Третий срок губернатора Росселя

После снятия с выборов губернатора Курской области Александра Руцкого многие СМИ предположили, что в ближайшее время судьба курского губернатора постигнет и некоторых других региональных лидеров. При этом чаще всего называется имя Эдуарда Росселя.


Сам Россель, несомненно, лучше чем кто бы то ни было осведомлен о планах Москвы в отношении Свердловской области и себя лично. Вероятнее всего, поэтому он и начал форсировать развитие событий: некоторые последние заявления губернатора вполне можно истолковать как намерение принять участие в очередных губернаторских выборах. И не исключено, что эти выборы состоятся уже в следующем году.


Прежде чем разобрать все возможные варианты развития событий, необходимо уяснить расклад сил в окружении губернатора.


«Cтарые» и «новые»


Анализ аппаратных игр в губернаторском окружении и взаимодействия административных органов области с экономическими структурами дает основания условно разделить команду Эдуарда Росселя на две группы. Это деление корнями своими уходит в начало девяностых, когда складывался костяк руководства области.


Легализация этого союза власти и близкого к ней капитала в свое время состоялась в рамках общественного непартийного движения «Преображение Урала». Именно эта организация на длительный период стала поставщиком кадров для административных органов и главным рычагом влияния губернатора и его команды на политическую жизнь области.


Позже, с укреплением положения губернатора, многие из видных фигур раннего «Преображения» фактически ушли в политическую тень, сосредоточившись на извлечении экономических дивидентов из своего положения.


С другой стороны, в условиях стабилизировавшейся политической системы административную и экономическую карьеру стали делать другие люди, со временем оказавшиеся достаточно близко к рычагам экономической власти.


Некоторые политологи склонны были употреблять в отношении этих групп термины «старое» и «новое» «Преображение Урала», но, учитывая отход на задний план всего движения, мы считаем возможным использовать термины «старые» и «новые» как условные обозначения представителей двух тенденций в команде губернатора Росселя.


Итак, «старыми» мы условно назовем представителей политической и экономической элиты области, тесно связанных непосредственно с губернатором Эдуардом Росселем. «Новыми» мы условно назовем тех, кто, являясь членами команды губернатора, связаны с ним лишь опосредованно, обычно через Алексея Воробьева или просто через близость к областной власти как таковой.


Как только «новые» обрели некое самостоятельное влияние, между этими двумя группами стали накапливаться определенные противоречия. Так, будучи заинтересованными в преемственности власти в Свердловской области, «старые» и «новые» видят эту преемственность по-разному.


Как мы уже отмечали выше, благополучие многих финансово-промышленных групп (большинством из которых руководят «старые») зависит от отношений с властью, а также от личных отношений с губернатором Эдуардом Росселем. Зависимость эта зачастую обусловлена тем, что права владельцев на упомянутые финансово-промышленные группы могут быть оспорены и пересмотрены. Россель же до тех пор, пока является губернатором выступает в роли гаранта сохранения в Свердловской области «status quo». Предполагается, что если после следующих губернаторских выборов на посту губернатора окажется человек из команды Росселя, то это станет гарантией того, что очередного передела собственности на Урале не произойдет, как могло бы случиться после победы оппонента действующего губернатора (предположительно, Аркадия Чернецкого или кого-либо, представляющего интересы крупных промышленников области, но не относящегося к команде губернатора).


Однако, еще более серьезной гарантией сохранения собственности в руках «старых» стало переизбрание самого Эдуарда Росселя на своем посту как минимум еще на один губернаторский срок. Во-первых, это вполне возможно — нюансы в законодательстве, по мнению ряда экспертов, допускают участие Росселя в следующих выборах. Во-вторых, история с передачей власти Ельциным Путину показала, что институт наследования власти в России не дает никаких гарантий определенным персоналиям из финансово-промышленных групп. Именно поэтому «старые» любой ценой будут толкать Росселя на третий срок. И по ряду признаков можно определить, что разыгрывание этой комбинации уже началось.


Несколько иное отношение к губернаторским выборам у команды «новых». Как отмечалось выше, влияние «новых» достаточно ограниченно как в финансовом, так и в политическом плане и в основном сосредоточено в административно-политической сфере. Поэтому, несмотря на заинтересованность в преемственности власти, замещение Росселя другой фигурой из своей же команды было бы как нельзя кстати: в случае избрания нового губернатора в его команде окажутся люди из числа «новых». Естественно, они получат более широкие полномочия, использование которых вполне может потеснить «старых» в экономической сфере. При этом сохраняется отстраненность противостоящих губернатору сил от процесса управления собственностью.


В настоящее время обсуждается несколько возможных вариантов развития ситуации. Попробуем рассмотреть их по отдельности.


Первый вариант: политический шантаж


Не исключено, что все разговоры об участии Эдуарда Росселя в очередных губернаторских выборах — одна из технологий губернаторской команды, цель которой ослабить давление со стороны оппозиции на губернатора. Не секрет, что оппозиционные Росселю силы пытаются использовать для давления на губернатора процесс приведения устава области в соответствии с федеральным законодательством. В данной ситуации цель акции по «выдвижению» Росселя вполне понятна — запугать оппозицию скорой отставкой губернатора и перспективой выдвижения Росселя на этот же пост через небольшой промежуток времени. Совершенно очевидно, что лидеры «Мая», НДНГ и прочие оппоненты губернатора просто не сумеют аккумулировать все человеческие и финансовые ресурсы, чтобы достичь на этих выборах желаемого результата. Понимая это, оппозиционеры пойдут на переговоры, в результате которых нападки на губернатора должны прекратиться или стать менее агрессивными. Таким образом Россель сохраняет за собой пост губернатора и рычаги, позволяющие контролировать экономические процессы в области как минимум до следующих выборов.


Второй вариант: «новые» против «старых»


Конфликт между Эдуардом Росселем и полпредом Латышевым, раздутый не без участия подконтрольных «новым» СМИ, безусловно вызвал реакцию в команде губернатора.


При этом команда уже упомянутых «старых» безоговорочно выступает на стороне Росселя даже в условиях наличия гипотетической перспективы отрешения губернатора от должности. В то же время «новые», рассматривая и прогнозируя ситуацию, далеко не всегда склонны связывать свое будущее с фигурой действующего губернатора. В частности, сегодня создается ситуация, когда осложнившиеся отношения губернатора с представителем президента и структурами федеральной власти вполне могут стать причиной инициации федеральной властью отставки Росселя. В случае победы «федералов», это повлечет за собой ряд кадровых перестановок в областной администрации. И практически наверняка, в первую очередь, от этого пострадает «новая» команда губернатора, влияние которой, как уже отмечалось, сосредоточено именно в административно-политической сфере.


В этой ситуации чиновники из «новой» команды предприняли ряд шагов для того, чтобы сделать свое положение в областной администрации более прочным. В частности, после того, как обострились отношения губернатора и представителя президента, некоторые силы в руководстве областной администрации сделали попытку дистанцировать Алексея Воробьева (который неоднократно назывался «преемником» Росселя и кандидатура которого, по некоторым сведениям, уже презентовалась в Москве в этом качестве) от губернатора. Расчет «новых» прост: в условиях стремительно ухудшающихся отношений между региональной и федеральной властью необходимо, с одной стороны, продемонстрировать лояльность федеральному центру, а с другой — сохранить и упрочить свои позиции в структуре областной администрации. Попыткой решения этой задачи стали меры по выведению Алексея Воробьева в публичную политику с одновременным дистанцированием его от губернатора. Впрочем, надо отметить, что вся интрига вокруг областного премьера умерла в самом начале, поэтому проследить ее возникновение смогли лишь немногие наблюдатели.


Возможно, именно такое развитие событий и стало причиной для появления слухов об участии Росселя в новых выборах. Увидев, что Алексей Воробьев с подачи ряда людей в администрации области начал вести самостоятельную игру (во всяком случае, явно предпринимались попытки создать у общественности видимость подобного развития ситуации), и, опасаясь, что федеральные структуры могут начать рассматривать областного премьера как самостоятельную фигуру, Эдуард Россель как бы «провоцирует» политический скандал на заседании ассоциации «Большой Урал». Цель — привлечь внимание к своей фигуре. Во-первых, это необходимо для того, чтобы вновь вывести на первый план Эдуарда Росселя. Во-вторых, вполне возможно, что отношения между Воробьевым и Росселем действительно изменились, и цель последних заявлений губернатора — подготовить общественное мнение к тому, что в ближайшее время будет обнародовано имя нового преемника Росселя. Не исключено, что «старая» команда может использовать создавшуюся конъюнктуру для того, чтобы сместить с постов часть «новых», заменив их своими людьми.


Вариант третий: псевдопутинский


Не исключено, что Россель уже получил информацию о том, что Москва более не намерена с ним сотрудничать. Поэтому в лучшем случае у Росселя остается возможность досидеть на своем месте до конца губернаторского срока. В худшем — Москва может попытаться устроить демонстрацию силы, в результате которой он может быть снят с поста.


Ситуация усугубляется тем, что практически вся оперативная информация о положении дел в области сосредоточена в руках Алексея Воробьева. А это, в ситуации, когда губернаторам предписывается лично руководить хозяйством области, создает видимость того, что Эдуард Россель является лишь формальным лидером, а не фактическим руководителем области. Вполне возможно, что представители «новой» команды понимают это и пытаются позиционировать Алексея Воробьева как хозяйственника (что особенно важно в условиях снижения влияния региональных политиков) от Росселя.


Россель, почувствовав, что его акции стремительно падают, может пойти на решительные шаги. Уже сделаны заявления о «неразумной политике» федерального центра по отношению к регионам и распространена информация о возможном участии Росселя в очередных губернаторских выборах. Третий шаг может стать весьма неожиданным для всех оппозиционных Росселю сил.


Искушенный в интригах губернатор Свердловской области прекрасно понимает, что роль губернаторов-хозяйственников сегодня возрастает; а между тем все дела в области ведет Алексей Воробьев. Кроме того, губернская оппозиция, опираясь на поддержку из Москвы, уже начала процесс приведения устава области в соответствии с федеральным законодательством. Противостоять федеральным властям становится все труднее. Наилучшим выходом для губернатора может стать неожиданная смена стратегии. Уже сама отмена поста премьера областного правительства и совмещение должности губернатора с должностью премьера лишит оппозицию большинства аргументов против губернатора. Во-первых, в результате такого маневра Россель получает в свои руки все рычаги управления областью и лично ведет все дела. Во-вторых, исчезает пост премьер-министра областного правительства, который вызывает неудовольствие областной оппозиции.


Проделав эту операцию, Россель может уходить в отставку для того, чтобы затем принять участие в досрочных выборах губернатора. Можно вспомнить опыт самарского губернатора, который поступил примерно таким же образом. Законодательство области к тому времени будет соответствовать федеральному. К тому же, кроме Росселя, никто не владеет так хорошо ситуацией в области, поскольку именно он на тот момент будет управлять работой областного правительства.


В случае такого развития событий никто из его оппонентов практически наверняка не сможет переиграть Росселя, даже если заручится реальной поддержкой Москвы. Тем более, как показывает опыт, федеральные власти практически всегда занимают выжидательную позицию и никогда не спешат с поддержкой кандидатов в губернаторы.


Если этот план сработает, Москве необходимо будет заново договариваться со свердловским губернатором.


Возможен и другой вариант. Трудно исключить, что одновременно с резкими заявлениями в адрес федерального центра свердловский губернатор ведет переговоры с представителями администрации президента. Нельзя забывать, что Россель во время правления Ельцина сделал себе политический капитал именно на противостоянии Москве. Лишь через большой промежуток времени выяснилось, что Россель был «номинальным» оппозиционером. Так и сейчас вполне возможно, что Россель, уже заручившись поддержкой Москвы, лишь пытается подтвердить свой имидж оппозиционера для последующего использования его в избирательной кампании.


Изменения неизбежны


Совершенно очевидно, что усиление разногласий в команде губернатора связано с общим ослаблением позиций региональных лидеров. Похоже, что в ближайшее время мы станем свидетелями столкновения интересов «новых» и «старых», в результате которого возможны существенные кадровые перестановки в администрации области. При этом позиции «старой» команды, по мнению аналитиков, гораздо прочнее, чем у «новой»: экономические процессы в области находятся практически под полным контролем «старой» команды. А это, в условиях пристального внимания со стороны Москвы к происходящему в экономике регионов, делается существенным козырем в борьбе за влияние в команде губернатора.


Другие материалы по теме: