Россия вернула «Столичную» и «Московскую»

Известные на весь мир торговые марки, принадлежавшие Советскому Союзу, постепенно возвращаются в собственность Российской Федерации.

Не секрет, что многие советские торговые марки до сих пор известны во всем мире. За право пользоваться ими готовы платить отечественные и иностранные компании. Но невнимание, проявленное государством к интеллектуальной собственности в начале 90-х годов, привело к тому, что права владения многими известными на весь мир советскими товарными знаками оказались в руках негосударственных коммерческих организаций. Прибыль от использования советских брендов, известность и продаваемость которых была обеспечена трудом сотен тысяч россиян и значительными государственными капиталовложениями, шла мимо казны. Только в последние годы Российская Федерация начинает возвращать интеллектуальную собственность на товарные знаки и торговые марки, принадлежавшие, в своё время, Советскому Союзу. Показательным примером в этом отношении является история всемирно известных водочных торговых марок – «Столичной» и «Московской», права собственности на которые не так давно вернулись к государству.

История вопроса

По мнению экспертов, водочные марки «Столичная» и «Московская» являются одними из самых известных алкогольных брендов российского происхождения, которым удалось закрепиться как на внутреннем, так и на мировом рынке. Их известность была достигнута благодаря многолетней пропагандистской и рекламной кампании, предпринятой советским внешнеэкономическим ведомством. По оценкам ряда экспертных источников, на продвижение отечественных торговых марок за рубежом было затрачено несколько десятков миллионов долларов. Благодаря этому, к началу 90-х годов «Столичная» и «Московская» принадлежали к числу самых продаваемых водок в мире. Стоимость каждого бренда на мировом рынке оценивалась экспертами по меньшей мере в 300 миллионов долларов.

Собственником этих брендов с 1966 года являлось Всесоюзное сельскохозяйственное внешнеэкономическое объединение «Союзплодоимпорт», которое владело правами на многие отечественные алкогольные торговые марки, продаваемые за рубежом.

Так было до 1991 года, когда Министерство сельского хозяйства и природопользования РСФСР приняло решение об отмене регистрации торговых марок «Столичная» и «Московская», что фактически, означало отказ государства от своих прав на эти наименования. В то же время права на использование торговых марок за рубежом СССР были переданы ВВО «Союзплодоимпорт» в аренду фирме «Пепсико» за 16 миллионов долларов США.

Чуть позже руководитель ВВО «Союзплодоимпорт» Евгений Сорочкин приватизировал вверенное ему госпредприятие и на его месте создал Внешнеэкономическое акционерное общество закрытого типа с тем же названием. Все имущество госпредприятия, в том числе и права на известные торговые марки, общим числом 43 были безвозмездно переданы на баланс нового предприятия. Впоследствии, в 2000 году, Счетная палата РФ установила незаконность приватизации известных марок водки в ходе акционирования, а Генпрокуратура инициировала возбуждение уголовного дела по этому факту. Суд подтвердил правоту Счетной палаты, указав, что в результате незаконной приватизации государству был нанесен ущерб на сумму 1,1 миллиарда рублей (в ценах 1992 – 1993 гг.).

Однако ещё в 1994 году руководству ВАО «Союзплодоимпорт» удалось зарегистрировать в «Роспатенте» права собственности на все перешедшие в её собственность марки российских водок и на территории Российской Федерации. Правда, следует отметить, что окончательно это решение вступило в силу только в 1997 году.

Практически сразу после вступления в права собственности, ВАО «Союзплодоимпорт» уступило права на все принадлежащие ей алкогольные марки, как на территории РФ, так и за рубежом, ЗАО «Союзплодимпорт», которое возглавлял юрист Юрий Шефлер. Сорок три торговых марки, в том числе обладающие мировой известностью «Столичная» и «Московская», были проданы всего за 1,7 миллиона рублей.

Фирма Шефлера превратила торговлю лицензиями на производство водки под незаконно приватизированными товарными знаками в прибыльный бизнес. На вырученные деньги ЗАО «Союзплодимпорт» приобрело производственные мощности в России и известный ликероводочный завод «Рижский Бальзам» на территории Латвии. На всех этих предприятиях так же производились водки известных советских марок. Значительная часть из них поставлялась за рубеж. Однако частный бизнес на незаконно приватизированных марках продолжался не долго.

Как уже было отмечено, в 2000 году Генпрокуратура возбудила дело о признании незаконной передачу имущества ВВО «Союзплодоимпорт» одноименному ЗАО. Решением Высшего арбитражного суда РФ 16 октября 2001 года, иск Генпрокуратуры был удовлетворен, и передача принадлежавших государству торговых марок в собственность коммерческих организаций была отменена. Соответственно, были отменены и все последующие операции с этими торговыми марками, в том числе и их продажа ЗАО «Союзплодимпорт». Уже 28 октября «Роспатент» принял решение о перерегистрации ряда торговых марок, в том числе «Столичной» и «Московской», на Российскую Федерацию в лице Министерства сельского хозяйства РФ. Впоследствии патенты были переданы в управление Федерального казенного предприятия (ФКП) «Союзплодоимпорт». На это же предприятие были возложены обязанности по распространению лицензий на производство продукции соответствующих марок, и борьба за признание прав Российской Федерации на эти бренды за рубежом.

Борьба за торговые марки

Впоследствии решение «Роспатента» не раз было оспорено представителями Юрия Шефлера и организованной им международной группы S.P.I. в судах различных инстанций. Ряд слушаний продолжается до сих пор. Но, благодаря грамотной позиции государственного предприятия, значительная часть торговых марок, в том числе словесные обозначения «Stolichnaya» и «Столичная», «Moskovskaya» и «Московская», а также соответствующий дизайн этикеток были признаны собственностью государства. По мнению юристов ФКП, в ближайшем будущем государству удастся вернуть все 43 марки алкоголя. По этому поводу Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев заявил, что это «очень важное событие не только в экономическом, но и в политическом плане – Государство восстановило свои права на водочные знаки, которые стали общенародными марками». Вместе с тем, ФКП продолжает успешную борьбу с предприятиями, выпускающими водки известных сортов без лицензии, или по лицензии, незаконно предоставленной фирмой Шефлера. Основным методом борьбы является обращение в прокуратуру и суд.

Предприятиям Группы S.P.I. пришлось свернуть свою деятельность на территории России. Однако компания Шефлера продолжает производить и распространять водку известных российских марок за рубежом. В частности, одним из крупнейших производителей «Столичной», без соответствующей лицензии ФКП «Союзплодоимпорт», является расположенный в Латвии завод «Рижский Бальзам». Борьба за запрет подобного производства является одним из направлений деятельности госпредприятия.

Отстаивание прав российского государства на интеллектуальную собственность за рубежом достаточно сложный вопрос. Не исключение и товарные знаки на алкогольную продукцию. Государственное предприятие «Союзплодоимпорт» прилагает немалые усилия для того, чтобы доказать свои права на обладание российскими алкогольными торговыми марками в судах иностранных государств. Специалисты ФКП считают, что это им удастся уже в самое ближайшее время. В ФКП уверены, что к ним вместе с правами на водку за рубежом отойдут и дистрибьюторские сети. «В каждой стране «Столичную» и «Московскую» продают определенные компании, и я думаю, что они согласятся в дальнейшем работать с ФКП», – заявил директор «Союзплодоимпорта» Владимир Логинов. Признание иностранными патентными агентствами за Федеральным казенным предприятием прав собственности на эти торговые марки, не только позволит пополнить российский бюджет за счёт экспорта алкогольной продукции наиболее употребляемых марок, какими являются «Столичная» и «Московская» (уже в ближайшее время компания планирует экспортировать до 3 миллионов декалитров водки в год), но и установить контроль качества продукции этих брэндов, попадающих на мировой рынок. Ведь не секрет, что в предшествующие годы под известной маркой мог продаваться товар, не соответствующий предъявляемым требованиям, что отрицательно сказывалось на имидже бренда.

Новые лицензии

Вместе с тем, ФКП «Союзплодоимпорт» внедряет программу возвращения известных отечественных марок на внутренний рынок России. С этой целью государственное предприятие заключает с зарекомендовавшими себя на рынке и прошедшими строгий отбор производителями алкоголя соглашение на производство водки под брендами «Столичная» и «Московская». По словам гендиректора ФКП Владимира Логинова, уже концу 2002 года «Союзплодоимпорт» заключил лицензированные договоры с 8 российскими предприятиями на выпуск водок общим объемом 5 млн. дал в год. По прогнозам госкомпании, в 2003 году на внутренний рынок планируют выпустить около 10 млн. дал водки «Столичная» и «Московская», а в течение 3 лет довести объем до 20 млн. дал.

Одним из предприятий, получивших лицензию на производство водки известных марок, стал и Екатеринбургский ликероводочный завод. Объем производства «Столичной» и «Московской» по лицензии ФКП «Союзплодоимпорт» ЕЛВЗ составляет 600 тыс. дал. Благодаря заключенным соглашениям, он становится третьим по объему производства партнером «Союзплодоимпорта» в России.

Одновременно с распространением известных марок, ФКП «Союзплодоимпорт» налаживает систему контроля над качеством выпускаемого продукта и его соответствием оригинальной рецептуре, химическому составу и вкусовым качествам ставших классическими водочных марок. Помимо строгой системы отбора будущих партнеров и изучения производственного процесса, специалисты госпредприятия практикуют и такие необычные методы контроля, как контрольная закупка марочной водки с последующей её проверкой на соответствие эталону. По мнению экспертов, такие меры призваны вернуть известным маркам доверие и признание потребителей.


Другие материалы по теме: