«Областная газета» и Анатолий Гущин наблюдают, как «Река уходит под землю»

12 февраля 2003 (10:48)

Небольшая речка Турья чуть не остановила работу Богословского алюминиевого завода и не оставила без воды два крупных города – Карпинск и Краснотурьинск. Необычная экологическая катастрофа произошла на реке Турья близ города Карпинска: вода в этой речке неожиданно пропала.

К счастью, исчезновение воды люди заметили быстро. Рассказывают, что сперва услышали, как затрещал лед. И не только на реке, но и в Романовском пруду, а также в водохранилище разреза «Богословский» ОАО «Вахрушевуголь» (бывший разрез «Южный»).

Авария произошла на так называемом обводном канале разреза «Южный». Канал этот — это три километра реки Турьи, русло и берега которой забетонированы. По сути, это бетонный желоб, проходящий рядом с гигантским угольным разрезом: его- длина — 5,5 километра, ширина — 3,5, глубина — более 200 метров.

Разрез «Южный» эксплуатируется уже 90 лет. В настоящее время он считается выработанным. Добыча угля в нем не ведется. ««Обводной канал был построен давно — в 1949—1951 годах. Его гидротехническая задача — чтобы вода не уходила под землю, не просачивалась в разрез, до которого считанные сотни метров.

А такое, увы, происходило и раньше. По словам геологов Вахрушевугля, Турья в этом месте течет над огромными карстовыми пустотами. _ Что река ушла под землю, специ-1йисты выяснили в считанные часы. А вот найти место провала оказалось не так просто. Мешал почти метровой толщины лед.

События развивались так. Рабочие водозабора на Романовском пруду, который находится по течению ниже и снабжает водой центральную городскую котельную, вдруг заметили резкое снижение ее уровня. В то же время затрещал лед в водохранилище разреза «Южный», а вода в нем стала прибывать. Под угрозой затопления оказались скважины, которые снабжают Карпинск питьевой водой.

Проблемы начали возникать и в Краснотурьинске. Пруд, из которого берут воду как для питьевых нужд, так и для производственных на Богословском алюминиевом заводе и на Богословской ТЭЦ, стал тоже на глазах мелеть.

На следующий день руководство ОАО «Вахрушевуголь» получило сообщение из соседнего Краснотурь-инска: запаса воды для города, БАЗа и Богословской ТЭЦ хватит от силы на 6—7 суток!

Ситуация в самом Карпинске складывалась аналогичным образом.

Тут же на Вахрушевугле была создана специальная комиссия по ликвидации аварии, составлен план мероприятий, назначены ответственные исполнители.

В это время место провала уже обнаружилось само собой: лед рухнул. Вода реки с шумом, словно в воронку, падала через трещину на дне вниз, под землю. Размер трещины—примерно 10 метров на метр.

Обводной канал — сооружение Вахрушевугля. По идее это акционерное общество обязано отвечать за свой объект. В том числе ликвидировать и ЧП на нем. Да вот беда: средств на такие вещи у предприятия нет. Вахрушевуголь в последние годы в экономическом плане живет туго.

На третий день после аварии стало ясно: на ее ликвидацию деньги потребуются немалые. БАЗу, Богословской ТЭЦ, администрации Краснотурьинска ничего не оставалось делать, как поспешить Вахрушевуглю на помощь: выделить технику, людей, стройматериалы, ГСМ.

И работа закипела. Круглосуточно. По команде директора разреза П.В.Глинина пошел своим ходом к месту ЧП огромный (800 тонн весом) шагающий экскаватор. Скорость передвижения такой махины — 100 метров в час. Шагать пришлось более 600 метров.

Геологи тем временем тщательно обследовали провал, бурили скважины. Поначалу картина вырисовывалась такая: провал односторонний, левобережный. Пустот несколько. Самая большая пустота — приблизительно 20 на 12 метров.

Однако после первого взрыва и осадки берега стало ясно, что вода уходит в пустоту и возле правого берега. Пришлось бурить еще несколько скважин. Вскоре маркшейдеры доложили: провалы с двух сторон.

С заместителем технического директора Вахрушевугля Сергеем Александровичем Аржиловским мы приехали к месту ЧП ранним морозным утром. Даже сейчас, зимой, пейзаж тут был не из веселых. Кругом горы камней, вздыбленной серой породы. Кажется, даже снега нет.

«Четыре тонны динамита взорвали здесь позавчера, — рассказывает Сергей Александрович. — Так что откуда ему взяться, белому снегу? В радиусе двухсот метров тут настоящий камнепад был, земляной дождь шел. А потом, чтобы забить подземные карстовые пустоты, девяносто бетонных фундаментных блоков сбросили. Так сказать, в качестве «пломбы». А уже на них высыпали десять тысяч кубометров грунта».

Кстати, как раз во время укладки блоков на канале случилось еще одно ЧП — провалился под землю кран «Клин-баба», который трамбовал специальной болванкой (клин-бабой) засыпаемую породу.

К счастью, провалился неглубоко, на три метра. Крановщик, житель Краснотурьинска, не пострадал. Говорят, даже испугаться не успел. Спокойно выбрался из кабины и тут же стал помогать трактористам-бульдозеристам вытаскивать из ямы свой кран.

Но вот к концу подошла первая после аварии неделя. Срок немалый. Ситуация складывалась почти критическая. Руководство администрации Краснотурьинска сообщило: воды осталось на 2—3 дня. По линии ГО и ЧС тревожная информация ушла в Москву, вышла на каналы областного и российского телевидения.

Но как раз в это время удалось засыпать левобережный провал. Часть воды потекла по каналу. Еще через сутки смогли закупорить пустоту и по правому берегу.

В забетонированном виде Турья в этом месте неширока — около 20 метров. Самая большая глубина — до полутора метров. Вода в ней чистая, это еще верховья реки. Есть и рыба: чебак, окунь, щука, пескарь...

Сколько ее погибло, сказать не может никто. Да это, похоже, мало кого и волнует. Что характерно, специалисты Вахрушевугля утверждают, что рыба, ныряя вместе с водой под землю, далеко не всегда погибает. Проходя сотни метров по карстовым лабиринтам, она благополучно достигает разреза. И живет потом в огромном рукотворном озере. Об этом говорит хотя бы тот факт, что рыбаков на крутых берегах «Южного» становится все больше.

К счастью, на сегодняшний день авария, можно сказать, ликвидирована. На заседании в ОАО «Вахрушевуголь» обсуждены последствия ЧП. Увы, они неутешительны. На борьбу с природным катаклизмом затрачено более десяти миллионов рублей. Однако это вовсе не значит, что своенравная Турья больше не преподнесет никаких сюрпризов. Проблема остается.

«Эта авария, — сказал главный инженер Вахрушевугля Фарит Шарафутдинов, — уже не первая. В 1987 году была не менее крупная. Тогда в разрез «Южный» поступило 11 миллионов кубометров воды. Сейчас — 10 миллионов. Ее уровень поднялся почти на пять метров и достиг критической отметки – 104.8 метра. Тогда как безопасный уровень – сто метров. Чтобы опустить воду до необходимой стометровой глубины, надо целый месяц откачивать ее многочисленными насосами. А их в наличии — раз-два и обчелся. Скоро весна. Начнет таять снег. Вода опять начнет прибывать. Кроме того, в небольших количествах она все равно продолжает просачиваться через карсты и из Турьи. Поэтому гарантировать, что ЧП больше не повторится, никто не может. Почти вековое осушение угольных разработок спровоцировало образование подземных пустот на протяжении почти всего обводного канала».

Что же делать? Как решить проблему?

Сейчас над этим уже думают не только специалисты Вахрушевугля. На днях в Карпинске побывали министр природных ресурсов Свердловской области А.Ястребков, гидрогеолог Уральской гидрогеологической экспедиции С.Соколкин, главный инженер АООТ «Уралгипрошахт» В.Шарин, главный государственный инспектор Уральского управления гостехнадзора В.Латушкин. Они пришли к выводу, что говорить о полной ликвидации аварии еще рано. Переполненный водою карьер — это тоже серьезная опасность. Поэтому, подчеркнули они, необходимо вести постоянный геомеханический и гидрогеологический мониторинг бортов как обводного канала, так и бортов разреза. Особенно важен контроль за восточным бортом разреза, так как на нем находится город. В случае сдвижки пород, оползня последствия могут быть непредсказуемые.

Словом, в любом случае с Турьей все равно надо что-то делать. Иначе апокалипсис местного масштаба рано или поздно Карпинску обеспечен. Ястребков дал задание Уральской гидрогеологической экспедиции провести необходимые исследования вдоль Турьи, чтобы уже весной начать ремонт канала. Денег на это потребуется немало — 35 миллионов рублей. Однако администрации Кар-пинска, Краснотурьинска, БАЗа, Богословской ТЭЦ, Вахрушевугля финансировать эти работы отказываются. А специалисты ОАО «Водоканалпроект» заявляют, что ремонт канала — пустая трата средств. Даже стопроцентное его бетонирование по новой не гарантирует от повторных ЧП.

Они считают, выход один: полностью перенести русло реки, пустить Турью в обход зоны залегания известняков и карстовых пустот. Но стоимость этого проекта намного выше — полмиллиарда рублей.

Директор РосНИИВХ — научно-исследовательского института водного хозяйства — заслуженный деятель науки и техники РФ, известный ученый-эколог А.Черняев сказал: «Случившееся в Карпинске — типичный пример бездумного хозяйствования человека, нежелания считаться с природой. А она мстит! И даже небольшая речка Турья может натворить очень много бед...»


Другие материалы по теме: