«Уральский рабочий» и Татьяна Наймушина считают, что это «Не панацея, но хороший стимул»

18 марта 2003 (11:07)

В связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) повышение качества отечественной продукции становится основным условием выживания нации. От конкурентоспособности наших товаров на мировом и внутреннем рынках зависят и уровень жизни народа, и судьба страны. Разные аспекты этой проблемы обсуждались на окружной конференции, которая состоялась в Екатеринбурге в

минувшую пятницу.

Если Президент Владимир Путин надеется, что членство России во Всемирной торговой организации станет инструментом защиты наших национальных интересов на мировых рынках, то руководители уральских предприятий не столь оптимистичны. Только 3 процента участников специальных опросов ждут улучшений в экономике. Остальные видят больше минусов, чем плюсов. Многие полагают, что это даже приведет к сужению российской доли мирового рынка. Действительно, с чем мы идем в ВТО, какие изделия сможем противопоставить высококачественным товарам знаменитых зарубежных фирм? У нас на Урале, бесспорно, немало достойных предприятий, выпускающих прекрасную, порой просто уникальную продукцию. Например, комбинат «Электрохимприбор» из города Лесной единственный в России производит электромагнитным методом стабильные изотопы, которые применяются в генетике, молекулярной биологии, космических исследованиях, незаменимы в ранней диагностике сердечных и онкологических заболеваний и потому пользуются огромным спросом за рубежом. Даже НАСА предпочитает своим уральские

изотопы. Кстати, комбинат «ЭХП» не раз был лауреатом различных состязаний в области качества гражданской продукции и снова назван в числе пяти победителей окружного конкурса. Одному из крупнейших мировых экспортеров титана Верхнесалдинскому металлургическому производственному объединению правила ВТО тоже не страшны. Оно уже поставляет продукцию 240 фирмам в 33 зарубежных государства, включая США, Францию, Японию, Великобританию. Стремятся к мировым стандартам и предприятия других отраслей.

В разные годы лауреатами конкурса «Сто лучших товаров России» становились Челябинские часовой завод «Молния», макаронное предприятие «МАКФА», Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов, Березовская ковровая фабрика, ЗАО «Сысертский фарфор», частный предприниматель из Кургана Игорь Потютьков, который наладил выпуск стильной мебели европейского уровня. Победители престижного конкурса «Всероссийская марка (Третье тысячелетие) . Знак качества XXI века» Уральский шинный завод, «Петра», Жировой комбинат отмечены знаком самой высокой степени — платиновым. Лучшие товары участники конференции могли увидеть, а некоторые и с удовольствием продегустировать здесь же, на выставке.

И все-таки в большинстве своем наши товары мало конкурентоспособны. И если ценовые преимущества перед западными они еще сохраняют, то низкое качество делает их уязвимыми. Даже наш кормилец металлургический комплекс, по мнению экспертов, из-за устаревших технологий и оборудования не сможет быстро адаптироваться к новым условиям торговли.

Но особую тревогу вызывает аграрный сектор. По данным Совета по качеству, конкурентоспособности и инновациям Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей, объемы поддержки сельского хозяйства в странах ЕС в 50 раз превышают российские, если считать на гектар пашни. Но представители ВТО на переговорах настаивают на существенном сокращении субсидий аграрному сектору, что не может не настораживать. При этом от России требуют смягчения санитарных норм для ввозимого из-за рубежа продовольствия. В связи с этим авторитетные специалисты считают, что открытость экономики все же необходимо сочетать с защитными мерами, иначе можем остаться без своих, как раз более качественных, продуктов питания. К слову, российская делегация на переговорах с ВТО, которые идут уже 7 лет, согласовала 75 процентов тарифных позиций. Среди проблемных остаются таможенные пошлины на ряд сельхозтоваров, лекарств, автомобили, мебель, авиатехнику. Сложно идут переговоры по всему кругу сельскохозяйственных проблем, по доступу на рынок услуг (развитые страны особенно рвутся в такие секторы нашей экономики, как финансы, телекоммуникации и транспорт). Нам предстоит также приспособить свое законодательство под правила ВТО. И не только. От нас, к примеру, требуют присоединения к невыгодным для страны соглашениям по правительственным закупкам и гражданской авиатехнике, унификации внутренних и внешних цен на энергоносители (что повысит внутренние цены минимум вдвое), отмены экспортных пошлин.

Но так или иначе, к весне будущего года все согласования должны быть закончены. А отечественная промышленность пока ни материально, ни морально не готова к работе в условиях жесточайшей конкуренции. Только 5 процентов руководителей уральских предприятий считают, что их продукция может котироваться на рынках западной Европы. Причем у многих нет понимания значимости тех или иных факторов повышения конкурентоспособности. Если в странах Запада большое значение придается менеджменту, технологиям, наукоемкости производства, квалификации работников, то в представлении наших руководителей все это играет меньшую роль, чем техническая оснащенность и уровень финансирования. За десять лет в менталитете директоров практически ничего не изменилось. Может быть, вступление страны в ВТО действительно избавит нас от русского «авось».


Другие материалы по теме: