«Областная газета» и Андрей Яловец представляют: «Машиностроение в России: вопросы по существу»

14 февраля 2003 (10:59)

Вчера на Средний Урал прибыл с визитом Иван Силаев: последний премьер-министр Советской России, а ныне — президент Российского союза машиностроителей (РСМ).

В этот же день с участием И. Силаева в ОАО «Уральский приборостроительный завод» (генеральный директор — Владимир Годлевский) прошел круглый стол, посвященный перспективам развития отечественного машиностроительного комплекса. Во встрече приняли участие депутат Думы.

Законодательного Собрания Свердловской области Вера Соколкина, заместитель министра промышленности области Георгий Джербинов, председатель союза оборонных предприятий Свердловской области, генеральный директор ГУП «ПО Уралвагонзавод» Николай Малых и другие руководители предприятий машиностроительного комплекса. В докладе И.Силаева звучала явная тревога по поводу судьбы отечественного машиностроения.

Действительно, данная отрасль промышленности на протяжении десятков лет была одной из опор государства, теперь же на первый план вышли ресурсно-сырьевые отрасли. И остальные промышленники зачастую вынуждены строить свои планы в зависимости от политики, проводимой топливными и энергетическими олигархами. Причем в результате приватизации сырьевых и топливно-энергетических комплексов Россия превращается в «дойную корову» зарубежных стран.

В итоге по такому важнейшему экономическому показателю, как валовой внутренний продукт (ВВП — по которому можно судить об уровне жизни граждан), наша страна значительно отстает не только от развитых стран, но и от многих других держав — мы занимаем лишь 60-е место из 173 стран мира.

В этой связи И.Силаев с единомышленниками задается традиционным вопросом: что делать?

Анализ показывает, что лидирующую роль по ВВП занимают те государства, где основу наукоемких производств составляет машиностроительная отрасль. В таких странах доля машиностроения в ВВП по отношению к общему объему промышленного производства составляет от 40 до 45 процентов (Германия, Франция, Великобритания, США), а в Японии — до 52 процентов. У нас же данный показатель — около 20 процентов. И это объяснимо, учитывая, что за время реформ 60 процентов высокопрофессиональных кадров ушли из машиностроения; загрузка мощностей в целом по отрасли составляет 30 процентов, а в такой стратегически важной отрасти как станкостроение—лишь 10 процентов…

Поэтому не выглядит откровением прогноз Мирового банка, согласно которому Россия в ближайшие 20 лет будет находиться на уровне стран, специализирующихся на производстве и экспорте минерального, энергетического и сельскохозяйственного сырья.

Но президент РСМ убежден, что преодолеть «машиностроительный кризис» можно. Причем только за счет перехода экономики на рыночные рельсы. Но для прорыва России необходима стратегическая программа реструктуризации и развития отечественного машиностроения — ставшая бы в идеале основой промышленной политики нашей страны.

Причину же кризиса отрасли И.Силаев видит в том, что отечественное машиностроение — носитель наукоемких технологий и производств — вошло в рынок со старой, кондовой организационной структурой.

В этой связи Российскому союзу машиностроителей дан карт-бланш на самом высоком государственном уровне по разработке соответствующей программы реструктуризации и развития отрасли — вплоть до написания части проекта послания Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию, касающейся машиностроения.

После завершения круглого стола И.Силаев ответил на вопросы корреспондентов «Областного телевидения» и «Областной газеты».

«Машиностроение — это особая отрасль в государстве, — подчеркнул Иван Степанович, — которая чрезвычайно сложна по многим показателям. Например, тем же «сырьевикам» перестраиваться особо не пришлось: как они нефть и газ качали из земли, вгоняли в трубы и реализовывали выкачанное на внешнем и внутреннем рынках, так и продолжают работать. На машиностроении же все перемены, произошедшие в государстве, отразились очень значительно. И отрасль, верно служившая плановой экономике, к рыночным переменам оказалась не готова. Но в то же время эта отрасль способна нести «золотые яйца».

...Я приехал сюда, чтобы выслушать мнения коллег о том, как преобразовывать машиностроение в России. Ведь Свердловская область — это очень важный машиностроительный узел, ведущий край, где сконцентрированы все позитивные и негативные процессы, присущие отрасли. Многие проблемы я сегодня озвучил, и вполне естественно, что в плане их решения есть разные позиции — и мы их обязательно учтем. Но меня радует, что настрой у всех руководителей предприятий позитивный. Потенциал у нас сохранился, и если мы ясно и внятно изложим правительству и президенту России, как сделать машиностроение приоритетной отраслью экономики, то мы добьемся многого.

...Что касается опоры в регионах, то в Свердловской области я надеюсь на губернатора Рос-селя. Он сочетает в себе все необходимые качества современного руководителя крупного масштаба, пользуется большим уважением. Такой губернатор — на вес золота. Я искренне желаю ему успехов во всех начинаниях.


Другие материалы по теме: