«Капитал» и Дмитрий Ким заявляют, что «Операторов сотовой связи проверили»

8 апреля 2003 (10:36)

Накануне некоммерческая организация «Мобильное сообщество Екатеринбурга» распространила отчет о проведенном независимом тестировании сетей GSM в Екатеринбурге. Эксперты скептически относятся к результатам тестирования.

11 февраля 2003 г некоммерческой организацией «Мобильное Сообщество Екатеринбурга» было проведено независимое исследование качества работы операторов сотовой связи стандарта GSM в Екатеринбурге. Как следует из отчета МСЕ, тестирование проводилось независимыми исследователями «Мобильного Сообщества» среди трех представителей GSM-операторов в Екатеринбурге: ЗАО «Уральский Джи Эс Эм» - Мегафон, ЗАО «Уралтел», ООО «Екатеринбург-2000» - Екатеринбургская Сотовая Связь (ЕСС). При проведении тестирования оценивались: качество радиопокрытия GSM-сетей, качество оказания услуг, предоставляемых операторами сетей.

Тестирование проводилось на территории города, включая все микрорайоны. Во время теста фиксировалось качество связи в произвольно выбранных точках, велась запись входящих и исходящих звонков на цифровой носитель для последующего анализа. Тестирование производилось по следующим параметрам: тест на качество связи голосового канала; тест на качество передаваемого звука; тест на скорость и качество хождения SMS-сообщений; тест на быстроту дозвона до справочной службы; тест на дозвон между оператором и сетью ГТС; тест на определение номера при входящих звонках с ГТС.

Несмотря на то, что само мобильное сообщество считает тест адекватным и корректным с технической точки зрения, специалисты говорят о том, что само по себе исследование не более чем очередной рекламный шаг одного из операторов сотовой связи стандарта GSM в Екатеринбурге. Конкуренция на рынке сейчас достаточно жесткая, так как работает сразу три оператора сотовой связи. Кроме того, все операторы работаю уже не первый месяц, а потому основное перераспределение абонентов уже произошло. Другими словами, обычная реклама уже не имеет своего действия, так как речь идет уже о лояльности абонентов и перетягивании абонентов из других компаний. Как отмечают маркетологи, сотовые операторы в последние месяцы переориентировались на имиджевую и скрытую рекламу.

Таким образом, по мнению маркетологов, пожелавших остаться неназваными, данное исследование не более, чем очередной рекламный ход. В пользу такой версии происхождения отчета о проведенном независимом тестировании сетей GSM, по мнению специалистов, говорит несколько фактов. Прежде всего, тестирование проводилось 11 февраля 2003 г., а результаты были представлены общественности только в начале апреля, когда ряд СМИ активно муссируют тему проверки московских сетей сотовой связи, по инициативе администрации Москвы. Вероятнее всего, таким образом, на фоне общественного резонанса компания стремилась показать, что именно ее качеству лучше, чем у конкурентов. Так, по итогам тестирования был сделан следующий вывод - общий балл по всем тестам: ЕСС – 40,0; Уралтел – 46,25; Мегафон – 47,0.

Кроме того, специалисты отмечают, что данное тестирование перекликается с уникальным прецедентом тестирования сети другим екатеринбургским оператором стандарта GSM – Екатеринбургская сотовая связь. Но тогда откровенно заявлялось, что это рекламная кампания. В тестировании же МСЕ указывается, что тестирование является независимым, но за малым исключением. Техническую поддержку осуществляли: компания «Уральский GSM» (торговая марка Мегафон) и компания «Пейджком». По стечению обстоятельств, лидером данного «независимого» тестирования является также компания «Мегафон».

По мнению специалистов, вызывает сомнение корректность подобного исследования, так как оно является все же субъективным. Дело в том, что тестирование проводилось не только не специалистами, но и без использования специального измерительного оборудования, которое необходимо для определения качества радиосигнала, о котором собственно и идет речь. Оборудование, как это не странно с технической точки зрения, на котором проводилось тестирование, - это новые мобильные телефоны модели Nokia 3310, портативные зарядные устройства (для постоянной работы аппаратов), спутниковые GPS навигаторы (для точной фиксации местоположения и времени), ноутбук, автомобиль с водителем. Другими словами, по мнению специалистов, с таким же успехом лидером мог стать и Уралтел, если бы он оказывал техническую поддержку, и ЕСС, если бы эта компания оказывала техническую поддержку. Тем более, что за более чем месячный срок ситуация на активно развивающемся рынке могла существенно измениться.

Тем не менее, несмотря на перечисленные недостатки тестирования, специалисты компании «Уральский GSM» считают данное исследование абсолютно адекватным и объективным. «В достаточной степени это исследование объективное. И каждый оператор будет так или иначе, чем-то недоволен. Например, при проведении теста на качество связи голосового канала у Мегафона были зафиксированы разрывы соединения в различных частях города. Сбои в сети Мегафон отмечены на Елизавете, в районе ВИЗа при движении по ул. Викулова, кратковременные провалы – при движении по участку маршрута ВИЗ – Уралмаш. Исследование дозвона между оператором и сетью ГТС с мобильного телефона на городской номер сети Мегафон в двух случаях из десяти не дала возможности совершить исходящий вызов, по причине занятости сети. Тест на качество определения номеров при входящих звонках ГТС показал, что практически все номера ГТС оператором определяются корректно, за исключением номеров 26 АТС и номеров, начинающихся с 777. Также в работе сети компании «Уральский Джи Эс Эм» были выявлены недочеты, из-за которых определяемый номер не отображается на некоторых моделях мобильных телефонов. Конечно, это неприятно, но сейчас уже все проблемы со связью решены. Так или иначе, это исследование было очень интересно для наших технических специалистов», - заявил в интервью «К» менеджер по маркетингу компании «Уральский GSM» Олег Пономарев. Однако, он все же отметил, что случайные выборки достаточно опасны, так как могут не давать точной оценке общего реального состояния сети.

Так или иначе, по мнению специалистов, в подобном исследование неважно кто будет вторым или третьим, а главное показать, кто будет первым. Тем более, что технически малограмотное население России склонно доверять подобным «субъективным» исследованиям. Но, несмотря на острую конкуренцию среди GSM операторов за ограниченный набор радиочастот, каждый из них сумел обеспечить на сегодняшний день достаточно приемлемое качество работы своей сети в городе Екатеринбурге. Следует отметить, что на данном этапе развития, у операторов существуют слабые места и зоны неуверенного приема, которые, как показывает практика, они успешно преодолевают. Настоящая же борьба сейчас ведется не за качество связи, которое сейчас находится на примерно одинаковом уровне, а именно за лояльность абонентов, которую компании надеются повысить именно имиджевой и скрытой рекламой, к которой маркетологи относят и данное «независимое» исследование.


Другие материалы по теме: