«КоммерсантЪ-Урал» и Владимир Соколов рассказывают, как идет «Битва за землю. В УрФО продолжается процесс разграничения земель»
28 февраля 2003 (10:43)
В Уральском федеральном округе начинался активный процесс разграничения земель и продажи земельных участков. Он сопровождается серьезными спорами. Эксперты отмечают, что для большинства регионов УрФО характерен конфликт между властями и пользователями земельных участков из-за арендной платы и ставок выкупа. Однако существуют и специфические проблемы. Так, в Свердловской области по-прежнему не улажен спор между региональной властью и администрацией Екатеринбурга. Вопрос, кто должен распоряжаться землями на территории поселения до официального разграничения земель, до сих пор остается открытым.
О том, как регионы делят землю с муниципалитетами
К концу 2000 – началу 2001 года в Российской Федерации была полностью ликвидирована государственная монополия на землю. Законодательство выделяет несколько видов собственности на нее: федеральную, региональную, муниципальную и частную.
Несмотря на то, что в России уже существует несколько десятков миллионов землевладельцев, процесс разделения земель в самом разгаре. Так, например, разграничение государственной земли запланировано завершить только к 2007 году. К этому времени каждый земельный участок должен быть внесен в земельный кадастр, у каждого должен быть владелец — государство, субъект федерации, муниципалитет или частное лицо. В связи с этим возникает много вопросов: кто должен распоряжаться земельными участками до полного разграничения земель.
Согласно Постановлению правительства РФ № 576 землями на территории муниципалитетов до этого момента распоряжаются сами муниципалитеты. То есть они имеют право на выдачу землеотводов. Однако в этом постановлении есть приписка — «если законодательством РФ и субъектов РФ не предусмотрено иное». В каждом регионе сложились различные ситуации.
Например, в Курганской и Тюменской областях органы госвласти частично регулируют земельные отношения муниципалитетов. Но в этих субъектах федерации муниципальные власти имеют прерогативу на выделение участков под индивидуальное жилищное строительство, гаражи, садоводческие участки. В Челябинской области у муниципалитетов вообще практически полная самостоятельность в решении этих вопросов.
Самые сложные отношения сложились между властью Свердловской области и администрацией Екатеринбурга. Пользуясь оговоркой постановления №576, среднеуральское правительство установило следующий порядок: при выделении земельных участков обязательно утверждение решений в региональном министерстве по управлению государственным имуществом (МУГИСО). При этом МУГИСО само выдает разрешения на пользование землей. Разумеется, это не устраивает муниципалитет. Поэтому вот уже в течение нескольких лет «земельные споры» не утихают. Так, мэрия Екатеринбурга настаивает на том, что ей виднее, как лучше распорядиться городской землей. Поэтому решать эти вопросы должна екатеринбургская администрация.
У областных властей другая позиция. Заместитель областного министра по управлению госимуществом Виктор Маслаков на одном из последних мероприятий, посвященных земельному вопросу, заявил, что в области уже несколько лет как сформирована оптимально работающая вертикаль. Большинство свердловских муниципалитетов входит в нее, и проблем с ними нет. Екатеринбург – исключение. «Суть проблемы - это борьба людей государственных и местечковых. Земля – ресурс государственный и должен быть под контролем госвласти, чтобы не было нарушений».
В публичных дискуссиях и областные, и городские чиновники апеллируют к одному и тому же Земельному кодексу, одним федеральным законам и правительственным постановлениям. Но делают из этого разные выводы. Все это запутывает не только предпринимателей, которые не знают, «кто главнее» и кто правомочен предоставить им землю, но даже прокуратуру и суды. У обеих сторон скопилась внушительная папка из писем и решений Верховного суда, арбитражного суда, Министерства юстиции, прокуратуры, которые подтверждают именно их правоту. Например, более года назад Верховный суд РФ отклонил все претензии екатеринбургского муниципалитета к областным властям. Однако недавно, рассмотрев иск областной прокуратуры по делу фирмы «Александрит», Арбитражный
суд Свердловской области признал полномочия распоряжения землей за мэрией. Объясняя противоречия, и областные и муниципальные власти говорят: «Не сформирована судебная практика».
Между тем выход из кризиса уже наметился. Как уже писал «Ъ», в течение двух последних месяцев и областной министр по управлению госимуществом Вениамин Голубицкий, и мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий сделали несколько примирительных заявлений. В частности, господин Голубицкий сказал, что готов подписывать все разрешения на выделение земли уже после подписи городского главы. А господин Чернецкий выразил надежду, что после такого заявления областные власти, действительно, сделают и другие шаги навстречу.
Проблема могла бы решиться, если бы на территории Екатеринбурга ускорился процесс разграничения участков на государственные и муниципальные. Однако, по данным МУГИСО, за весь прошлый год мэрия подала документы на разграничение только 24 участков из 500 возможных по плану на 2002 год. На упреки министра Голубицкого в медлительности первый вице-мэр Виталий Смирнов недавно заявил об объективных трудностях и том, что будет скоро создана специальная группа из 30 человек, которая будет заниматься вопросами разграничения земель.
Бизнесмены не дали регионам заработать на земле
Не менее актуален сегодня и другой вопрос – отношения между властями и пользователями земельных участков. Согласно федеральному законодательству до 1 января 2004 года все промышленные предприятия, ранее имеющие в бессрочном пользовании земельные участки, должны определиться с их выкупом или заключить арендные договора по новым расценкам, которые устанавливаются региональными властями. Как правило, они вводят максимальные коэффициенты, что вызывает возмущение у предпринимателей. Например, в Курганской области в 2002 году руководство региона ввело максимальные ставки выкупа с коэффициентом 10. Администрация Зауралья таким образом надеялась увеличить поступления средств в областной и муниципальные бюджеты, но добилась обратного эффекта. Никто из бизнесменов по таким ставкам выкупать землю не стал. При этом предприниматели, понимая, что аренда земли гораздо рискованнее, пошли в наступление. В течение года они настаивали на снижении стоимости участков. В итоге промышленники убедили курганского губернатора Олега Богомолова, что, снизив ставки, он заинтересует предприятия в покупке земель. В результате коэффициент был понижен с 10 до 4, после чего ряд предприятий решились на покупку.
Схожая ситуация была в Свердловской области. В прошлом году областное правительство установило для разных отраслей промышленности разные повышающие коэффициенты к арендной плате за землю. Самый высокий коэффициент _ 3, 6_ был введен для машиностроителей. В ноябре 2002 года глава ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» Каха Бендукидзе даже пригрозил вывести мощности ОАО «Уралмашзавод» за пределы Свердловской области. Его поддержали другие промышленники. После консультаций с ними свердловское МУГИСО все же пошло на уступки, и в январе 2003 года для нескольких отраслей, в том числе и машиностроительной, коээфициенты снизились в среднем до 1,3.
Последний конфликт предпринимателей и чиновников разгорелся менее месяца назад из-за автостоянок в Екатеринбурге. Их владельцы, узнав о повышении размеров арендной платы за землю, пригрозили на порядок поднять цены за парковку для автолюбителей. Сейчас МУГИСО с ними ведет переговоры, и, возможно, последуют какие-то послабления.
О том, как регионы делят землю с муниципалитетами
К концу 2000 – началу 2001 года в Российской Федерации была полностью ликвидирована государственная монополия на землю. Законодательство выделяет несколько видов собственности на нее: федеральную, региональную, муниципальную и частную.
Несмотря на то, что в России уже существует несколько десятков миллионов землевладельцев, процесс разделения земель в самом разгаре. Так, например, разграничение государственной земли запланировано завершить только к 2007 году. К этому времени каждый земельный участок должен быть внесен в земельный кадастр, у каждого должен быть владелец — государство, субъект федерации, муниципалитет или частное лицо. В связи с этим возникает много вопросов: кто должен распоряжаться земельными участками до полного разграничения земель.
Согласно Постановлению правительства РФ № 576 землями на территории муниципалитетов до этого момента распоряжаются сами муниципалитеты. То есть они имеют право на выдачу землеотводов. Однако в этом постановлении есть приписка — «если законодательством РФ и субъектов РФ не предусмотрено иное». В каждом регионе сложились различные ситуации.
Например, в Курганской и Тюменской областях органы госвласти частично регулируют земельные отношения муниципалитетов. Но в этих субъектах федерации муниципальные власти имеют прерогативу на выделение участков под индивидуальное жилищное строительство, гаражи, садоводческие участки. В Челябинской области у муниципалитетов вообще практически полная самостоятельность в решении этих вопросов.
Самые сложные отношения сложились между властью Свердловской области и администрацией Екатеринбурга. Пользуясь оговоркой постановления №576, среднеуральское правительство установило следующий порядок: при выделении земельных участков обязательно утверждение решений в региональном министерстве по управлению государственным имуществом (МУГИСО). При этом МУГИСО само выдает разрешения на пользование землей. Разумеется, это не устраивает муниципалитет. Поэтому вот уже в течение нескольких лет «земельные споры» не утихают. Так, мэрия Екатеринбурга настаивает на том, что ей виднее, как лучше распорядиться городской землей. Поэтому решать эти вопросы должна екатеринбургская администрация.
У областных властей другая позиция. Заместитель областного министра по управлению госимуществом Виктор Маслаков на одном из последних мероприятий, посвященных земельному вопросу, заявил, что в области уже несколько лет как сформирована оптимально работающая вертикаль. Большинство свердловских муниципалитетов входит в нее, и проблем с ними нет. Екатеринбург – исключение. «Суть проблемы - это борьба людей государственных и местечковых. Земля – ресурс государственный и должен быть под контролем госвласти, чтобы не было нарушений».
В публичных дискуссиях и областные, и городские чиновники апеллируют к одному и тому же Земельному кодексу, одним федеральным законам и правительственным постановлениям. Но делают из этого разные выводы. Все это запутывает не только предпринимателей, которые не знают, «кто главнее» и кто правомочен предоставить им землю, но даже прокуратуру и суды. У обеих сторон скопилась внушительная папка из писем и решений Верховного суда, арбитражного суда, Министерства юстиции, прокуратуры, которые подтверждают именно их правоту. Например, более года назад Верховный суд РФ отклонил все претензии екатеринбургского муниципалитета к областным властям. Однако недавно, рассмотрев иск областной прокуратуры по делу фирмы «Александрит», Арбитражный
суд Свердловской области признал полномочия распоряжения землей за мэрией. Объясняя противоречия, и областные и муниципальные власти говорят: «Не сформирована судебная практика».
Между тем выход из кризиса уже наметился. Как уже писал «Ъ», в течение двух последних месяцев и областной министр по управлению госимуществом Вениамин Голубицкий, и мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий сделали несколько примирительных заявлений. В частности, господин Голубицкий сказал, что готов подписывать все разрешения на выделение земли уже после подписи городского главы. А господин Чернецкий выразил надежду, что после такого заявления областные власти, действительно, сделают и другие шаги навстречу.
Проблема могла бы решиться, если бы на территории Екатеринбурга ускорился процесс разграничения участков на государственные и муниципальные. Однако, по данным МУГИСО, за весь прошлый год мэрия подала документы на разграничение только 24 участков из 500 возможных по плану на 2002 год. На упреки министра Голубицкого в медлительности первый вице-мэр Виталий Смирнов недавно заявил об объективных трудностях и том, что будет скоро создана специальная группа из 30 человек, которая будет заниматься вопросами разграничения земель.
Бизнесмены не дали регионам заработать на земле
Не менее актуален сегодня и другой вопрос – отношения между властями и пользователями земельных участков. Согласно федеральному законодательству до 1 января 2004 года все промышленные предприятия, ранее имеющие в бессрочном пользовании земельные участки, должны определиться с их выкупом или заключить арендные договора по новым расценкам, которые устанавливаются региональными властями. Как правило, они вводят максимальные коэффициенты, что вызывает возмущение у предпринимателей. Например, в Курганской области в 2002 году руководство региона ввело максимальные ставки выкупа с коэффициентом 10. Администрация Зауралья таким образом надеялась увеличить поступления средств в областной и муниципальные бюджеты, но добилась обратного эффекта. Никто из бизнесменов по таким ставкам выкупать землю не стал. При этом предприниматели, понимая, что аренда земли гораздо рискованнее, пошли в наступление. В течение года они настаивали на снижении стоимости участков. В итоге промышленники убедили курганского губернатора Олега Богомолова, что, снизив ставки, он заинтересует предприятия в покупке земель. В результате коэффициент был понижен с 10 до 4, после чего ряд предприятий решились на покупку.
Схожая ситуация была в Свердловской области. В прошлом году областное правительство установило для разных отраслей промышленности разные повышающие коэффициенты к арендной плате за землю. Самый высокий коэффициент _ 3, 6_ был введен для машиностроителей. В ноябре 2002 года глава ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» Каха Бендукидзе даже пригрозил вывести мощности ОАО «Уралмашзавод» за пределы Свердловской области. Его поддержали другие промышленники. После консультаций с ними свердловское МУГИСО все же пошло на уступки, и в январе 2003 года для нескольких отраслей, в том числе и машиностроительной, коээфициенты снизились в среднем до 1,3.
Последний конфликт предпринимателей и чиновников разгорелся менее месяца назад из-за автостоянок в Екатеринбурге. Их владельцы, узнав о повышении размеров арендной платы за землю, пригрозили на порядок поднять цены за парковку для автолюбителей. Сейчас МУГИСО с ними ведет переговоры, и, возможно, последуют какие-то послабления.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- «Капитал» и Юрий Заболотский констатируют: «Начался процесс разграничения з ...
- «Вечерние Ведомости из Екатеринбурга» и Наталья Козловская считают, что «Го ...
- Начальник Главархитектуры администрации Екатеринбурга Михаил Вяткин: Мингос ...
- Начальник Главархитектуры администрации Екатеринбурга Михаил Вяткин: Мингос ...
- «Вечерние Ведомости из Екатеринбурга» и Елена Залесская считают, что «За по ...