Рост цен на рынке нефтепродуктов
В преддверии посевных работ в Свердловской области отмечен рост цен на дизельное топливо и бензин.
По прогнозам аналитиков, с марта розничные цены на дизельное топливо и бензин в Свердловской области продолжат свой рост. В ближайшее время ожида ется повышение цен на нефтепродукты на 50 копеек. Также, если мировые цены на нефть сохранятся высокими, то для России будет выгодно экспортировать дизельное топливо, что приведет к дефициту, следствием которого станет дальнейшее повышение цен на ГСМ топливо.
Факты
Падение цен на оптовом рынке ГСМ России, наблюдавшееся в конце прошлого года, сменилось их ростом практически по всем основным позициям. Цены росли в течение всего января, и достигли уровня начала декабря 2002 года. По данным аналитического отдела ТПХ «ЕДИАР» (Екатеринбург), сравнительный анализ индикативных цен последней недели декабря и цен, сформировавшихся на рынке в конце января, показал, что лидером роста в январе стало зимнее дизельное топливо (темп роста составил более 16%, в абсолютных значениях – более 1100 пунктов). Бензин марки АИ-95/96 – подорожал на 5% (в абсолютных значениях – 490 пунктов), Аи-92 – подорожал на 5% (рост на 400 пунктов), А-76/80 – подорожал почти на 6% (рост на 400 пунктов, средние индикативные цены преодолели «психологическую отметку» в 7000 руб. за тонну), топочный мазут марки М-100 (с содержанием серы до 3,5%) – более чем на 7% .
Росту цен на нефтепродукты на внутреннем рынке способствовали экспорт, увеличение объемов потребления топочного мазута, связанное с похолоданием, и пожар на Омском НПЗ.
Кроме того, на башкирских заводах, традиционно поставляющих значительные объемы дешевого мазута на внутренний рынок, регистрировался дефицит. По данным трейдеров, три четверти январского объема выпуска мазута было поставлено для нужд «Башкирэнерго». Дефицит «зимнего дизеля» связан, в первую очередь, с увеличивающимся экспортом, перебоями с вагонами на станциях башкирских нефтеперерабатывающих заводов.
В феврале сложности с дизельным топливом сохранялись, однако дальнейший рост будет не таким бурным. Дефицит «зимнего дизеля» в Сибири и на Урале стимулировал интерес рынка к его аналогам, часто отличающимся по качеству. На ситуацию немедленно отреагировал мелкооптовый рынок: цена на нефтебазах Свердловской области приближается к 10 рублям за килограмм.
Вслед за оптовыми, розничные цены на нефтепродукты с начала года также начали стремительно расти. Участники рынка объясняют это увеличением ставок акцизов. Так, повысились цены на автозаправочных станциях в Свердловской области. Но, по мнению экспертов, ситуация в области по сравнению с другими регионами УрФО изменялась по более «мягкому» сценарию. В соседних областях бензин начал дорожать с начала января, в то время как в Екатеринбурге повышение происходило в несколько этапов. По статистике средних цен, в Екатеринбурге повышение произошло по всем видам топлива, реализуемого через АЗС а среднем от 7% до 14%. АИ-95 подорожал на 7% и средняя цена по Екатеринбургу составила 11,43 руб./литр (на большинстве заправок цена стремится к 12 руб./литр), АИ-92 – на 8,8% и средняя цена составила 10,35 руб./литр (на большинстве заправок цена составила 11 руб. за литр), А-76/80 подорожал более чем на 14% (1 руб./литр) и средняя цена составила более 8 рублей за литр, дизельное топливо подорожало на 11,5% (0,88 руб./литр) и средняя цена составила более 8,5 рублей за литр.
Рост цен продолжился и в феврале. А весной на повышение цен начнут работать сезонные факторы: посевные работы в сельскохозяйственных предприятиях.
Причины
По словам исполнительного директора Российского топливного союза (РТС) Григория Сергиенко, рост цен на нефтепродукты с начала года связан с повышением с 1 января на 45% ставок акцизов на нефтепродукты. Причем этот фактор, по мнению Г. Сергиенко, компенсировался только в цене дизельного топлива, поэтому остальные нефтепродукты будут дорожать и в последствии. Розничные цены, по прогнозу Г. Сергиенко, будут расти медленнее. Он объясняет это тем, что в ноябре – декабре прошлого года оптовые цены на нефтепродукты снизились в среднем на 20%, тогда как розничные не изменились, а местами снизились, но незначительно, так что у владельцев бензоколонок есть «определенный запас прочности».
По словам же гендиректора одной из заправочных сетей, никакого «запаса» нет, и розничные цены будут расти пропорционально оптовым. «Доходность бизнеса не растет, а временами падает, потому что дорожает буквально все: от аренды земли до охранных услуг», – сетует торговец.
Однако рост акцизов – не единственная причина роста цен. Как отмечает вице-президент РТС Евгений Аркуша, сейчас очень хорошая конъюнктура для экспорта нефти и нефтепродуктов, однако он сдерживается плохими погодными условиями. Поэтому весной, когда начнет работать речной транспорт, экспорт резко увеличится, и это совпадет с сезонным повышением внутреннего спроса. «Понятно, что цены будут расти, но точный прогноз сейчас дать невозможно», – говорит Е. Аркуша.
Представитель нефтяной компании из первой пятерки в удорожании топлива обвиняет розничных торговцев. «Цены начинают расти не от повышения акцизов, а от обсуждения этого повышения. Когда оно еще только началось в апреле прошлого года, за-правщики тут же заложили его в цену. А сейчас, когда новые ставки вступили в действие, они делают это вторично», – говорит нефтяник.
По словам руководителя аналитического отдела ТПХ «ЕДИАР» (Екатеринбург) Евгения Огибенина, рост оптовых цен в феврале не связан с повышением акцизов на нефтепродукты. Он вызван ростом цен на нефтепродукты на мировом рынке. В связи со снижением с 1 февраля таможенных пошлин на нефтепродукты, наблюдается хорошая конъюнктура для экспорта нефти и нефтепродуктов.
По словам аналитиков, за последнюю неделю февраля цены на нефтепродукты НПЗ стабилизировались, что связано с тем, что из государственного резерва на рынок были выброшены запасы нефтепродуктов, которые компании продают с дисконтом 500–600 руб. Также в ближайшее время будет наблюдаться затарка нефти на НПЗ в связи с плохими погодными условиями в российских городах-портах, препятствующими отправке нефтепродуктов.
Кроме того, компании искусственно удерживают цены на бензин за счет снижения прибыли.
Последствия
С приближающимся сезоном проведения посевных работ сельскохозяйственными предприятиями Свердловской области, прогнозируется рост спроса на дизельное топливо, и связанный с ним рост цен на ГСМ. В конце февраля в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области состоялась встреча заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Михаила Копытова с представителем компании ОАО «Сибнефть» в Екатеринбурге. По словам М. Копытова, во время встречи обсуждался вопрос об обеспечении сельскохозяйственных предприятий бензином и дизельным топливом в период посевных работ и о ценах на нефтепродукты. По словам представителя ОАО «Сибнефть», стоимость дизельного топлива в последнее время оставалась на прежнем уровне и в ближайшее время повышаться не будет. Но по данным Госнефтеинспекции, как уже указывалось выше, по Сверд-ловской области рост цен на дизельное топливо только в январе составил 17%.
«Стоимость бензина и дизельного топлива, которую предлагают компании нас не устраивает, но предприятиям приходится покупать топливо по предлагаемым ценам, министерство также оказывает помощь предприятиям, насколько возможно», – сказал М. Копытов.
Сегодня многие сельскохозяйственные предприятия области находятся не в лучшем финансовом положении, но необходимость проведения посевных работ вынуждает покупать дизельное топливо по ценам, предлагаемым нефтяными компаниями, которые весной традиционно растут. Некоторые сельхозпредприятия области используют свои ресурсы, но большинству на время проведения посевных работ приходится брать кредиты в банках.
По словам заместителя председателя комитета Свердловской областной Думы по социальной политике Валерия Новоселова, резкое повышение цен на бензин в Свердловской области в январе 2003 года может привести к росту социальной напряженности.
«Стоимость ГСМ всегда влияет на конечную стоимость любой продукции, которая нуждается в перевозке. Соответственно с повышением цены на основные товары потребительской корзины, нужно будет повышать заработную плату работникам. А где брать на это деньги – неизвестно», – заявил В. Новоселов.
«От резкого скачка цен на ГСМ выиграют только производители и реализаторы нефтепродуктов. Другим отраслям промышленности не останется выбора, кроме как принять их условия», – отметил он.
Заместитель председателя Свердловской областной Думы, член комитета по вопросам промышленной политики и хозяйственной деятельности Николай Езерский заявил, что после январского скачка цен на ГСМ в Свердловской области неизбежно происходит удорожание продуктов питания и промышленных товаров.
«Для сдерживания роста цен на ГСМ в Свердловской области специально была создана Уральская Нефтяная Компания («УНК»), но со своими функциями она не справляется. В нашем регионе свободно действуют независимые поставщики нефтепродуктов, которые и устанавливают цены. Другое дело: оправдано ли это повышение. Подобный запрос группа депутатов сделала в адрес правительства Свердловской области, но пока ответа не последовало. Но, я думаю, на ближайшем заседании Облдумы будет заслушан доклад правительства Свердловской области по поводу повышения цен на ГСМ», – отметил Н. Езерский.
По прогнозам аналитиков, с марта розничные цены на дизельное топливо и бензин в Свердловской области продолжат свой рост. В ближайшее время ожида ется повышение цен на нефтепродукты на 50 копеек. Также, если мировые цены на нефть сохранятся высокими, то для России будет выгодно экспортировать дизельное топливо, что приведет к дефициту, следствием которого станет дальнейшее повышение цен на ГСМ топливо.
Факты
Падение цен на оптовом рынке ГСМ России, наблюдавшееся в конце прошлого года, сменилось их ростом практически по всем основным позициям. Цены росли в течение всего января, и достигли уровня начала декабря 2002 года. По данным аналитического отдела ТПХ «ЕДИАР» (Екатеринбург), сравнительный анализ индикативных цен последней недели декабря и цен, сформировавшихся на рынке в конце января, показал, что лидером роста в январе стало зимнее дизельное топливо (темп роста составил более 16%, в абсолютных значениях – более 1100 пунктов). Бензин марки АИ-95/96 – подорожал на 5% (в абсолютных значениях – 490 пунктов), Аи-92 – подорожал на 5% (рост на 400 пунктов), А-76/80 – подорожал почти на 6% (рост на 400 пунктов, средние индикативные цены преодолели «психологическую отметку» в 7000 руб. за тонну), топочный мазут марки М-100 (с содержанием серы до 3,5%) – более чем на 7% .
Росту цен на нефтепродукты на внутреннем рынке способствовали экспорт, увеличение объемов потребления топочного мазута, связанное с похолоданием, и пожар на Омском НПЗ.
Кроме того, на башкирских заводах, традиционно поставляющих значительные объемы дешевого мазута на внутренний рынок, регистрировался дефицит. По данным трейдеров, три четверти январского объема выпуска мазута было поставлено для нужд «Башкирэнерго». Дефицит «зимнего дизеля» связан, в первую очередь, с увеличивающимся экспортом, перебоями с вагонами на станциях башкирских нефтеперерабатывающих заводов.
В феврале сложности с дизельным топливом сохранялись, однако дальнейший рост будет не таким бурным. Дефицит «зимнего дизеля» в Сибири и на Урале стимулировал интерес рынка к его аналогам, часто отличающимся по качеству. На ситуацию немедленно отреагировал мелкооптовый рынок: цена на нефтебазах Свердловской области приближается к 10 рублям за килограмм.
Вслед за оптовыми, розничные цены на нефтепродукты с начала года также начали стремительно расти. Участники рынка объясняют это увеличением ставок акцизов. Так, повысились цены на автозаправочных станциях в Свердловской области. Но, по мнению экспертов, ситуация в области по сравнению с другими регионами УрФО изменялась по более «мягкому» сценарию. В соседних областях бензин начал дорожать с начала января, в то время как в Екатеринбурге повышение происходило в несколько этапов. По статистике средних цен, в Екатеринбурге повышение произошло по всем видам топлива, реализуемого через АЗС а среднем от 7% до 14%. АИ-95 подорожал на 7% и средняя цена по Екатеринбургу составила 11,43 руб./литр (на большинстве заправок цена стремится к 12 руб./литр), АИ-92 – на 8,8% и средняя цена составила 10,35 руб./литр (на большинстве заправок цена составила 11 руб. за литр), А-76/80 подорожал более чем на 14% (1 руб./литр) и средняя цена составила более 8 рублей за литр, дизельное топливо подорожало на 11,5% (0,88 руб./литр) и средняя цена составила более 8,5 рублей за литр.
Рост цен продолжился и в феврале. А весной на повышение цен начнут работать сезонные факторы: посевные работы в сельскохозяйственных предприятиях.
Причины
По словам исполнительного директора Российского топливного союза (РТС) Григория Сергиенко, рост цен на нефтепродукты с начала года связан с повышением с 1 января на 45% ставок акцизов на нефтепродукты. Причем этот фактор, по мнению Г. Сергиенко, компенсировался только в цене дизельного топлива, поэтому остальные нефтепродукты будут дорожать и в последствии. Розничные цены, по прогнозу Г. Сергиенко, будут расти медленнее. Он объясняет это тем, что в ноябре – декабре прошлого года оптовые цены на нефтепродукты снизились в среднем на 20%, тогда как розничные не изменились, а местами снизились, но незначительно, так что у владельцев бензоколонок есть «определенный запас прочности».
По словам же гендиректора одной из заправочных сетей, никакого «запаса» нет, и розничные цены будут расти пропорционально оптовым. «Доходность бизнеса не растет, а временами падает, потому что дорожает буквально все: от аренды земли до охранных услуг», – сетует торговец.
Однако рост акцизов – не единственная причина роста цен. Как отмечает вице-президент РТС Евгений Аркуша, сейчас очень хорошая конъюнктура для экспорта нефти и нефтепродуктов, однако он сдерживается плохими погодными условиями. Поэтому весной, когда начнет работать речной транспорт, экспорт резко увеличится, и это совпадет с сезонным повышением внутреннего спроса. «Понятно, что цены будут расти, но точный прогноз сейчас дать невозможно», – говорит Е. Аркуша.
Представитель нефтяной компании из первой пятерки в удорожании топлива обвиняет розничных торговцев. «Цены начинают расти не от повышения акцизов, а от обсуждения этого повышения. Когда оно еще только началось в апреле прошлого года, за-правщики тут же заложили его в цену. А сейчас, когда новые ставки вступили в действие, они делают это вторично», – говорит нефтяник.
По словам руководителя аналитического отдела ТПХ «ЕДИАР» (Екатеринбург) Евгения Огибенина, рост оптовых цен в феврале не связан с повышением акцизов на нефтепродукты. Он вызван ростом цен на нефтепродукты на мировом рынке. В связи со снижением с 1 февраля таможенных пошлин на нефтепродукты, наблюдается хорошая конъюнктура для экспорта нефти и нефтепродуктов.
По словам аналитиков, за последнюю неделю февраля цены на нефтепродукты НПЗ стабилизировались, что связано с тем, что из государственного резерва на рынок были выброшены запасы нефтепродуктов, которые компании продают с дисконтом 500–600 руб. Также в ближайшее время будет наблюдаться затарка нефти на НПЗ в связи с плохими погодными условиями в российских городах-портах, препятствующими отправке нефтепродуктов.
Кроме того, компании искусственно удерживают цены на бензин за счет снижения прибыли.
Последствия
С приближающимся сезоном проведения посевных работ сельскохозяйственными предприятиями Свердловской области, прогнозируется рост спроса на дизельное топливо, и связанный с ним рост цен на ГСМ. В конце февраля в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области состоялась встреча заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Михаила Копытова с представителем компании ОАО «Сибнефть» в Екатеринбурге. По словам М. Копытова, во время встречи обсуждался вопрос об обеспечении сельскохозяйственных предприятий бензином и дизельным топливом в период посевных работ и о ценах на нефтепродукты. По словам представителя ОАО «Сибнефть», стоимость дизельного топлива в последнее время оставалась на прежнем уровне и в ближайшее время повышаться не будет. Но по данным Госнефтеинспекции, как уже указывалось выше, по Сверд-ловской области рост цен на дизельное топливо только в январе составил 17%.
«Стоимость бензина и дизельного топлива, которую предлагают компании нас не устраивает, но предприятиям приходится покупать топливо по предлагаемым ценам, министерство также оказывает помощь предприятиям, насколько возможно», – сказал М. Копытов.
Сегодня многие сельскохозяйственные предприятия области находятся не в лучшем финансовом положении, но необходимость проведения посевных работ вынуждает покупать дизельное топливо по ценам, предлагаемым нефтяными компаниями, которые весной традиционно растут. Некоторые сельхозпредприятия области используют свои ресурсы, но большинству на время проведения посевных работ приходится брать кредиты в банках.
По словам заместителя председателя комитета Свердловской областной Думы по социальной политике Валерия Новоселова, резкое повышение цен на бензин в Свердловской области в январе 2003 года может привести к росту социальной напряженности.
«Стоимость ГСМ всегда влияет на конечную стоимость любой продукции, которая нуждается в перевозке. Соответственно с повышением цены на основные товары потребительской корзины, нужно будет повышать заработную плату работникам. А где брать на это деньги – неизвестно», – заявил В. Новоселов.
«От резкого скачка цен на ГСМ выиграют только производители и реализаторы нефтепродуктов. Другим отраслям промышленности не останется выбора, кроме как принять их условия», – отметил он.
Заместитель председателя Свердловской областной Думы, член комитета по вопросам промышленной политики и хозяйственной деятельности Николай Езерский заявил, что после январского скачка цен на ГСМ в Свердловской области неизбежно происходит удорожание продуктов питания и промышленных товаров.
«Для сдерживания роста цен на ГСМ в Свердловской области специально была создана Уральская Нефтяная Компания («УНК»), но со своими функциями она не справляется. В нашем регионе свободно действуют независимые поставщики нефтепродуктов, которые и устанавливают цены. Другое дело: оправдано ли это повышение. Подобный запрос группа депутатов сделала в адрес правительства Свердловской области, но пока ответа не последовало. Но, я думаю, на ближайшем заседании Облдумы будет заслушан доклад правительства Свердловской области по поводу повышения цен на ГСМ», – отметил Н. Езерский.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Рост цен на рынке нефтепродуктов
- Российский топливный союз: В РФ ожидается дальнейший рост оптовых и розничн ...
- Российский топливный союз: В РФ ожидается дальнейший рост оптовых и розничн ...
- ТПХ «ЕДИАР»: По статистике средних цен в Екатеринбурге повышение произошло ...
- ТПХ «ЕДИАР» (Екатеринбург): В ближайшее время Россия увеличит экспорт дизел ...