«Капитал» и Илья Танцырев считают, что «Рост цен нефтепродуктов может продолжиться»
7 февраля 2003 (11:26)
Ситуация как на оптовом, так и на розничном рынке нефтепродуктов остается крайне нестабильной. Аналитики прогнозируют дальнейший рост цен.
Падение цен на оптовом рынке ГСМ России, наблюдавшееся в конце прошлого года, сменилось ростом цен практически по всем основным нефтепродуктам. В январе наблюдался рост цен в течение всего месяца и можно констатировать, что цены «вернулись» на уровень начала декабря 2002 г. Что касается возможного кризиса на розничном рынке моторного топлива, то главной его причиной можно считать изменения в налоговом законодательстве, которые вступили в силу с начала 2003 г. По новой схеме уплата акцизов на топливо переносится с нефтеперерабатывающих заводов на владельцев АЗС. Повышение акцизов на 45%, по оценкам экспертов, поднимет цены на топливо на 10 - 13%. По мнению аналитиков, ориентировочно цена на АИ-92 в феврале 2003 г вырастет до 12 - 13 рублей за литр.
Так, в аналитическом центре Евгения Огибенина считают, что имеется достаточно предпосылок для роста цен на нефтепродукты. Сравнительный анализ индикативных цен последней недели декабря и цен, сформировавшихся на рынке в конце января, проведенный центром, показал, что лидером роста в январе стало зимнее дизельное топливо (темп роста составил более 16%, в абсолютных значениях - более 1100 пунктов), цены на которое в январе - самые высокие за весь сезон (осень-зима 2002-2003). АИ-95/96 - подорожал на 5% (в абсолютных значениях – 490 пунктов, цена рекордная за последние два месяца); Аи-92 – подорожал на 5% (рост на 400 пунктов); А-76/80 – подорожал почти на 6% (рост на 400 пунктов, средние индикативные цены преодолели «психологическую отметку» в 7000 рублей за тонну); топочный мазут марки М-100 (с содержанием серы до 3,5%) подорожал более чем на 7% (рост более 160 пунктов, цены вернулись на уровень ноября).
В пресс-службе ОАО «Свердловск нефтепродукт», официального дилера компании «Сибнефть» также подтвердили, что в связи с увеличением ставок акцизов на нефтепродукты, изменения правил их уплаты и 20% роста мировых цен на нефть в январе 2003 г, цены на АЗС дилеров Компании «Сибнефть» в Свердловской области увеличились в среднем на 1,5 рубля за литр. Правда, серьезных предпосылок для дальнейшего их повышения, по информации пресс-службы, пока не наблюдается.
Дальнейшая динамика цен на уральских АЗС будет зависеть от упорства нефтетрейдеров, ситуации в оптовом сегменте топливного рынка, действий правительства в части налогообложения АЗС, изменения экспортных пошлин на нефтепродукты, установления балансовых заданий по "заведению" нефти на НПЗ. Плюс к тому АЗС, не попадающие под упрощенную систему налогообложения, с 1 января 2003 г вынуждены платить налоги на общих основаниях: 20% НДС, 5% налог с продаж, налог на прибыль со ставкой 24%, массу других. В итоге независимые владельцы, имеющие в собственности одну-две АЗС, окажутся в сложном положении. Перспектива для них - продажа бизнеса или заключение франчайзингового договора с крупной нефтяной компанией, при этом условия будет диктовать компания.
Можно сказать, что нефтяники использовали ситуацию с поправками в налоговое законодательство, чтобы не просто снять акцизы с заводов и переложить их на потребителей, но и выдавить с рынка независимых нефтетрейдеров. Осложнение организации бизнеса и прогнозируемое существенное снижение прибыли от торговли бензином через частную АЗС - факторы, меняющие конфигурацию региональных топливных рынков.
Падение цен на оптовом рынке ГСМ России, наблюдавшееся в конце прошлого года, сменилось ростом цен практически по всем основным нефтепродуктам. В январе наблюдался рост цен в течение всего месяца и можно констатировать, что цены «вернулись» на уровень начала декабря 2002 г. Что касается возможного кризиса на розничном рынке моторного топлива, то главной его причиной можно считать изменения в налоговом законодательстве, которые вступили в силу с начала 2003 г. По новой схеме уплата акцизов на топливо переносится с нефтеперерабатывающих заводов на владельцев АЗС. Повышение акцизов на 45%, по оценкам экспертов, поднимет цены на топливо на 10 - 13%. По мнению аналитиков, ориентировочно цена на АИ-92 в феврале 2003 г вырастет до 12 - 13 рублей за литр.
Так, в аналитическом центре Евгения Огибенина считают, что имеется достаточно предпосылок для роста цен на нефтепродукты. Сравнительный анализ индикативных цен последней недели декабря и цен, сформировавшихся на рынке в конце января, проведенный центром, показал, что лидером роста в январе стало зимнее дизельное топливо (темп роста составил более 16%, в абсолютных значениях - более 1100 пунктов), цены на которое в январе - самые высокие за весь сезон (осень-зима 2002-2003). АИ-95/96 - подорожал на 5% (в абсолютных значениях – 490 пунктов, цена рекордная за последние два месяца); Аи-92 – подорожал на 5% (рост на 400 пунктов); А-76/80 – подорожал почти на 6% (рост на 400 пунктов, средние индикативные цены преодолели «психологическую отметку» в 7000 рублей за тонну); топочный мазут марки М-100 (с содержанием серы до 3,5%) подорожал более чем на 7% (рост более 160 пунктов, цены вернулись на уровень ноября).
В пресс-службе ОАО «Свердловск нефтепродукт», официального дилера компании «Сибнефть» также подтвердили, что в связи с увеличением ставок акцизов на нефтепродукты, изменения правил их уплаты и 20% роста мировых цен на нефть в январе 2003 г, цены на АЗС дилеров Компании «Сибнефть» в Свердловской области увеличились в среднем на 1,5 рубля за литр. Правда, серьезных предпосылок для дальнейшего их повышения, по информации пресс-службы, пока не наблюдается.
Дальнейшая динамика цен на уральских АЗС будет зависеть от упорства нефтетрейдеров, ситуации в оптовом сегменте топливного рынка, действий правительства в части налогообложения АЗС, изменения экспортных пошлин на нефтепродукты, установления балансовых заданий по "заведению" нефти на НПЗ. Плюс к тому АЗС, не попадающие под упрощенную систему налогообложения, с 1 января 2003 г вынуждены платить налоги на общих основаниях: 20% НДС, 5% налог с продаж, налог на прибыль со ставкой 24%, массу других. В итоге независимые владельцы, имеющие в собственности одну-две АЗС, окажутся в сложном положении. Перспектива для них - продажа бизнеса или заключение франчайзингового договора с крупной нефтяной компанией, при этом условия будет диктовать компания.
Можно сказать, что нефтяники использовали ситуацию с поправками в налоговое законодательство, чтобы не просто снять акцизы с заводов и переложить их на потребителей, но и выдавить с рынка независимых нефтетрейдеров. Осложнение организации бизнеса и прогнозируемое существенное снижение прибыли от торговли бензином через частную АЗС - факторы, меняющие конфигурацию региональных топливных рынков.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- ТПХ «ЕДИАР»: Рост цен на оптовом рынке нефтепродуктов Свердловской области ...
- Руководитель аналитического центра Евгений Огибенин: Рост цен на ГСМ в Свер ...
- Рост цен на рынке нефтепродуктов
- Рост цен на рынке нефтепродуктов
- ТПХ «ЕДИАР»: По статистике средних цен в Екатеринбурге повышение произошло ...