«МК Урал» и Наталья РОМТАШКИНА: «Отдай колбасу, дурак! Я все прощу»

19 февраля 2003 (10:49)

Эта фраза из бессмертного произведения Ильфа и Петрова "12 стульев" могла бы стать эпиграфом к описанию политических событий прошлой недели.

Эти провокации против молодого политика, считающегося одним из основных претендентов на пост главы Екатеринбурга от областных властей, заслонили собой главное: по слухам, в администрации губернатора уже выработан самый пессимистичный сценарий развития ситуации.

Теперь о самих провокациях.

В начале недели на прилегающих к центру магистралях Екатеринбурга появились любопытные объявления: "Киса и Ося тел. XX-ХХ-ХХ пенсионерам и инвалидам — скидки до 70-ти процентов". Листки на фонарных столбах напомнили несанкционированную рекламу фирм по предоставлению интимных услуг, с которой под давлением общественности в последнее время начали бороться муниципальные власти. От содержания же веяло добротной провокацией, не видимой с ходу обывательскому взгляду. Немногие посвященные при взгляде на "Кису и Осю" вспомнили "подпольные" прозвища, которые с незапамятных времен приклеились к областному премьеру Алексею Воробьеву и его заместителю по вопросам развития областного центра Юрию Осинцеву. Более того, вскоре выяснилось, что по указанному в мнимом объявлении об эскорт-услугах номеру можно позвонить домой господину Осинцеву.

Под вечер среды в редакции СМИ Екатеринбурга пришло электронное письмо, от которого повеяло очередной провокацией.

Это уже второе подметное письмо, якобы разосланное командой Юрия Осинцева. В первых числах января широкой рассылкой по электронной почте разошлось обращение от имени главы губернаторской администрации Анатолия Тарасова к банкирам и предпринимателям с просьбой перечислять деньги на счет некоего "Осинцев-фонда", созданного "в поддержку кандидата в мэры Екатеринбурга Юрия Осинцева". Тогда вице-премьер был вынужден публично опровергнуть свою причастность к данному письму.

Новое письмо недоброжелатели Осинцева составили от его имени. И более тонко. Оно началось с констатации истины: "После моего назначения на пост "вице-премьера по Екатеринбургу" я как член правительства стал объектом многочисленных нападок со стороны СМИ и жертвой "черного пиара". Все это я расцениваю как начало масштабной кампании по дискредитации меня как политика и человека. Кампании, развязанной либо мэрией Екатеринбурга, либо моими недоброжелателями в структурах областной власти".

А далее говорится о решении создать политический фонд, который будет гуманитарной структурой, призванной просвещать сограждан о пороке "черного пиара". Попечительский совет фонда, как следует из письма, согласился возглавить сам губернатор Свердловской области Эдуард Россель. Кроме того, в попечительский совет согласились войти архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и глава Духовного управления мусульман Свердловской области муфтий Сибгатулла Хаджи.

Окружение Осинцева тут же заявило, что провокаторов следует искать в мэрии Екатеринбурга. Однако сторонние наблюдатели посчитали, что новый всплеск "черного пиара" — дело рук политконсультантов из окружения самого вице-премьера.

Как полагают эксперты, за антиосинцевским пиаром может стоять команда технологов, сохранившихся (пусть и в неформальном свойстве) вокруг областного премьера Алексея Воробьева. Этих людей обвиняли в первом всплеске "черного пиара" в отношении Осинцева в начале года, когда УГМК, еще оставаясь "генеральным спонсором" кампании, отстранила их от распределения бюджета. Сейчас, когда спонсоры меняются, они надеются на реванш. По другой версии, авторами листовок и "спама" могут быть сотрудники СМИ, которых недавно "снял с довольствия" СУАЛ-холдинг. Оставшись без серьезного финансирования, эти политтехнологи или журналисты, вероятно, хотят получить приличный "участок работы" в проекте "Осинцев".

Если второе предположение верно, то сразу вспоминается бессмертное произведение Ильфа и Петрова "12 стульев". Надпись "Киса и Ося здесь были" оставил Остап Бендер на скале Дарьяльского ущелья. После этого "со стороны Тифлиса в Дарьяльское ущелье вошел отец Федор. Он шел мерным солдатским шагом, глядя только вперед себя твердыми алмазными глазами и опираясь на высокую клюку с загнутым концом, как библейский первосвященник". Дело кончилось лобовым столкновением конкурентов. Отец Федор отнял у Кисы Воробьянинова концессионные хлеб и колбасу, оставив тем самым великих комбинаторов без пропитания. Финалом сцены в ущелье стал отчаянный вопль Остапа Бендера: "Отдай колбасу, дурак! Я все прощу".

А вот теперь о главном — о самом пессимистичном сценарии, выработанном, по слухам, администрацией губернатора на ближайшее будущее.

Что бы ни писали промэрские СМИ о колебаниях окружения Росселя насчет кандидатуры на выборах главы Екатеринбурга — Юрий Осинцев окончательно утвержден как основной. И дело здесь не в самом Осинцеве или его шансах свалить Чернецкого.

Дело в том, что... Россель может стать кандидатом на пост мэра Екатеринбурга. По слухам из губернаторской резиденции, политтехнологи разработали следующий план. Если Кремль не позволит Росселю стать губернатором в третий раз, Эдуард Эргартович пойдет на выборы мэра Екатеринбурга, которые уверенно выиграет.

Однако мэром областного центра Россель пробудет недолго. Год или два. Вскоре вновь избранный губернатор Свердловской области уйдет в отставку, будут назначены новые выборы, на которые бывший губернатор пойдет уже как бы на нулевой срок. И, выиграв эти выборы, получит теоретическую возможность управлять еще восемь лет.

Резонный вопрос: а кто этот вновь избранный губернатор, который просидит в заветном кресле всего год или два?

Ответ на этот вопрос — содержащийся в пессимистичном сценарии окружения Росселя — удивит всех, кто не знаком с секретным документом. Юрий Осинцев, по замыслу политтехнологов, должен выиграть губернаторские выборы 2003 года в том случае, если в них президентская администрация не позволит тем или иным образом участвовать нынешнему главе региона.

Проще говоря, замысел росселевского окружения таков: максимально раскручивать Осинцева как политика до тех пор, пока не прояснится судьба самого губернатора. Если для Росселя все благоприятно, то молодой вице-премьер идет на выборы мэра Екатеринбурга. Если для губернатора все плохо, то, используя наработанный имидж и рейтинг, Осинцев быстро перебрасывается на кампанию по выборам главы области.

Возможно, этот сценарий эксперты сейчас — более чем за полгода до любых местных выборов — сочтут бредовым. Но ведь и в начале 1999 года никто не предполагал, что во второй тур выборов губернатора выйдут Россель и Бурков....


Другие материалы по теме: