Финансовый холдинг: структура и функции

Финансовые холдинги – относительно новое явление в экономической жизни России.

Как форма организации корпораций, состоящих из большого числа отдельных в разной степени самостоятельных компаний, находящихся под управлением единого центра, холдинг возник в рамках западного бизнес-сообщества давно, и использовался, прежде всего, как способ структурирования компаний, активы которых формируются по транснациональному признаку.

Современный холдинг

Классический холдинг представляет собой форму организации коммерческих структур, при которой головная или управляющая компания владеет контрольными пакетами акций дочерних фирм, но активы оказываются сосредоточенными в рамках дочерних компаний.

Однако, в последнее время в России холдингами так же называют любые конгломератные объединения коммерческих структур, в которых отношения между управляющей компанией и дочерними подразделениями регулируются не только и не столько правом собственности или мерой участия в уставном капитале, сколько посредством тех или иных форм договорных отношений, определяемых действующим законодательством. Если между двумя структурами существует договор, на основании которого одна из них объявляется головной, а вторая – зависимой, и головная структура в рамках этого договора может формировать исполнительные органы дочерней, и, посредством этого беспрепятственно проводить свои решения, то эта модель также называется холдингом.

Как показывает практика, в реально существующих современных холдингах в равной мере присутствуют обе модели отношений между головной и дочерними компаниями, хотя, как отмечают специалисты в области права, в плане решения оперативных вопросов холдингов, договорная форма выстраивания отношений превалирует над основанной на собственности, в силу большей простоты работы и прозрачности.

Именно договор в современных холдингах определяет и распределение властных полномочий и ответственности за принятые решения, и здесь, по оценкам специалистов, возможна реализация нескольких основных схем. Вполне возможна ситуация, при которой функции головной компании ограничиваются предоставлением консультационных услуг, и, в случае промышленных холдингов, формированием общей политики для всех дочерних предприятий в таких областях как организация поставки сырья и сбыта готовой продукции в рамках производственной цепочки. Возможны и иные условия договора, при котором дочерние структуры исполняют все указания головной компании, головная компания участвует в перераспределении прибыли всех входящих в холдинг структур, а риски предприятий покрываются за счет субсидий.

Как правило, толчком к созданию холдинга как особой структуры взаимоотношений между компаниями, является географическое или экономическое расширение того или иного бизнеса. Если компания увеличивает число принадлежащих ей предприятий, создает конгломератные группы, то на определенном этапе развития перед ней неизбежно встанут задачи стандартизации и унификации бизнеса, которые и реализуются посредством введения холдинговой системы управления, позволяющей крупной корпорации минимизировать издержки за счет решения ряда управленческих, организационных и структурных проблем.

Как правило, первым шагом в построении холдинга становится оптимизация взаимоотношений входящих в холдинг структур, организация производственных и финансовых цепочек, позволяющая снизить издержки.

Второй шаг – объединение непрофильных активов дочерних структур в рамках единых сервисных компаний, обслуживающих весь холдинг, и подчиняющихся непосредственно управляющей компании. Так, к примеру, может быть сформирован единый для всего холдинга транспортный цех, полиграфический цех, система повышения квалификации кадров или общая служба охраны. При этом сокращаются расходы и на обслуживающую структуру, и на управленческий персонал.

Не менее важным является формирование единого для всех предприятий холдинга маркетингового подхода, единой рыночной позиции. Как правило, все, что связано с продвижением продукта на рынки: рекламу, промоушн, маркетинг – берет на себя управляющая компания. Централизация этих функций сама по себе оборачивается экономией средств и дополнительной прибылью, и, кроме того, позволяет избавить от несвойственных им функций дочерние компании, позволяя последним сосредоточиться непосредственно на производстве.

Финансовые холдинги

Финансовые холдинги – относительно новое явление в экономической жизни России. По сути, это группа банков, которые внесли изменения в свои уставные документы и подписали ряд договоров с головной компанией, позволяющих последней осуществлять управление всем конгломератом финансовых учреждений. В дальнейшем они предоставляют консолидированную отчетность, необходимую для оценки консолидированных рисков холдинга. Одним из первых в Уральском регионе подобную форму организации выстраивает Уральский Финансовый Холдинг.

Следует отметить, что с правовой точки зрения каждый банк остается самостоятельным юридическим лицом и имеет свою зону ответственности, в том числе и потому, что в российском законодательстве на прописаны механизмы, благодаря которым банк мог бы передать функции управления от своего исполнительного органа к управляющей компании.

Образование банковского холдинга преследует своей целью минимизацию издержек крупных финансовых конгломератов. Главными методами достижения этой цели, как и в промышленных холдингах, являются унификация и стандартизация, прежде всего в сферах банковского обслуживания, кредитования и привлечения средств. Благодаря тому, что все кредитные организации, входящие в холдинг работают на относительно унифицированном поле банковских услуг, которые достаточно стандартны, в финансовой сфере такая унификация оказывается более исполнимой и эффективной.

Благодаря внедрению единых стандартов, холдинг оказывается более приспособленным к проведению синдицированных операций, таких как кредитование или выпуск и аппаратинг облигаций клиентов, чем картельное объединение финансовых институтов.

Другим стимулом, заставляющим региональные банки объединяться в банковские холдинги, становится стремление выйти на перспективный рынок кредитов для малого и среднего бизнеса, и потребительского кредитования. Выход на этот рынок требует снижения издержек, которое может быть достигнуто за счет развития методологии и стандартизации банковских услуг. Отдельные региональные банки не обладают ни людскими, ни материальными ресурсами, необходимыми для решения таких задач. Объединение банков в холдинг позволяет решать эти проблемы совместными усилиями, что, соответственно, снижает расходы отдельных банков. Разработанные схемы унификации и стандартизации становятся нематериальным активом, который серьёзно увеличивает стоимость финансового холдинга.

Кроме того, образование финансового холдинга, как правило, является признаком географического развития бизнеса, которое подразумевает стандартизацию кредитных продуктов с целью минимизации финансовых рисков, неизбежно возникающих при расширении сети кредитных учреждений. При этом холдинговая структура позволяет упростить управленческие трансакции, за счет разработки системы отношений на уровне холдинга, а также за счет определенной самостоятельности отдельных финансовых учреждений, входящих в холдинг.

Кроме того, финансовый холдинг, как правило, отличается универсальностью, так как объединяет в своих рамках ряд различных финансовых институтов. Благодаря этому он оказывается способен предоставить потребителю весь спектр кредитно-финансовых услуг, от краткосрочных вкладов до ипотечного кредитования, страхования, услуг государственного пенсионного фонда, и прочих банковских продуктов. Объединение всех этих финансовых учреждений в рамках единой структуры позволяет снизить общие риски, возникающие в каждой из сфер деятельности холдинга, и, тем самым, повысит его акционерную стоимость.

Тенденции

По мнению экспертов, основным направлением дальнейшей эволюции финансовых холдингов в условиях неуклонного снижения рентабельности банковского капитала, наблюдающегося на протяжении последних нескольких лет вслед за снижением ставки рефинансирования ЦБ РФ, является интенсивное развитие наиболее прибыльных сфер приложения банковского капитала. В условиях увеличения рентабельности промышленного капитала, являющегося следствием роста производства, магистральным направлением развития холдингов могут стать вложения в сферу реальной экономики.

Превращение финансового холдинга в финансово-промышленный может осуществляться двумя способами, которые, как правило, сосуществуют. Прежде всего, это традиционный путь, в соответствии с которым финансовые структуры, выстроившие устойчивую систему работы с промышленными предприятиями и обладающие значительными объемами привлеченных средств, стремятся к увеличению свой акционерной стоимости за счет включения последних в состав холдинга путем приобретения их акций. Эксперты отмечают, что при проникновении в промышленную сферу финансовые холдинги, руководствуясь, в первую очередь, собственными рыночными интересами, как правило, сохраняют свою специализацию, развивая свой бизнес в той сфере, с которой уже сталкивались ранее при реализации специфических банковских проектов.

По мнению экспертов, включение в состав финансовых холдингов оказывает позитивное влияние на развитие промышленных предприятий, так как обеспечивает последних банковским обслуживанием, в том числе – и «длинными кредитами», необходимыми для технического перевооружения и модернизации производства.

Другим способом развития финансовых холдингов является создание новых предприятий на основе схем проектного финансирования. Реализацию подобных проектов, по мнению экспертов, следует ожидать, прежде всего, в наиболее востребованных отраслях промышленности, таких, как жилищное строительство и связанная с ним промышленность строительных материалов. Очевидно, что норма прибыли в подобных сферах деятельности холдинга окажется значительно выше, нежели в собственно банковской сфере, и положительно повлияет на консолидированную прибыль холдинга, и на общую стоимость его акционерного капитала.

Следующим шагом эволюции финансовых холдингов может стать дальнейшее продвижение в сектора экономики, с прибыльностью ещё более высокой, нежели в сфере промышленного производства и строительства – прежде всего, в сектор торговли и сферы услуг.


Другие материалы по теме: