долги отдавать все равно придется, хотим мы этого или нет. Вопрос только - сразу и много, либо через десять лет и поменьше. Говорил он долго и убедительно, просил изменить решение, проголосовать еще раз. Казалось, что уж теперь никаких проблем возникнуть не должно.

Но депутаты и во второй раз проголосовали против: никаких гарантий не давать и точка. Несколько секунд все сидели, как пораженные громом. Стояла гробовая тишина. Наконец на трибуну медленно поднялся Алексей Воробьев. Он сказал, что у него нет больше аргументов, но он просто по-человечески очень-очень просит депутатов еще раз подумать над своим решением и проголосовать еще один, последний раз. Тут же кто-то предложил голосовать поименно, причем после перерыва. В перерыве депутатов куда-то увели, очевидно, на разговор.

Воробьев демонстративно ушел в противоположную сторону.

И только с третьей попытки все было кончено. Депутаты поименно и единогласно проголосовали за предоставление Минфину гарантий. Вероятно, их все же убедили, что долги нужно отдавать. Даже если не очень хочется и деньги потрачены не слишком удачно. А может, и не убедили. Во всяком случае факт свершился: из двух выплат была выбрана меньшая. И это, безусловно, положительный момент.


Другие материалы по теме: