«КоммерсантЪ-Урал» и Мария Черкасова о том, как «ФСФО выступила против «Руспромавто»

14 марта 2003 (10:57)

Вывод активов Уральского автомоторного завода в ООО «Новоуральский автомобильный завод» будет оспорен в суде

Позавчера на совещании у министра промышленности Свердловской области Семена Баркова, которое было посвящено сокращению рабочих ЗАО «Уральский автомоторный завод» (УАМЗ), заместитель руководителя автомобильного холдинга «Руспромавто» Павел Яковлев заявил о том, что активы дочернего предприятия УАМЗа - ООО «Новоуральский автомобильный завод» — могут быть перенесены на ОАО «Автомобильный завод «Урал» (город Миасс, Челябинская область). В ответ на это председатель Уральского отделения Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству Олег Козырев заявил, что сделка по передаче активов УОМЗа будет оспорена, а имущество возвращено в старое предприятие.

Изначально УАМЗ принадлежал ОМО «Завод имени Лихачева». Однако в 2002 году предприятием заинтересовался другой крупный автомобильный холдинг -«Руспромавто», который входит в компанию «Базовый элемент», его владельцем является предприниматель Олег Дерипаска.

Взять контроль над этим заводом было решено по той же схеме, по которой «Руспромавто» приобрел «Автомобильный завод «Урал» — через банкротство. В середине 2001 года на Уральском автомоторном заводе была введена процедура внешнего управления. Управляющим стал Евгений Мартынов, который, как считают в ФСФО, действовал в интересах «Руспромавто».

Как рассказала вчера корреспонденту «Ъ» конкурсный управляющий УАМЗа Флюра Фогилева, схема передачи активов УАМЗа автомобильному холдингу выглядела следующим образом. Было создано ООО «Новоуральский автомобильный завод», куда были переданы ликвидные активы УАМЗа. При этом 99 % долей было закреплено за УАМЗом, 1 % — за торговым домом «Уральские автомобили и агрегаты», который принадлежит «Руспромавто». Несмотря на незначительную долю в уставном капитале нового предприятия, «Руспромавто» оказался почти полноправным владельцем нового предприятия. Во-первых, как рассказал вчера «Ъ» руководитель ФСФО по УрФО Олег Козырев, устав Новоуральского автомобильного завода был создан таким образом, что любое решение должно было приниматься 100% голосов.

Более того, все имущество ООО «Новоуральский автомобильный завод» оказалось заложено в обеспечения банковского кредита. По словам конкурсного управляющего Флюры Фогилевой, кредит в размере 50 млн рублей ТД «Уральские автомобили и агрегаты» брал для пополнения оборотных средств Уральского автомоторного завода. Поручителем возврата кредита выступил «Автомобильный завод «Урал».

14 февраля 2003 года арбитражный суд Свердловской области ввел на УАМЗе процедуру конкурсного производства. Конкурсным управляющим была назначена Флюра Фогилева. Согласно процедуре банкротства она уведомила сотрудников предприятия о готовящемся сокращении.

Это заявление вызвало социальный протест, так как под сокращение попадают все три тысячи рабочих завода. В связи с тем, что скандал разразился в канун выборов губернатора Свердловской области, власти решили вмешаться в ситуацию.

Позавчера министр промьшленности Свердловской области Семен Барков собрал совещание, на котором решил обсудить с владельцами УАМЗа судьбу рабочих. Он предложил трудоустроить их в ООО Новоуральский автомобильный завод. В ответ на это менеджеры «Руспромавто» выдвинули ультиматум. Как стало известно «Ъ» заместитель генерального директора «Руспромавто» Павел Яковлев заявил, что для оплаты труда сотрудникам необходимы оборотные средства, которые могут поступить только при размещении заказов. И предложил присутствующему на совещании представителю ЗИЛа увеличить загрузку мощностей «Новоуральского автомобильного завода». И даже пригрозил: если ЗИЛ не пойдет навстречу «Руспромавто», то может вообще потерять права собственности на Новоуральский автомобильный завод. Для этого господин Яковлев напомнил о том кредите, который был взят торговым домом «Уральские автомобили и агрегаты» под залог активов Новоуральского автомобильного завода. И намекнул: достаточно всего лишь задержать погашение кредита, чтобы по нему рассчитался «Автомобильный завод «Урал», который после этого расчета будет претендовать на все имущество Новоуральского автомобильного завода. А так как холдингу выгоднее осуществлять сборку автомобилей на своих мощностях, то оборудование Новоуральского автомобильного завода может быть демонтировано и перенесено в Миасс, где расположен другой завод «Руспромавто» — «Автомобильный завод «Урал».

В ответ на это ФСФО заявила о том, что собирается поставить под сомнение права «Руспромавто» на имущество УАМЗа. Дело в том, что конкурсный управляющий завода Флюра Фогилева обнаружила ряд нарушений, допущенных внешним управляющим. Как рассказал вчера корреспонденту «Ъ» руководитель ФСФО в УрФО Оленг Козырев, выяснилось, что собрание кредиторов, на котором были внесены изменения в программу внешнего управления (передача активов УАМЗа в ООО «Новоуральский автомобильный завод») было проведено уже после того, как те же кредиторы проголосовали за введение конкурсного производства. «Я считаю, внешний управляющий действовал в интересах «Руспромавто.» «Сделка должна быть оспорена, а имущество возвращено вУАМЗ и выставлено на продажу», —заявил вчера «Ъ» Олег Козырев. В данный момент конкурсный управляющий готовит документы в Арбитражный суд Свердловской области с целью оспорить сделку.

В данный момент «Руспромавто» отказывается от публичных комментариев. «Никакого решения не принято, говорить не о чем», — заявил «Ъ» господин Яковлев. В свою очередь, предста--вители ЗИЛа ограничиваются общими комментариями о том, что ситуация с заводом довольно сложная.


Другие материалы по теме: