«Телец Видео Интернешнл» - шаг на пути к монополии

11 марта 2001 (12:04)

28 февраля было официально объявлено о создании нового рекламного агентства, которое в будущем может в полной мере претендовать на почетное звание монополиста в рекламном бизнесе Екатеринбурга и области. Новая структура образовалось путем слияния рекламной группы «Телец» и одного из дочерних предприятий концерна «Видео Интернешнл».

«Телец» всегда считался одной из крупнейших региональных компаний, поскольку обладал эксклюзивным правом на размещение рекламы на наиболее рейтинговых носителях. Основу предложения традиционно составляли СМИ, входящие в медиа-холдинг «4 канал». К ним относятся «4 канал», «канал ПятьОдин», «Русское Радио», «Радио Динамит», «Русский Шансон», газета «+ все ТВ» («Телемир») и до недавнего времени газета «Подробности».

Процесс создания новой компании изначально сопровождался различными слухами, вплоть до версии о «распродаже холдинга по частям». Однако развитие событий показало, что в планах президента медиа-холдинга «4 канал» Игоря Мишина было не уменьшение, а, наоборот, расширение сферы деятельности холдинга, в том числе и на рекламном рынке Екатеринбурга.

В итоге после последних «аккордов» (появления рейтингового «Русского Шансона» и продажи «Подробностей») в медиа-империи Игоря Мишина остались только коммерчески привлекательные СМИ. Далее, в конце января пакет акций рекламной группы «Телец» был продан «Видео Интернешнл».

Переговоры, направленные на выработку форм сотрудничества, выгодных обеим сторонам, шли достаточно долго — около года. Несколько раз они были на грани срыва, но, тем не менее, в конце концов был достигнут компромисс, в результате которого и было принято решение о создании в Екатеринбурге рекламной группы «Телец Видео Интернешнл».

Возглавил новое агентство бывший генеральный директор «Тельца» Артем Дрыгант. Доли владельцев новой структуры распределились следующим образом: 50% пакета акций «Тельца» отныне принадлежат рекламному агентству «Трэнд», дочернему предприятию «Видео Интернешнл». Другие 50 % акций находятся в управлении у Игоря Мишина. Стоит отметить, что ни одна сторона не получила контрольного пакета акций, сохранив партнерские отношения. Игорь Мишин подчеркнул на итоговой пресс-конференции, что данная сделка была заключена на паритетной основе и является показательным примером сотрудничества между местными и российскими компаниями в сфере рекламного бизнеса.

Новый игрок на рынке рекламы

Рекламная группа «Телец» стала для концерна «Видео Интернешнл» первым представительством на Урале. По мнению генерального директора ЗАО «Медиа сервисез Видео Интернешнл» Сергея Васильева, сделка была совершена во многом из-за того, что приоритетным направлением в деятельности компании стало развитие сети представительств как на территории России, так и в странах ближнего зарубежья. Уже сегодня в 25 крупнейших городах России, таких, как Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Владивосток, работают аналогичные совместные филиалы компании. Что касается нашей области, в плане дальнейшего развития на региональном рынке «Видео Интернешнл» не исключает сотрудничества с СГТРК, возможно, и с другими СМИ города. Естественно, потенциал «Тельца» как представителя «Видео Интернешнл» в этом случае только увеличивается.

Появление столь могущественного игрока на Екатеринбургском рекламном рынке в ближайшем времени может в корне изменить всю ситуацию. В распоряжении «Телец Видео Интернешнл» оказываются весьма серьезные медийные ресурсы. Это размещение рекламы на основных центральных телеканалах, на местных рейтинговых телеканалах, в группе рейтинговых радиостанций. Манипулирование этими носителями позволит создать «рекламные планы», конкуренция с которыми изначально невозможна. Если учесть, что агенты «Тельца», курирующие рекламные кампании клиентов, будут рекомендовать и родственную производственную базу, не исключено, что в ближайшем времени рекламные продакшн-студии также будут вынуждены искать те или иные формы сотрудничества с «Тельцом».

Если же учесть политические реалии, то вполне вероятно, что предприятиям, тяготеющим к той или иной финансово-политической группе, будут настойчиво советовать размещать рекламу в «своих СМИ», чтобы хоть как-то формировать рекламный бюджет. Естественно, такие кампании будут менее эффективными и приведут лишь к частичной отдаче. Вместе с тем, основываясь на данных различных исследований, рекламная кампания, проводимая через «Тельца», выглядит более привлекательно, чем напрямую через СМИ, которые более дистанцированы от «Тельца». Совершенно очевидно, что все независимые крупнобюджетные кампании будут мигрировать в сторону «Тельца», а другим СМИ придется изменить свою рекламную стратегию и способы привлечения клиентов. Начнется самоуглубляющийся процесс: СМИ будут вынуждены работать с клиентами, имеющими все более скромные рекламные бюджеты, соответственно, постоянно снижая расценки. Благодаря тому, что «Телец» всегда сможет предложить еще более выгодный пакет услуг для любого клиента, рано или поздно СМИ придется обращаться в «Телец».

Таким образом, после состоявшегося объединения крупнейшей российской и уральской рекламных групп их общее предприятие будет в недалекой перспективе контролировать практически весь свой сегмент рынка рекламных услуг города и области.

Развитие ситуации

Естественно, руководство этих двух компаний обещает Екатеринбургу дальнейшее развитие рекламного рынка. В первую очередь с появлением группы «Телец Видео Интернешнл» прогнозируется пересмотр размещения федеральных рекламных бюджетов крупных рекламодателей в пользу регионального рынка. Стоит отметить, что ранее Екатеринбург существенно уступал многим российским городам по участию московского капитала в рынке. Руководство «Видео Интернешнл» открыто заявляет, что готово изменить эту ситуацию, и в планах на 2001 г. уже учитывается увеличение екатеринбургского рынка рекламы на 15-20 % за счет центральных источников.

Произошедшие преобразования «Тельца», по уверению Игоря Мишина, не коснутся клиентов компании. «Все предоставляемые услуги, ценовая политика останутся на прежнем уровне, повысится только качество предлагаемых услуг», — заверяет и руководство группы «Телец Видео Интернешнл».

Рассуждая теоретически, чтобы хоть как-то конкурировать с «Тельцом», СМИ, не входящим в холдинг «4 канал», придется создать что-то вроде объединенной рекламной службы, рекламного агентства, которое будет аккумулировать ресурсы, скажем, АТН, АСВ, ОблТВ, «10 канала», «Студии 41» и «РТК» и радиостанций группы Николая Грахова. Вместе с тем, противоречия между этими СМИ во многом неразрешимы, и каждое из них, скорее всего, будет бороться за свой бюджет в одиночку, привлекая ресурсы владельцев СМИ и тяготеющих к ним ФПГ.

Также, скорее всего, многие рекламные агентства уберут из списка своих услуг медиа-планирование для своих клиентов, поскольку при ресурсах «Тельца» на клиента фактически будут работать два агентства. Но и существование массы «креативных» агентств в Екатеринбурге также невозможно.

Противоречия

Вместе с тем, на рекламном рынке появилось скрытое, но достаточно серьезное противоречие: конкуренты будут вынуждены отдавать свою рекламную кампанию на откуп одному и тому же агентству. А это в корне противоречит духу конкуренции.

Собственно говоря, это и произошло на церемонии вручения «Золотой карты-2001», когда ведущий перепутал «Вуз-банк» и УБРиР, приписав успехи одного банка другому. Сходная реклама на сходных носителях, прайм-тайм один на всех — все это заставляет задуматься: как крупные заказчики-конкуренты при одинаковых бюджетах будут делить внутри «Тельца» самое выгодное время и лучшие блоки? В любом случае, в одном блоке не должны появляться ролики организаций, оказывающих сходные услуги, например банковские. Тогда либо будет повышаться цена, либо среди клиентов появятся привилегированные, и отношения будут строиться на личных связях.

Одним словом, появление монополиста имеет и свои недостатки, и их соотношение с достоинствами во многом определит дальнейшую судьбу рекламного рынка Екатеринбурга.


Другие материалы по теме: