«КоммерсантЪ-Урал» и Элла Бидилеева считают, что «УОМЗ собирается торговать самостоятельно»

27 февраля 2003 (10:34)

Как уже сообщал «Ъ», межведомственная комиссия рассмотрела документы на получение сертификата, дающего право самостоятельного экспорта запчастей и сервисного обслуживания поставленной ранее военной техники ФГУП «ПО «Уральский оптико-механический завод» и ГКП «По «Уралвагонзавод», рекомендовав выдачу этим предприятиям сертификата. В КВТС считают, что обсуждение ФГУП «Уралтрансмаш» и 9-го завода, которые также назывались в списке претендентом на получение лицензии, состоится, как только они предоставят полный пакет необходимых документов.

В настоящее время лицензией на экспорт военной продукции обладают ФГУП «Рособоронэкспорт», РСК «МиГ», концерн «Антей», КБ машиностроения, КБ приборостроения, НПО машиностроения и ЦКБ морской техники «Рубин». Тем не менее, безусловным лидером в торговле российской военной техники за рубеж является Рособоронэкспорт, на долю которого приходится до 90% всех экспортных продаж. При этом доля поставок запчастей иностранным заказчикам составляет, приблизительно 4%. Руководители предприятий ОПК не раз указывали на этот нюанс: заявок от иностранных заказчиков приходит много, а реальных контрактов заключаются единицы. На ФГУП «Уралтрансмаш» (Екатеринбург) это объясняют тем, что Рособоронэкспорт ориентирован на более крупные заказы, а небольшими поставками, например, запчастей им заниматься невыгодно, так как объем работы сопоставим с выполнением крупного заказа, а прибыль невысокая. Кроме того, оборонщиков не устраивали слишком долгие сроки заключения контракта и, как считают некоторые, слишком высокие поборы за посреднические услуги.

Тем не менее идея расширения списка экспортеров вызвала негативную реакцию у Рособоронэкспорта. От руководства компании прозвучали даже предложения создать при Рособоронэкспорте подразделение, которое бы работало исключительно в этом направлении.

Однако в 2001 году президент России Владимир Путин подписал указ о предоставлении предприятиям права экспорта запчастей, технического обслуживания и ремонта военной техники. А в прошлом году появился указ о предоставлении права продажи за рубеж готовой военной техники холдингам, которые будут создаваться в процессе реформирования ОПК. Но пока нет четкого разъяснения о том, какие именно вертикально-итегрированные структуры смогут претендовать на это право, так как не все концерны, которые планируется создать, будут производить конечную продукцию. В КВТС, говоря о таких перспективах, тоже конкретизировать условия не стали, дав понять, что этот процесс начнется не скоро. «Сначала каждый из холдингов должен определиться с задачами и целями», — подчеркнул заместитель начальника управления КВТС Константин Бирюлин.

Да и сами оборонщики подчеркивают, что сегодня более актуальный вопрос — право на самостоятельный экспорт запчастей. Тем более что выстраивание вертикально-интегрированных структур, о котором говорят уже больше года, происходит крайне медленно, в том числе и из-за отсутствия законодательной базы.

На сегодняшний день, как сообщили «Ъ» в отделе по связям с общественностью КВТС, 6 предприятий ОПК получили соответствующий сертификат на ведение самостоятельной внешнеэкономической деятельности по экспорту запчастей, ремонту и сервисному обслуживанию зарубежных клиентов, которые ранее купили у них военную технику. В УрФО о первых претендентах на лицензию заговорили в конце прошлого года, когда в Свердловскую область прибыли представители КВТС. Тогда в озвученном списке потенциальных обладателей сертификата назывались УВЗ, УОМЗ, Уралтрансмаш и 9-ый завод.

По утвержденной процедуре, после предоставления предприятием всех необходимых документов вопрос рассматривают на межведомственной комиссии, в которую входят представители Минобороны, КВТС и других заинтересованных ведомств. Она рекомендует главе комитета по военно-техническому сотрудничеству принять положительное решение. И только после того, как он его примет, предприятие получает сертификат.

Предполагалось, что КВТС заявит о своем решении еще в декабре прошлого года. Но потом сроки сдвинулись на январь нынешнего года. Руководители предприятий в ожидании заседания комиссии уже начинали без сертификата изучать ситуацию в этом секторе рынка. Так, генеральный директор УВЗ Николай Малых во время своей январской поездки в Индию провел переговоры о возможном сотрудничестве в этом направлении. Как сообщили корреспонденту «Ъ» в пресс-службе предприятия, индийская сторона подтвердила, хотя пока и неофициально, свою готовность напрямую работать с УВЗ.

Первое заседание КВТС состоялось на прошлой неделе. Правда, из 4-х свердловских претендентов комитет рассмотрел только документы УВЗ и УОМЗ, рекомендовав федеральному правительству выдать этим предприятиям сертификат на экспорт запчастей и сервисное обслуживание военной техники, которая находится на вооружении армий зарубежных стран. Предполагается, что окончательное решение будет принято в середине марта.

Что касается других двух претендентов, то, как отметили в КВТС, они пока не предоставили пакета документов. Вместе с тем заместитель генерального директора по маркетингу ФГУП «Уралтрансмаш» Эдуард Карелин в беседе с корреспондентом «Ъ» отметил, что, во-первых, конкретных сроков КВТС не называло, во-вторых, документы уже отправлены в Агентство по обычным вооружениям, к которому приписано предприятие. «Осталась только ключевая подпись», — отметил он. Если предприятие в ближайшее время сможет подготовить необходимые документы то не исключено, что его руководителей заслушают на комиссии в конце марта - начале апреля, сообщили в КВТС.


Другие материалы по теме: