«Областная газета» и Юлия Литвиенко считают, что «Между нами и вами – оно. ЖКХ»

16 апреля 2003 (11:33)

Если любить иных тяжелый крест, то ругать иных - правило )г хорошего тона. К последним относится личность председателя правления РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса. Кто-то, услышав эту фамилию, вспоминает долларовую коробку из-под ксерокса, кто-то «дело писателей», большинство же - ваучеризацию. А в последние пять лет именно с Чубайсом связывают необычайную жесткость по отношению к неплательщикам за электро- и теплоэнергию и реформу электроэнергетики. Не будем его ни ругать, ни хвалить. Предоставим ему самому высказаться на страницах «Областной газеты». Итак - только в нашей газете откровения А. Чубайса о том, что он делал, что делает и чем будет заниматься в ближайшие пять лет.

Дэнги давай!

О реформе РАО «ЕЭС России» в последнее время говорится так много, что в принципе нельзя понять, в чем же она заключается - ну кроме, конечно, того, что все как-то изменится. И, самое главное, сложно понять - а зачем она была нужна? Ваше слово, товарищ Чубайс!

« Мы пришли в РАО ЕЭС ровно пять лет назад, в апреле 1998. Чистая прибыль была тогда - минус 18 миллиардов долларов в год, сейчас около 1,3 миллиарда долларов США плюсом. Доля оплаты денежными средствами была 17 процентов, сейчас - 100, плюс погашаются старые долги. В то время за электроэнергию можно было платить, можно было не платить. Именно с этого мы стартовали, и нам этот тромб пришлось пробивать. Сейчас в принципе не существует темы зачетов, бартеров, и что особенно важно - не существует не только в системе РАО ЕЭС, но и в России в целом. Есть прозрачный финансовый поток, который учитывается, оценивается, анализируется. Создана нормальная бизнес-среда.

Задолженность по зарплате в отрасли была в среднем 3,7 месяца. При этом Дальний Восток -8-9 месяцев, Камчатка - 12. Сейчас этой проблемы просто не существует.

Мы считаем, что за прошедшие пять лет полностью выполнили весь цикл антикризисного менеджмента «РАО ЕЭС» России. РАО вышло из состояния глубокого кризиса, сейчас это нормальный бизнес, когда платят за потребленную энергию, а производитель полученные деньги направляет на свое развитие. Вместе с тем, решив эту задачу, мы ясно понимаем, что все это далеко от нормальной структуры энергетики, мы отстаем от мировой системы энергетики».

То, что называется «антикризисным менеджментом», по сути означает, что энергетики не щадят никого, кто не в состоянии платить. Главный принцип: утром деньги, вечером стулья. При этом тарифы нам, потребителям, не могут снизиться в принципе, потому что энергетикам это не надо. О ценообразовании в энергетике — «главный энергетик» страны.

Почему нам невыгодно экономить

«Нынешнее ценообразование в энергетике не имеет никакого отношения к рынку. Такое «затратное ценообразование» — лучший стимул для увеличения затрат для региональных АО-энер-го. Ведь объемы производства не имеют никакого отношения к рынку, это задания, которые я лично раздаю своим подчиненным ежеквартально или ежемесячно. Полное отсутствие рынка, все атрибуты плановой российской экономики, убивающие любой стимул к экономии или повышению эффективности производства. Это все базовое свойство нашей энергетики, потому что так сделана ее структура. Если вы живете в Екатеринбурге, то вы будете покупать электроэнергию только у Свердловэнерго и больше нигде. Сама конструкция вертикально интегрированных компаний, охватывающих территорию и же-лезобетонно прикрепляющих производителя к потребителю, -Это и есть убожество, которое мы унаследовали с советских времен. А если у потребителя нет выбора, ну куда же он денется по тарифам? Никуда он не денется и по качеству и эффективности. Он все равно придет в энергокомпанию и подпишет свой контракт». По идее, именно для того, чтобы уничтожить монополию на электрорынке, и была предпринята реформа энергетики. Что предлагает Чубайс? Когда все это закончится? И что нас всех ждет?

Когда закончится произвол чубайса

«Традиционно считалось, что энергетика — естественная монополия, с которой ничего не сделаешь. Но уже лет 15 назад абсолютное большинство серьезных ученых-энергетиков говорили о том, что внутри энергетики есть конкурентная среда, например, генерация (производство) и сбыт энергии. Именно здесь нужна свободная цена на электроэнергию, а также различные мероприятия, направленные на стимуляцию спроса. А вот в сфере реальных естественных монополий - то есть передачи, распределения, оперативного диспетчерского управления - нужно обеспечить равный доступ к сети. А цены на это должно устанавливать государство. Это мировая практика.

Мы долго боролись за принятие законов по электроэнергетике. Теперь они приняты. Дальше будет происходить сама реформа, в ходе которой нам предстоит в каждой региональной энергосистеме — а их у нас 72 — провести собрания акционеров, предстоит принять сотни корпоративных решений, внедрить автоматизированные системы качества и учета электроэнергии, обучить десятки, а возможно, и сотни специалистов. Все это должно завершиться ликвидацией РАО ЕЭС к лету 2006 года. Это точка готовности—ликвидация РАО ЕЭС, запуск цивилизованного рынка и избавление российского народа от произвола Чубайса».

Как правило, Анатолий Борисович легко перескакивает из одной сферы деятельности в другую: например, из кабинета руководителя Администрации Президента РФ он перебрался в кресло председателя правления РАО. После того, как он собственными руками выбьет из-под себя это кресло, он намеревается прийти в ЖКХ. Создание компании «Российские коммунальные системы» (РКС) уже окрестили «ваучеры-2», подразумевая, что А. Б. снова все) ограбит.

Зачем чубайсу ЖКХ?

«Вот я нарисовал вам картину нынешнего положения дел в РАО ЕЭС. Я отвечаю за цифры, которые вам назвал. Но какие ассоциации у людей при этом словосочетании? Веерные отключения, холодные батареи и т.д. Почему? Потому что между нами и вами — оно. ЖКХ. Я не отключаю население - это, кстати, самый исправный плательщик. Я отключаю коммунальщиков. Треть продукции, которую мы отпускаем, идет сюда, и при этом ЖКХ сегодня - самый отвратительный покупатель из тех, что у нас есть. Каким бы плохим потребитель ни был - мы не можем не продавать ему тепло или свет - в этом наше отличие от обычной коммерческой организации. ЖКХ нам уплатило в прошлом году только 89 процентов. Мы недобираем платежи у одного потребителя и вынуждены еще более жестко взыскивать долги у другого. Это неправильно.

Я проанализировал ситуацию в ЖКХ и увидел поразительно знакомую картину: сегодняшняя коммуналка - это один в один родное РАО ЕЭС пять лет назад. Что такое сбыт - там не знают, как не знали и в РАО.

Есть много примеров, которые позволяют сказать - в сегодняшнем ЖКХ творится советский мезозой в полной красоте. ЖКХ уже сейчас можно объявлять банкротом - разрыв в долгах «он должен» и «ему должны» — 100 миллиардов рублей.

Если в РАО ЕЭС за пять лет наша команда отстроила бизнес так, что все эти проблемы решены полностью, то и в ЖКХ сможем. Сколько можно в эту грязь влезать по пояс? Со своей разобрались, теперь будем с ЖКХ разбираться. Это абсолютно продуманная и сознательная политика. В новой компании 25 процентов средств будет наших, еще 25 - Газпромбанка, остальное - крупных компаний».

Поясню, что именно скрывается за «крупными компаниями». Это «Интеррос», «Ренова», «Кузбассразрезуголь», «Евразхолдинг» и банк «Еврофинанс», которые получат по 10 процентов акций. Впоследствии часть пакета Газпромбанка приобретет Газпром. Летом РКС намерена получить в управление жилищно-коммунальные активы в 11 регионах, а к 2005 году их будет уже 40. Конечная цель компании — получить управляемые активы в собственность. За 5 лет РКС инвестирует в жилищно-коммунальный сектор около 700 миллионов долларов.

Слава Богу, Свердловская область в число тех самых 11 «счастливчиков» не попала. Ведь что означает приход Чубайса и вливание денег в ЖКХ? Во-первых, то, что непрозрачную, нерыночную отрасль будут ломать, делать ее прозрачной и рыночной. Какими путями? Посмотрите на РАО ЕЭС и тушите свет.

Во-вторых, это означает, что государство уходит от коммуналки. Уж если оно почти никак не влияло на РАО ЕЭС, где у него 51 процент акций, то влиять на совершенно частную структуру оно просто не сможет. А мы в своих домах остаемся на откуп «частнику». Но какими это обернется потрясениями для нас? Утешить не могу - тарифы, скорее всего, вырастут еще, и еще, и еще... Ведь сейчас мы, по оценкам независимых экспертов, платим всего 30-45 процентов от стоимости услуг ЖКХ (с учетом льготников). А должны платить 90-100 процентов. Кто не сможет - тем будет помогать государство. Так, по крайней мере, считает Анатолий Чубайс. Как оно будет на самом деле - вот он, вопрос вопросов. И тут, как говорится, одно из двух - либо Чубайс увязнет в болоте ЖКХ и для нас кардинальным образом ничего не изменится, либо с коммуналкой будет то же самое, что и с РАО ЕЭС. Честно говоря - уж лучше бы второе. Ведь тарифы будут расти в обоих случаях. Уж лучше знать, с кого спросить, чем довольствоваться банальным жэковским - да жалуйся хоть Путину, денег-то все равно нет... А тут можно будет свое право, если что, и в суде отстоять.


Другие материалы по теме: