«КоммерсантЪ-Урал» и Элла Бидилеева разрабатывают «Технология высокого передела»

27 марта 2003 (11:15)

В течение последних двух лет предприятия металлургической отрасли все больше склоняются к необходимости перехода на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Особенно активизировался процесс освоения металлургами машиностроительного комплекса. Таким образом, они пытаются не только освоить внутренний рынок, но и застраховаться от резких скачков на внешнем. Однако, как считают эксперты, серьезным препятствием может стать износ основных фондов металлургических предприятий.

Для двух субъектов федерации Уральского федерального округа металлургический комплекс по-прежнему остается локомотивом экономики. Но при этом вот уже на протяжении нескольких лет одной из самых актуальных становится проблема, существующая еще с советских времен – металлургический комплекс традиционно считается «сырьевой отраслью». Действительно, подъем в отрасли произошел во многом за счет экспорта продукции низких переделов. Например, по данным свердловского министерства металлургии, 90% алюминия в чушках идет на экспорт, и только 10% — на внутренний рынок. Поэтому цветная металлургия во многом зависит от тех цен, которые формируют на Лондонской бирже металлов. Те же процессы происходят и в черной металлургии.

Поэтому сегодня предприятия (особенно крупные компании) пытаются подстраховаться за счет перехода на выпуск продукции высокого передела. Действительно, как отмечают эксперты, сегодня это характерно для многих предприятий металлургического комплекса. Так, ОАО «Каменск-Уральский алюминиевый завод» (входит в «СУАЛ Холдинг») развивает производство плоского листового проката. А «Евраз-Холдинг» на базе ОАО «Нижнетагильский

металлургический комбинат» пытается построить завод по производству труб большого диаметра.

Но особенно прослеживается такая тенденция: металлурги все активнее осваивают рынки отечественного машиностроения. Сегодня объединение усилий металлургического и машиностроительного комплекса считается приоритетной задачей. Свердловский министр металлургии Владимир Молчанов, говоря о ней, отметил, что, с одной стороны, металлурги опасаются потерять внутренний рынок. С другой – в настоящее время металлургический комплекс развивается быстрее, чем машиностроительный (хотя последние не сколько месяцев машиностроение впервые за последние несколько лет вышло вперед по производственным показателям).

По мнению господина Молчанова, машиностроители сами не вкладывают средств в развитие отрасли, недостаточно активно решают проблемы улучшения качества продукции и ее продвижения. Поэтому металлурги берут ее под свою опеку, так как боятся по терять внутренние рынки. Их интерес к авиа-автостроению уже ни у кого не вызывает удивления. Например, ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК) летом прошлого года запустил агрегат непрерывного горячего цинкования, который позволяет производить практически любые детали кузовов легковых автомобилей. Недавно руководство ММК заявило о крупном заказе на этот вид продукции ВАЗа. При этом заместитель генерального директора по финансам экономике Игорь Веер не раз подчеркивал, что руководство предприятия планирует значительную часть оцинкованного листа продавать зарубежным производителям.

А Уральская горно-металлургическая компания пошла по другому пути расширения кооперационных связей, включив в холдинг ОАО «Шадринский автоагрегатный завод». По мнению экспертов, это позволяет не только расширить рынок сбыта, но и значительно сократить издержки производства, так как предприятия находятся в одной технологической цепочке. Более того, как заявил наодной из пресс-конференций генеральный директор ООО «УГМК-Холдинг» Андрей Козицын, в настоящее время руководство холдинга ведет переговоры о покупке активов еще двух предприятий машиностроительного комплекса в Курганской области.

Вместе с тем выпуск продукции высокого передела прежде всего требует перехода металлургов на высокие технологии производства. В противном случае бессмысленно говорить конкурентоспособности отечественного металлургического комплекса. Сегодня очевидно, что российская металлопродукция значительно уступает иностранной: расходный коэффициент стали на 1 т проката в зарубежных странах на 70 кг меньше, чем в России. К тому же производительность труда на 40-80% выше. А износ основных производственных фондов составляет в среднем 70%. Поэтому модернизация производства – по-прежнему самая актуальная проблема для металлургов. Но эти процессы, как считают металлурги, происходят медленнее, чем нужно. При этом называется много причин, одна из которых – недостаточное внимание со стороны государства к этой проблеме. Несмотря на то, что и федеральные и региональные власти традиционно декларируют поддержку металлургического комплекса, реальная помощь – ничтожно мала. Вспомнить хотя бы скандал, который произошел в Свердловской области в конце прошлого года, когда металлурги пытались добиться налоговых льгот для предприятий, содержащих социальную сферу. Однако, как уже писал «Ъ», областное правительство, постоянно заявляющее о лоббировании интересов свердловской металлургической отрасли, так и не пошло на уступки.


Другие материалы по теме: