Рынок сотовой связи: итоги и перспективы

Уральский рынок сотовой связи, переживший в 2002 году целый ряд революционных изменений, вошел в фазу стабильного развития. Однако уже в ближайшее время на нем возможны очередные изменения, связанные с приходом нового оператора федерального масштаба.

Прошедший год стал для уральского рынка сотовой связи периодом скачкообразного роста – за год общее количество абонентов выросло более чем в три раза, и приблизилось к 300 тысячам человек. Сотовый телефон перестал быть предметом роскоши и превратился в доступное средство связи. И хотя общее число сотовых телефонов ещё значительно отстает то количества стационарных аппаратов, паритет может быть достигнут уже в ближайшее время – по прогнозам специалистов, количество абонентов к концу 2003 года вырастет примерно в три раза и превысит отметку в 750 тысяч.

Одной из главных причин бурного развития рынка сотовой связи на Урале является рост уровня жизни, прежде всего – представителей среднего класса, вызвавший повышение общих стандартов уровня жизни. Однако не меньшее значение для развития рынка имеет революционное (по некоторым позициям – до трех раз) снижение тарифов и практически полное исчезновение платежей за подключение (напомним, что ещё год назад подключение в «Уралтеле» обходилось не менее чем в 100 долларов США). Тенденция к удешевлению услуг сотовой связи сделала их более доступными для клиентов, что, по мнению экспертов, и явилось основной причиной «сотового бума». Причиной снижения тарифов, а значит и роста рынка, стало появление на уральском сотовом рынке конкуренции между несколькими операторами сотовой связи.

История вопроса

Ещё год назад в Екатеринбурге существовало всего три оператора сотовой связи, каждый из которых работал со специфическим стандартом, и потому занимал свое место на рынке.

ЗАО «Уралвестком» осуществляло обслуживание телефонов стандарта NMT-450, ООО «Екатеринбургская Сотовая Связь» (торговая марка БиЛайн) работала в стандарте D-AMPS, а наиболее популярный стандарт GSM был фактически монополизирован ЗАО «Уралтел». Такая ситуация, возникшая на рынке ещё в конце 90-х годов, практически исключала саму возможность конкуренции – каждая из компаний являлась монополистом на своем сегменте рынка, в результате чего цены на услуги сотовой связи в Екатеринбурге на протяжении долгого времени оставались более высокими, чем в среднем по России (даже разница с соседними регионами по ряду тарифов составляла 2 – 3 раза).

По мнению специалистов, такая ценовая политика была разумной в условиях относительно небольшого рынка с незначительными перспективами роста, каким рынок сотовой связи представлялся многим экспертам после кризиса 1998 года. Однако в условиях роста числа потенциальных клиентов монополизация и удерживание высокого уровня цен, вследствие которых услуги сотовой связи оставались недоступными для многих потенциальных потребителей, негативно сказывалась на темпах развития рынка – его прирост отставал от аналогичных показателей в соседних регионах, операторы которых ориентировались на увеличение числа привлеченных клиентов.

Нынешнее развитие рынка сотовой связи доказало правоту новой ценовой политики. Переход к политике низких тарифов в Уральском регионе был связан с появлением новых операторов сотовой связи в стандарте GSM. Первым из них стал «Уральский Джи Эс Эм» (торговая марка «МегаФон»), пришедший на уральский рынок во второй половине лета 2002 года. Затем в конкурентную борьбу включилась компания «Екатеринбургская сотовая связь», ставшая предоставлять услуги в наиболее популярном стандарте.

Несмотря на то, что на первом этапе своего существования оба новых оператора стремились поддерживать существующий в Свердловской области достаточно высокий уровень тарифов на услуги сотовой связи, привлеченные возможностью получения сверхприбылей, (эксперты даже подозревали «МегаФон» в тарифном соглашении с «Уралтелом»), со временем компании были вынуждены перейти к политике введения демпинговых цен на значительное число своих продуктов.

По мнению экспертов, это был единственный способ, каким новые компании могли привлечь внимание клиентов, так как конкурировать с «Уралтелом», обладающим разветвленной сетью базовых станций, мощной клиентской базой (а разговоры внутри одной сети, как правило, оказываются более выгодными) и устоявшейся репутацией было практически невозможно.

Прежде всего, обе компании пошли по пути привлечения новых клиентов, до минимума снизив или вовсе отменив платежи при подключении. Вторым шагом было снижение тарифов, позволившее новым операторам «переманить» некоторую часть старых клиентов «Уралтела». Единственным возможным ответом на демпинговое снижение цен для недавнего монополиста могло быть только ответное снижение тарифов.

Падение тарифов вызвало неожиданный даже для некоторых экспертов рост числа подключений. Примерно половина всех нынешних абонентов сотовой связи в Екатеринбурге подключилась за последние шесть месяцев. По мнению большинства аналитиков рынка, в конечном счете, выгоду от демпинга получили не только потребители, но и сами компании. Причем наибольшую выгоду получил, по всей видимости, недавний монополист «Уралтел» – с мая 2002 года число его абонентов выросло в два раза, то есть более чем на 75 тысяч человек. Только за два месяца работы в стандарте GSM компания «Екатеринбургская сотовая связь» (марка «БиЛайн») приобрела более 20 тысяч клиентов. Более 30 тысяч абонентов менее чем за полгода приобрел «Уральский Джи Эс Эм» (торговая марка «МегаФон»). В течение 2003 года все операторы планируют, как минимум удвоить, а то и утроить количество своих абонентов.

Положение на рынке

По мнению экспертов, на сегодняшний день кратковременный период демпингового снижения цен и «войны тарифов», сопровождавших передел рынка сотовой связи, в общих чертах завершился. Лидером по-прежнему является «Уралтел», контролирующий более 60% рынка услуг сотовой связи. Второе место занимает «Екатеринбургская сотовая связь», представители которой в конце января этого года заявили о подключении 40-тысячного абонента. Далее следует «Уральский Джи Эс Эм», на долю которого приходится более 30 тысяч подключений. Чуть более 21,5 тысячи абонентов стандарта NMT-450, пользуются услугами «Уралвесткома».

В настоящее время на рынке сложилась ситуация динамического равновесия, при которой каждый из операторов закрепился на собственном устойчивом сегменте, и заинтересован скорее в его удержании и увеличении за счет притока новых клиентов, нежели в новом витке экспансии и тарифных войн. Этот период характеризуется стабилизацией цен, которые установились на уровне, приемлемом для всех участников рынка. Наблюдатели отмечают, что в ближайшее время не стоит ждать их дальнейшего резкого снижения. Если какие-то изменения в тарифной политике и будут иметь место, то они будут обусловлены исключительно внешними причинами.

В ситуации, когда тарифы всех операторов сотовой связи различаются лишь в нюансах, основным направлением развития рынка наблюдатели считают улучшение качества предоставляемых услуг (прежде всего, качества связи, увеличение зоны покрытия, роуминга и дополнительных пакетных возможностей) при относительно стабильной ценовой политике.

Так «Уралтел» в ближайшее время планирует увеличить емкость собственной сети в Екатеринбурге: компания уже приступила к реализации планов по внедрению сети стандарта GSM-1800, дублирующей уже имеющуюся сеть GSM-900. Кроме того, компания работает над увеличением зоны покрытия: в течение года новые базовые станции будут установлены на Серовской трассе, будет завершено покрытие по Тюменскому и Челябинскому трактам, будут сооружены дополнительные станции в Первоуральске, Красноуральске, Ревде.

Это же направление является приоритетным и для «Уральского Джи Эс Эм» – оператор, присутствующий на рынке относительно недавно, ощущает недостаток базовых станций. В течение 2003 года их число планируется увеличить в 2,5 раза. На эти цели компания предполагает освоить более 50 миллионов долларов США. Схожие планы и у «Екатеринбургской сотовой связи», так же планирующей развитие своей сети покрытия.

Компания «Уралвестком» работающая в принципиально устаревшем стандарте NMT-450i в 2003 году планирует переквалифицироваться на построение сети сотовой связи третьего поколения – IMT-MC 450. Сейчас получено разрешение на использование частотного ресурса, кроме того, ведутся переговоры с поставщиками оборудования. В течение 2003 года компания планирует установить 28 базовых станций, освоив на развитие сети около 8 миллионов долларов. Так как данный стандарт не является широко распространенным на Урале, можно предполагать, что в своем достаточно тесном сегменте рынка «Уралвесткому» удастся удерживать монополию.

Тенденции

По мнению экспертов, рынок может находиться в состоянии динамического равновесия неопределенно долгий промежуток времени, особенно в ситуации устойчивого роста, наблюдающегося в сфере услуг сотовой связи в Уральском регионе. Вывести рынок из этого состояния могут только внешние факторы, способные спровоцировать очередной передел рынка. По мнению аналитиков, на данный момент существует два таких фактора.

Прежде всего, это обсуждаемое Государственной Думой РФ внесение поправок в закон «О связи». Как известно, депутаты планируют законодательно закрепить общепринятую в мировой практике норму о бесплатном входящем сигнале для всех видов телефонной связи при передаче голосовой информации, иными словами, запретить плату за входящие звонки.

По мнению представителей екатеринбургских операторов связи, в случае принятия таковой поправки, сотовые компании будут вынуждены поднять цены на исходящие звонки, дабы компенсировать выпадающие доходы компании, что существенно затормозит развитие сотовой связи вообще. Альтернативным путем решения проблемы могло бы стать законодательное закрепление перенесения материальной ответственности на звонящего – вне зависимости от того, с какого телефона произведен звонок – мобильного или городского. Однако принятие такого закона аналитики считают маловероятным.

По мнению специалистов, принятие данного закона может привести к очередному этапу демпинговых войн и новому переделу рынка. Та компания, которая не поднимет плату за исходящие звонки, получит заметное конкурентное преимущество и в течение короткого периода времени сможет увеличить число своих абонентов, сведя на нет потери от снижения тарифов. Остальные компании вынуждены будут последовать за ней, однако, уже не получат такой выгоды, и, следовательно, понесут убытки.

Не менее важным фактором аналитики считают возможное появление на уральском рынке ещё одного федерального оператора – компании «Вымпелком», владеющей торговой маркой «БиЛайн». В декабре 2002 года «Вымпелком» за 26,5 миллионов долларов приобрел компанию «Восток-Запад Телеком», имеющую лицензию на предоставление услуг сотовой связи в Уральском регионе. Представители компании говорят о своей готовности выйти на быстро растущий рынок Свердловской области.

Так же в компании отмечают, что, как правило, «Вымпелком» действует от своего имени и не пользуется услугами местных операторов. Это, по всей видимости, может означать отзыв у «Екатеринбургской Сотовой Связи» права на пользование торговой маркой «БиЛайн», и появление самостоятельного оператора с той же маркой.

Приход на рынок нового оператора, по мнению экспертов, неизбежно вызовет очередное падение цен, так как в условиях жесткой конкуренции демпинг является единственным способом привлечения достаточного «начального числа» клиентов, при котором деятельность нового оператора станет хотя бы рентабельной.

Однако, аналитики отмечают, что и в этом случае снижение цен не будет революционным – тарифы в Свердловской области уже приблизились к средним по России и не намного превышают тарифы в Москве. Дельнейшее снижение стоимости услуг сотовой связи возможно только при значительном увеличении числа клиентов, которое прогнозируется не раньше осени 2003 года.


Другие материалы по теме: