Московские банки продолжают экспансию

14 января было достигнуто соглашение о приобретении контрольного пакета акций екатеринбургского ВУЗ-Банка московской финансовой структурой ОАО «Пробизнесбанк».

Консолидация финансового капитала является объективной тенденцией современной российской экономики. Следствием её является укрупнение банков, увеличение их активов и собственного капитала, а также слияние финансовых структур и покупка более крупными банками более мелких.

Не менее объективным процессом является экспансия крупных московских банковских структур в наиболее развитые регионы страны. Аналитики связывают этот процесс с быстрым темпом роста регионального промышленного производства, нуждающегося в значительных объемах финансирования. Сегодня потребности промышленных предприятий таковы, что отдельные относительно небольшие региональные кредитно-финансовые учреждения оказываются неспособными их удовлетворить. В то же время, необходимые для их развития финансовые ресурсы продолжают сосредотачиваться в российской столице. Поэтому продвижение московских банков в регионы отражает движение столичных капиталов на промышленные предприятия.

На пересечении этих тенденций рождается вопрос о возможности конкуренции между региональными и федеральными банковскими структурами. Альтернативой такому развитию событий является направление столичных финансовых потоков через уже существующие каналы при сохранении созданной банковской инфраструктуры. Иными словами – заключение между московским и региональным банками партнерских отношений, или приобретение регионального банка более крупной финансовой организацией, с сохранением его в качестве самостоятельного кредитного учреждения («VIP-консультант» затрагивал этот вопрос, описывая вхождение Уралсибсоцбанка в структуру МДМ-банка). При этом региональный банк получает доступ к финансовым ресурсам московской организации, а московский соответственно – структуру и связи регионального партнера. По мнению аналитиков, именно исходя из подобных соображений и изучив предшествующий опыт, руководство ОАО «Пробизнесбанк» приобрело контрольный пакет акций ВУЗ-Банка.

История вопроса

ВУЗ-банк имеет давнюю историю присутствия на региональном рынке финансовых услуг. Он был организован в 1990 году по инициативе Свердловского института народного хозяйства. Лицензия на проведение банковской деятельности была выдана 5 сентября 1991 года. Основными учредителями ВУЗ-Банка стали ВУЗы города и некоторые промышленные предприятия региона. Первоначальный уставной капитал банка составил
1 миллион рублей.

Относительно небольшой коммерческий банк получил известность на региональном финансовом рынке, прежде всего, благодаря реализации собственных программ по освоению рынка пластиковых карт Свердловской области. Одним из первых в области он начал в широких масштабах выпускать и обслуживать пластиковые карты Union Card. В 2000 году ВУЗ-Банк увеличил капитал в три раза, и вступил в Международную платежную систему VISA International. В том же году, первым в Свердловской области, Банк запустил собственный процессинговый центр по обслуживанию международных платежных карт VISA.

В 2001 году банк начал подключение торговых точек по обслуживанию международных карт. В 2002 году он одним из первых в России приступил к выпуску международных карт VISA-Smart с имплантированным чиповым модулем. К моменту продажи банк являлся одним из лидеров Уральского розничного рынка международных пластиковых карт. В декабре 2002 года ВУЗ-Банк вошел в 30-ку крупнейших эмитентов международных пластиковых карт в России по объему операций с пластиковыми картами.

На протяжении всего 2002 г. сохранялась тенденция наращивания масштабов деятельности ВУЗ-Банка. Сумма его активов возросла за прошедший год на 590,6 млн. руб. Величина собственных средств банка возросла за 2 последних года в 4 раза и на 1 января 2003 года составила 162 млн. руб. Рост уставного капитала за 2002 год составил 33,3%.

Эксперты связывают это с вхождением в состав акционеров структур близких к ЗАО «Уралсевергаз» и привлечением в банк соответствующих ресурсов.

Что же заставило акционеров банка продать его московской финансовой структуре? Эксперты склонны выделять несколько причин. Первой, и наиболее существенной они считают положение ВУЗ-Банка на рынке пластиковых карт в настоящее время. Дело в том, что в последние годы этот перспективный рынок начали активно осваивать и крупные банки уральского региона, которые имеют возможность предложить своим клиентам куда больший спектр услуг, кредитных и платежных продуктов, нежели это может себе позволить ВУЗ-Банк. Ресурс «первого рывка» на незанятый рынок с минимальной конкуренцией уже почти полностью исчерпан, и перспектив дальнейшего присутствия на рынке пластиковых продуктов у банка практически нет. Эксперты отмечают, что ВУЗ-Банк потерял возможность стать «эксклюзивным банком» для областных и городских элит, и предложения крупных уральских и московских банков фактически размывают его уникальное предложение.

По мнению ряда источников, не менее важной причиной продажи банка его собственниками могли стать сложные отношения менеджмента банка с его акционерами и клиентами – структурами, близкими к ЗАО «Уралсевергаз», обслуживание финансовых потоков которого являлось одним из источников прибыли банка. По мнению ряда наблюдателей, в основе разногласий лежит расхождение во взглядах на вопросы политики управления и стратегию дальнейшего развития кредитно-финансовой организации.

Третьей причиной, которая, по мнению экспертов, могла повлиять на решение акционеров, является сумма, предложенная московской структурой за уральский банк. Точная стоимость сделки не разглашается, но, по мнению наблюдателей, выплаченные москвичами средства вполне устроили всех его акционеров.

Следствия

Так или иначе, 14 января 2003 года 94,5% акций ВУЗ-Банка перешли в собственность ОАО «Пробизнесбанк». Эта кредитно-финансовая организация была основана в 1993 году для обслуживания производственных компаний и стимулирования развития предприятий рыночного сектора экономики. Среди его акционеров представлены крупные промышленные предприятия Москвы, в том числе завод «Фили-кровля», ООО «Предприятие торгово-промышленной техники», «Сибинвестнафта», страховая компания «Веста», «Пробизнес-Холдинг» и другие. Ни один из акционеров не владеет пакетом акций более 20%, и это является принципиальной позицией Банка. Сейчас интерес к участию в капитале «Пробизнесбанка» проявляет ряд международных финансовых институтов, и менеджмент банка планирует довести долю иностранных акционеров в капитале до 30%.

Для московской финансовой структуры приобретение ВУЗ-Банка стало одним из шагов по реализации стратегии среднесрочного развития, которая, в частности, предполагает выход московского банка на ряд региональных финансовых рынков, в том числе и на перспективный рынок Свердловской области, который московские специалисты оценивают как чрезвычайно капиталоемкий. По мнению специалистов банка, приобретение собственного регионального представительства позволит «Пробизнесбанку» принять участие в кредитовании крупных промышленных предприятий Урала, в том числе и в области крупных долгосрочных кредитных продуктов, направляемых на модернизацию производств.

Менеджмент «Пробизнесбанка» оценивает получение «уральских активов», как весьма успешную сделку. Объясняется это, в частности и тем, что приобретение готового регионального банка с развитой инфраструктурой, с налаженными связями и позитивной деловой репутацией предпочтительнее, чем достаточно капиталоемкое создание собственного екатеринбургского филиала «с нуля». Кроме того, москвичи практически в готовом виде получили развитые инновационные технологии работы с кредитными картами платежной системы VISA, включая эксклюзивные чиповые карты VISA-Smart.

В то же время вице-президент ОАО «Пробизнесбанк» Павел Бусыгин отметил, что ВУЗ-Банк в самом ближайшем будущем ждут значительные изменения, хотя и признался, что новые московские акционеры ещё не выработали четкой тактики дальнейшего развития своего нового приобретения. По всей видимости, подобное заявление может означать, что нынешние владельцы ВУЗ-Банка просто не видят его будущего в качестве самостоятельной финансовой организации, уже сейчас фактически рассматривая его в качестве своего регионального филиала, которому просто незачем иметь собственную оригинальную концепцию развития, отличную от стратегии головной компании. Так, руководство московского банка планирует внедрить на Урале собственные технологии и кредитные продукты, весьма отличающиеся от классических предложений ВУЗ-Банка. Таковыми, например, обещают стать схемы кредитования малого и среднего бизнеса, а также потребительское кредитование.

Конечно, ВУЗ-Банк получит ряд преимуществ, которых до того был лишен. Среди наиболее важных специалисты называют высокую скорость осуществления транзакций, за счет использования объединенной корреспондентской и филиальной сети московского банка, а также получение доступа к наиболее прогрессивным банковским технологиям и высокотехнологичным банковским продуктам москвичей, среди которых Павел Бусыгин особо выделяет технологии системы MasterCard, которые активно продвигаются «Пробизнесбанком».

Вместе с тем все вышесказанное относится к общей риторике, применяемой при обнародовании факта приобретения крупным банком более мелкого.

В то же время аналитики предполагают, что попадание в зависимость к московской структуре обернется для ВУЗ-Банка рядом кардинальных изменений. Вполне вероятно, что он может пойти по пути, общему для многих региональных банков, приобретенных московскими финансовыми структурами.

По мнению экспертов, обычной процедурой, следующей за сменой собственников, является и смена менеджмента банка. Пока возможность такого развития событий отрицают и Павел Бусыгин, и пресс-служба ВУЗ-Банка, однако, как показывает практика, новому собственнику оказывается легче поставить на руководящие должности новых людей, чем искать общий язык со старым менеджментом.

Эксперты считают, что традиционным шагом московского менеджмента в приобретенном региональном банке является сворачивание практически всех уникальных программ и линий кредитных продуктов, в пользу развития «типовых» и универсальных для всех филиалов головного банка схем кредитования и портфелей услуг.

Можно предположить, что изменится и политика распределения вырученных банком средств. Специалисты полагают, что, по аналогии с новыми принципами организации бюджетных отношений, потоки выручки регионального банка могут быть переориентированы в пользу Москвы, в то время как развитие самого филиала будет осуществляться за счет выделенных из «центрального офиса» траншей.

Пока сложно предположить, будут ли подобные мероприятия осуществлены и в ВУЗ-Банке, или же отношения между ним и его московским партнером будут строиться на принципиально иных основаниях. Однако эксперты полагают, что в случае, если эти прогнозы оправдаются, уже в течение ближайших нескольких лет ВУЗ-Банк имеет шанс из оригинального финансового учреждения с собственным лицом и собственной нишей на рынке кредитно-финансовых продуктов, превратиться в обычный филиал московского банка.


Другие материалы по теме: