«Уральский рабочий» - что такое «Критическая масса… дипломов»
6 февраля 2003 (10:47)
Педагоги, преподаватели вузов, ученые уже несколько лет обсуждают серьезную демографическую проблему: говорят, через несколько лет число выпускников средних школ практически сравняется с количеством мест в высших учебных заведениях.
Престиж высшего образования (или документа о нем) в последние годы резко возрос, и наши вузы, особенно негосударственные, быстро сориентировались на рынке образовательных услуг: если еще б—7 лет тому назад прием в высшие учебные заведения в России составлял 600 с небольшим тысяч, то в прошлом году студентами стали 1,5 миллиона молодых россиян (при рождаемости 1,3 млн.).
— Получив такой огромный потенциальный рынок образовательных услуг, даже те, кто никогда не мечтал раньше о высшем образовании, сегодня могут это высшее образование купить. Образование, диплом, а не навыки, которые действительно могли бы пригодиться потом на рынке труда, — говорит научный руководитель Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Валерий Елизаров. — Я думаю, что это существенная проблема — переизбыток мест в системе высшего образования, переизбыток, соответственно, специалистов, причем качество этих специалистов будет очень низкое.
Однако снижение конкурса в вузы и, соответственно, среднего интеллектуального уровня студентов — еще не самая большая проблема. Гораздо опасней то, что дети просто не хотят работать в так называемом реальном секторе, приобретать рабочие профессии, предпочитая им даже малоквалифицированную, но более высоко оплачиваемую работу грузчика или охранника. Опрос, проведенный учителями среди старшеклассников одной из школ Екатеринбурга, показал, что ребята имеют, мягко говоря, очень смутное представление о том, в чем заключается работа слесаря или токаря, хотя у многих опрашиваемых родители трудятся на заводах. Увы, средний возраст российского пролетариата неумолимо растет, впрочем, в конструкторских бюро многих промышленных предприятий вообще остались одни пенсионеры...
Как поднять престиж рабочих профессий? Что, кроме достойной зарплаты, способно привлечь молодые кадры в промышленность? Как школа, а также учреждения начального и среднего профессионального образования способны повлиять на решение этой проблемы? Приглашаем читателей к разговору об этом на страничке «Педсовет».
Престиж высшего образования (или документа о нем) в последние годы резко возрос, и наши вузы, особенно негосударственные, быстро сориентировались на рынке образовательных услуг: если еще б—7 лет тому назад прием в высшие учебные заведения в России составлял 600 с небольшим тысяч, то в прошлом году студентами стали 1,5 миллиона молодых россиян (при рождаемости 1,3 млн.).
— Получив такой огромный потенциальный рынок образовательных услуг, даже те, кто никогда не мечтал раньше о высшем образовании, сегодня могут это высшее образование купить. Образование, диплом, а не навыки, которые действительно могли бы пригодиться потом на рынке труда, — говорит научный руководитель Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Валерий Елизаров. — Я думаю, что это существенная проблема — переизбыток мест в системе высшего образования, переизбыток, соответственно, специалистов, причем качество этих специалистов будет очень низкое.
Однако снижение конкурса в вузы и, соответственно, среднего интеллектуального уровня студентов — еще не самая большая проблема. Гораздо опасней то, что дети просто не хотят работать в так называемом реальном секторе, приобретать рабочие профессии, предпочитая им даже малоквалифицированную, но более высоко оплачиваемую работу грузчика или охранника. Опрос, проведенный учителями среди старшеклассников одной из школ Екатеринбурга, показал, что ребята имеют, мягко говоря, очень смутное представление о том, в чем заключается работа слесаря или токаря, хотя у многих опрашиваемых родители трудятся на заводах. Увы, средний возраст российского пролетариата неумолимо растет, впрочем, в конструкторских бюро многих промышленных предприятий вообще остались одни пенсионеры...
Как поднять престиж рабочих профессий? Что, кроме достойной зарплаты, способно привлечь молодые кадры в промышленность? Как школа, а также учреждения начального и среднего профессионального образования способны повлиять на решение этой проблемы? Приглашаем читателей к разговору об этом на страничке «Педсовет».
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- За последние шесть лет прием в учреждения среднего профессионального образо ...
- Депутаты Госдумы РФ приняли сегодня во втором чтении поправку в закон «Об о ...
- Уральский государственный горно-геологический университет: В ходе реформы ...
- Ректор УрГЭУ-СИНХ Михаил Федоров: Высшее образование в России превратилось ...
- Свыше 16 тысяч выпускников вузов Екатеринбурга не смогут найти работу по сп ...