«Капитал. День за днем» и Татьяна Воробьева информируют: «Торговые сети доминируют на рынке»

17 апреля 2003 (10:46)

В 2002 г. торговые сети начали заметно вытеснять другие формы торговли. Доля сетей в общем обороте выросла с 7 до 10%. В столице этот показатель равен 18%, и аналитики рынка полагают, что Екатеринбург в состоянии достичь таких же результатов уже в обозримом будущем.

На расширенном совещании, которое провел вчера вице-мэр Виктор Контеев, было особо отмечено, что развитие потребительского рынка в городе идет полным ходом. Это касается торговли и продуктами питания и непродовольственными товарами. На сегодняшний день в Екатеринбурге работает 19 сетей. Эта цифра осталась неизменной с прошлого года, но немного уменьшилось количество продовольственных магазинов, входящих в сети: из 184 осталось порядка 170. Торговых точек «Хлебокомбината» осталось 8, «Монеток» - 5 и так далее. Сегодня 61 магазин работает по системе самообслуживания и 45 – с использованием штрих - кодирования. «Слабо внедряются дополнительные услуги: всего в нескольких магазинах есть пекарни и салатные цеха. Это направление нужно развивать и дальше, чтобы привлечь дополнительных покупателей», - считает вице-мэр Контеев.

Тем временем, с приходом сети «Эльдорадо» именно направление бытовой техники вышло на первое место по городу. Продажи одежды и обуви занимают второе место, а парфюмерный рынок – третье. По системе штрихового кодирования работает всего 5,7% магазинов. Как отметили специалисты комитета по развитию товарного рыка, в этих товарных группах также слабо представлены дополнительные услуги.

По сей день актуальной остается проблема качества товаров, реализуемых через сети. За 1 квартал 2003 г. в комитет по развитию товарного рынка поступило 197 обращений по некачественной обуви (16 – по сетям) и 177 обращений – по электробытовым товарам (34 – по сетям). «Сетевым структурам следует обратить внимание на качество товаров. Хотя есть тенденция уменьшения обращений граждан, связанных с качеством, все же порядка 47% от общего числа жалоб связано именно с торговлей», - отметила начальник отдела непродовольственных товаров Комитета по товарному рынку Наталья Фирстова.

Виктор Контеев обратил внимание собравшихся на то, что с одной стороны, сегодня уже есть четкое понимание ситуация на потребительском рынке, а с другой - до сих пор существует масса проблем, которые требуют решения. Большинство таких проблем было рассмотрено аналитиками Центра международной торговли. Специалисты предлагают свои пути решения.

Согласно рекомендациям, прежде всего, следует более ответственно подходить к работе с персоналом. На сегодняшний день проблема обучения менеджеров действительно стоит очень остро. Это отмечают и сами участники рынка. Традиционные семинары уже не приносят результатов, а превращаются в своего рода развлечение. Для того, чтобы подготовить классного специалиста, его нужно обучать либо за рубежом, либо у производителя. Такие тренинги действительно могут дать заметный результат.

Но и здесь есть свои нюансы. «Часто получается так, что вы обучаете на самом деле высококлассного специалиста, а потом он уходит от вас к конкуренту. Из-за такой вероятности многие и не хотят стажировать своих сотрудников. А для того, чтобы человек от вас не ушел, нужно создать ему оптимальные условия для продуктивной работы», - пояснила замгендиректора Центра международной торговли Роза Габдуллина. Более грамотная политика работы с персоналом позволит сделать местные сети конкурентоспособными. Особенно актуально это звучит в преддверии экспансии столичных и европейских сетевиков.

Следующий необходимый маркетинговый этап – работа с поставщиками. Здесь важно разработать свою стратегию интеграции, сделать сотрудничеств с поставщиками наиболее оптимальным.

Еще один немаловажный аспект развития рынка – появление новых форматов. Торговые центры, активно появляющиеся на рыке, это лишь один из вариантов дальнейшего развития. В последнее время стали появляться небольшие магазины, предлагающие товары высокого качества. Такие торговые точки расположены, как правило, в пристройках или в домах в престижных районах. Ориентированы они на покупателя, для которого очень важно не только качество продукции, но и высокий уровень обслуживания.

Таким образом, для достижения положительного результата нужно принимать во внимание следующее: повысить уровень обслуживания в продовольственных магазинах. Исследования показали, что в непродовольственных магазинах ситуация куда оптимистичнее. Аналитики связывают это с тем, что в данном случае поток покупателей гораздо меньше и у продавца хватает времени уделить должное внимание каждому. Анализ рынка показал, что порядка 60% магазинов непродовольственных товаров имеют положительную оценку с точки зрения качества услуг. Нужно бороться за клиента, так как пока у людей нет четкого предпочтения магазина той или иной сети.


Другие материалы по теме: