«КоммерсантЪ-Урал» и Ирина Мокроусова узнали, что «Сергей Собянин договорился с Минприроды о финансировании геологоразведки»

26 марта 2003 (10:47)

Вчера стали известны итоги визита делегации Министерства природных ресурсов РФ в Тюменскую область и автономные округа. Власти области остались довольны встречей с федеральными чиновниками – они договорились о проведении 7-го раунда аукциона по южно-тюменским недрам, а также о паритетном финансировании геологоразведочных работ (ГГР). Тем временем, руководство Ханты-Мансийского АО сетует на то, что восстановление минерально-сырьевой базы будет происходить только за счет окружного бюджета.

Конфликт между властями Югры и МПР РФ начался в 2001 году, когда главой министерства был назначен Виталий Артюхов. Под предлогом наведения порядка в области недропользования он приостановил выдачу лицензий нефтегазодобывающим компаниям, а также пролоббировал отмену платежей на восстановление минерально-сырьевой базы (ВМСБ): геологоразведку должны финансировать сами недропользователи.

Не обошлось без обвинений и во время визита в Ханты-Мансийск делегации МПР РФ во главе с первым замминистра Виталием Карагановым 24 марта нынешнего года. Цель визита была обозначена как «ознакомление с системой управления ресурсами в Ханты-Мансийском АО». Окружные власти в очередной раз напомнили, что в регионе открыто 413 месторождений нефти и газа, действуют 834 лицензии на право пользования недрами, из которых 379 — нефтяных, а вообще на территории Югры добывается 56% российской нефти. Согласно планам правительства РФ для продолжения успешного развития государству к 2050 году необходимо иметь 18, 5 млрд тонн разведанных запасов нефти, из них округу придется обеспечить 63-70%, сообщил московским чиновникам зампредседателя правительства Ханты-Мансийского АО Владимир Карасев. И в этом, по его словам, виновато само Минприроды.

Из-за отмены платежей ВМСБ с начала 2002 года объем поисково-разведочных работ сократился на треть, а к концу этого года показатель разведанных запасов приблизится к нулевой отметке. Господин Карасев особо отметил, что финансирование ГРР производилось за счет средств окружного бюджета и частично — нефтегазовых компаний, которые, впрочем, не спешат пока вкладывать деньги в геологоразведку. Дело в том, что разведанных запасов им хватит на ближайшие 50 лет. Поэтому в 2003 году ГРР будут осуществляться только на деньги администрации Югры.

А вот на юге Тюменской области совершенно другая ситуация. Туда специалисты МПР отправились прямо из Ханты-Мансийска. Как заявил на совместном совещании губернатор Сергей Собянин, финансовая помощь региону с каждым годом все больше и больше: в 2001 году на воспроизводство минерально-сырьевой базы на территории юга Тюменской области были привлечены федеральные средства в размере 28 млн руб. , в 2002 году — 70, 9 млн руб. Ранее губернатор и министр договорились о паритетном финансировании работ, и Сергей Собянин выразил надежду, что МПР выполнит свои обязательства, выделив в этом году 91 млн руб. Помимо этого, в этом году пройдет 7_ой раунд аукционов на право пользования недрами 11-ти участков на юге Тюменской области. По условиям конкурса объем инвестиций в геологоразведку может составить не менее 2, 5 млрд руб. Прогнозные извлекаемые ресурсы нефти оцениваются от 1, 5 до 5 млрд тонн.

Вполне вероятно, что такой избирательный подход МПР связан с тем, что изученность ресурсов и, как следствие, инвестиционная привлекательность южных месторождений крайне низка, особенно по сравнению с нефтегазоносными участками Ханты-Мансийского АО. И если вопрос финансирования геологоразведки на юге региона можно считать закрытым, то совместное решение югорских проблем пока не найдено.

Минприроды хочет самостоятельно регулировать процесс выдачи лицензий, а значит, и заставить нефтяные компании оплачивать ГРР под угрозой отзыва соглашений. В Ханты-Мансийском АО придерживаются противоположной точки зрения: по мнению югорских властей, система, действовавшая до отмены платежей на ВМСБ, наиболее эффективна. По какой схеме будут развиваться дальнейшие отношения федеральных и региональных властей между собой, а также с нефтегазодобывающими компаниями, станет понятно после принятия Кодекса о недрах. Поскольку он разработан специалистами МПР, очевидно, что проект отражает мнение руководства Минприроды, а не региональных властей.


Другие материалы по теме: