«Уральский рабочий» и Андрей Морозов заметили «Доходное место»

7 мая 2003 (10:45)

Токовым должно стать после прихода туда частного капитала жилищно-коммунальное хозяйство. Но вопрос о том, сколько при этом потеряют (или приобретут?) жильцы, то есть мы, авторы реформы ЖКХ предпочитают обходить. А нам, жильцом, очень хотелось бы знать ответ.

Чубайс переехал в «коммуналку»

Депутат Палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области и банкир Олег Гусев увидел в учреждении Анатолием Чубайсом сотоварищи компании «Российские коммунальные системы» (РКС) коварный замысел получить в свое распоряжение новый рынок стабильных платежей, обретя через это влияние на крупнейшие регионы России. | «Где Чубайс сможет взять полмиллиарда долларов на реформу ЖКХ? « — вопрошает депутат. Впрочем, этот риторический вопрос О. Гусев мог бы адресовать не к далекому Чубайсу, а к своему коллеге по палате Сергею Носову. Последний является одним из руководителей «Евразхолдинга», который наряду с контролируемой известным бизнесменом Виктором Вексельбергом компанией «Комплексные энергетические системы» (КЭС) стал учредителем РКС. Итак, как Чубайс собирается жить в «коммуналке» и за чей счет?

Прежде всего о том, откуда возьмутся полмиллиарда долларов, первоначальные вложения инвесторов в ЖКХ. По словам учредителей РКС, в основном это будут средства РАО «ЕЭС России», внесенные реструктурированной долгосрочной дебиторской задолженностью, а также привлеченные кредиты от Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития. А если проще, то Чубайс собирается досрочно взыскать долги своих дочерних и зависимых предприятий и внести полученные средства в уставный капитал РКС.

«Если РАО хочет получить влияние над коммунальной сферой, то следует отметить, что дебиторская задолженность этого сектора РАО ЕЭС составляет два миллиарда долларов, — говорит член совета директоров РАО «ЕЭС России» Александр Бранис, — и, как говорится, нет необходимости тратить хорошие деньги на плохие».

На что возражает сам Чубайс. «Большая» и «малая» энергетика, по его мнению, связаны единым технологическим процессом, и ужасающее положение жилищно-коммунальной сферы «портит всю картину» в энергосистеме в целом. Так, до 35% электроэнергии и до 45% тепла, производимых РАО ЕЭС, продается через коммунальных посредников.

Как будут «исправлять картину» в ЖКХ, поясняет известный специалист Татьяна Становая: «В регионах откроют дочерние компании, которые будут достигать контроля над объектами ЖКХ посредством покупки, получения в собственность за долги, аренды или доверительного управления». И вот как она же раскрывает «коварный» замысел Чубайса и компании (почему крупный бизнес решил стать соседом «железного Толика» по «коммуналке»):

— Прежде всего это связано с возможностью построения более эффективных взаимоотношений с предприятиями ЖКХ, находящимися на территории экономических интересов той или иной компании. Как представляется, участники РКС намерены распределить между собой курирование деятельности РКС по региональному принципу. Более того, можно предположить, что участие в РКС увеличивает возможности получения контроля над региональными энергетическими компаниями, в котором так заинтересованы ФПГ.

Применительно к Свердловской области это может означать следующее. Во-первых, те долги, которые имеются сейчас у муниципалитетов за потребленные коммунальные услуги перед градообразующими металлургическими предприятиями, приведут к переходу инфраструктуры ЖКХ в собственность «Евразхолдинга», «СУАЛ-холдинга», УГМК... Затем состоится их передача в качестве уставного капитала в уже упоминавшуюся РКС. Во-вторых, процесс обретения контроля над региональными энергокомпаниями на Среднем Урале уже пошел. К примеру, учредитель РКС компания КЭС (принадлежит В. Вексельбергу) уже владеет блокирующим пакетом « Свердловэнерго».

В связи с чем любопытно посмотреть, как будут достигаться обещанные 5—7% рентабельности ЖКХ в Перми, где не так давно городские водопровод и канализация отданы частной компании на 49 лет.

Вода навынос

Сразу отметим, что за корпорацией «Современный город», которая взялась за пермскую воду и канализацию, скрывается холдинг «Интеррос». Кстати, также один из учредителей РКС, которому принадлежит 10% акций. И потому неудивительно, что «Современный город» уже объявил о своих планах по реализации подобных проектов по всей стране.

«Это первая ласточка, — комментирует произошедшее руководитель направления городского хозяйства Института экономики города Александр Сиваев. — Передача общественной собственности в частное управление — мировая тенденция. С одной стороны, в результате повышается качество обслуживания, а с другой — инфраструктура остается в городской собственности». «Мы пошли по пути передачи системы водоснабжения и канализации в аренду частному инвестору не от хорошей жизни, — говорит мэр Перми Аркадий Каменев. — У нас нет денег, чтобы содержать это имущество, — износ сетей составляет более 70%».

По мнению экспертов, текущий уровень тарифов даже с учетом 30-процентных потерь в сетях покрывает затраты, но МУП не может собрать с потребителей эти деньги. В то же время глава корпорации «Современный город» Андрей Волгин заявляет, что его вполне устраивает доля оплаты населения. А вот с неплательщиками-предприятиями он грозит бороться всевозможными способами: «от юридических действий вплоть до отключений».

Опасения, что бизнесмены взвинтят цены на предоставляемые ими услуги, участники сделки считают беспочвенными. Потому как право устанавливать величину коммунальных тарифов принадлежит органам власти. Кстати, в договоре записано, что до конца 2003 года «Современный город» будет работать по действующим тарифам, а впоследствии будет их индексировать, но не обгоняя инфляцию.

К тому же корпорация обязалась инвестировать в городское хозяйство за 49 лет не менее 100 миллионов долларов, из них 20 — в ближайшие пять лет. При этом ежегодные инвестиции в реконструкцию сетей должны быть не меньше амортизационных отчислений. И только инвестиции свыше амортизационных будут оформляться в собственность «Современного города». Но и эти объекты корпорация не имеет права отчуждать, а через 49 лет обязана будет передать безвозмездно городу Перми.

Коммунальные «овраги», по которым ходить

Главный овраг — это крайняя политизированность вопросов, связанных с ЖКХ. Особенно применительно к Свердловской области, где существует губернаторская программа «Семь шагов к теплу и свету», которая используется в качестве политического оружия для расправы с неугодными мэрами.

Кстати, при осуществлении проекта Чубайса и иже с ним органы местного самоуправления потеряют возможность влиять на развитие инфраструктуры ЖКХ, находящиеся в частной собственности. Тогда как никто не снимает с тех же муниципалитетов ответственности за обеспечение населения коммунальными услугами.

Очевидно также, что вариант Чубайса приведет к рождению нового крупного монополиста, что противоречит общественным интересам. Хотя справедливости ради отметим, что, например, в Англии все системы водоснабжения и водоотведения принадлежат семи частным компаниям.

Нам же, как считает уже упоминавшийся крупный специалист в области ЖКХ А. Сиваев, больше подходит французский вариант, когда «муниципальное коммунальное имущество передается в управление частной компании на основании долгосрочного (до 30—50 лет) концессионного соглашения». Нечто наподобие того, что реализуется сейчас в Перми.

Нельзя не отметить, кстати, что раздел ЖКХ в стратегии развития Екатеринбурга один из наиболее разработанных. И только политические игры, развернувшиеся вокруг стратегии в последнее время, и желание набирать очки на коммунальной теме в связи с приближающимися выборами затрудняют взвешенное обсуждение действительных проблем в жилищно-коммунальной сфере.


Другие материалы по теме: