Экономическое кредо Эдуарда Росселя: олигархический социализм

Ситуация, сложившаяся в экономике Свердловской области, уже давно привлекает к себе внимание широкого круга специалистов. Анализ экономической практики губернатора Эдуарда Росселя однозначно свидетельствует о формировании в регионе особой модели квазирыночной экономики, которую ряд специалистов квалифицируют как «олигархический социализм».

Анализируя итоги восьми лет пребывания Эдуарда Росселя на посту губернатора Свердловской области, эксперты не раз обращали внимание на расхождения между его политической и экономической стратегиями. Если в политике Эдуард Россель традиционно придерживался весьма консервативных «правых» взглядов, то экономическую программу, реализуемую губернатором, специалисты характеризуют как «левую».

Не раз отмечалось, что многие экономические проекты губернатора расходятся с законами рыночной экономики. Так, в рамках коммунистической риторики лежит выдвинутое губернатором Росселем в разгар кризиса 1998 года предложение запретить хождение доллара на территории России, равно как и его регулярные призывы внедрения механизмов, позволяющих государству наладить систему жесткого контроля над экономической деятельностью частных предприятий. Так, к примеру, на своей последней пресс-конференции, 15 мая текущего года, губернатор заявил, что не разделяет рыночных принципов, которых придерживается, в частности советник Президента РФ Андрей Илларионов. «Илларионов считает, что экономика не должна регулироваться государством, а я наоборот считаю, что государство должно руководить экономикой», – заявил Россель. По его словам: «Частные компании должны знать ориентиры государства».

Система управления экономикой одного из крупнейших и промышленно развитых регионов России не претерпела существенных изменений за последнее десятилетие, и, по сути, воспроизводит модель менеджмента, свойственную экономике Советского Союза 70-х годов. Центральную роль в ней играет плановый элемент, представленный на данном этапе, прежде всего, «Схемой размещения производительных сил», которую ряд экспертов считают документом, близким по идеологии и содержанию к экономическим пятилетним и десятилетним планам времен социализма. Более того, экономисты отмечают, что за годы правления Эдуарда Росселя на территории Свердловской области была создана специфическая форма квазирыночной экономики, которую эксперты склонны называть «олигархическим социализмом».

Олигархический социализм

По мнению специалистов в области макроэкономики, олигархический социализм – явление, достаточно распространенное в регионах Российской Федерации. Однако, как правило, такая форма организации экономики свойственна регионам «красного пояса», так как в основе механизмов «олигархического социализма» лежит нежелание или неумение региональных лидеров, обычно, начинавших свою политическую карьеру ещё во «времена застоя», менять привычные методы управления, характерные для плановой социалистической экономики.

Установление режима «олигархического социализма» не есть просто попытка применить устаревшие и неадекватные методы управления к новой экономической ситуации, скорее наоборот, – попытка изменить экономическую ситуацию в регионе таким образом, чтобы она стала соответствовать тем выработанным в 70-е годы методам управления, которыми располагает власть. Экономика, получающаяся в результате таких изменений, предпринятых региональной властью, уже не может называться рыночной в полном смысле этого слова, приобретая характерные черты экономики советского образца.

В основе экономического режима, сложившегося в Свердловской области за последние восемь лет, лежит система разделения всех действующих на её территории субъектов на «своих», которым предоставляется режим наибольшего благоприятствования, и «чужих», которые, как экономическими, так и внеэкономическими методами вытесняются со Среднего Урала. Основным признаком, по которому производится градация экономических субъектов, является не эффективность их деятельности и даже не размер отчислений в областной бюджет, а близость к губернатору и готовность финансировать политические, и, прежде всего – предвыборные проекты команды губернатора Росселя. По мнению наблюдателей, такая ситуация начала складываться сразу после побед Эдуарда Росселя на губернаторских выборах 1995 года, когда из области так или иначе были выдавлены многие коммерческие структуры, поддерживавшие его соперника – экс-губернатора Страхова. И в последствии политические конфликты губернатора, вопреки принципам рыночной экономики, зато в полном соответствии с коммунистическими представлениями, не раз переносились в экономическую сферу. Так по политическим соображениям врагом и «предателем Свердловской области» был объявлен топ-менеджер крупнейшего металлургического предприятия области, директор НТМК Сергей Носов. В послед-ний год политическому остракизму со стороны администрации губернатора была подвергнута Уральская Горно-металлургическая компания, причиной чего, по мнению наблюдателей, являются самостоятельные политические проекты её главы – Андрея Козицына. Кроме этого уже звучали заявления о том, что администрация Росселя препятствует вхождению в область новых инвесторов, не желающих включаться в систему «особых отношений», созданных областной властью.

Олигархические группы

В обмен на политическую лояльность, олигархические группы, поддерживающие губернатора, получали от областных властей «режим наибольшего благоприятствования», выражающийся не только в экономических льготах, таких как особые тарифные режимы или крупные кредиты под проценты, значительно более низкие, чем ставка рефинансирования ЦБ РФ, но и в административной поддержке.

Примером ФПГ, существующей в таком режиме, может являться Сибирско-Уральская алюминиевая компания. Благодаря наличию особых отношений с руководством области СУАЛ получил так называемый «дорожный кредит» в размере порядка 200 миллионов рублей под процент, более низкий, чем ставка рефинансирования. Причем, как отмечают наблюдатели, деньги эти пошли на строительство железной дороги до Тиманского месторождения бокситов в Республике Коми, разработка которого ставит на грань вымирания связанные с бокситовыми рудниками города в самой Свердловской области. Этот факт не объясним с точки зрения рыночной экономики, но прекрасно вписывается в логику «олигархического социализма», согласно которой СУАЛ – «своя» компания, и, значит, ей позволено все. Подобная политика областных властей сказывается и на простых жителях региона: благодаря протекционизму областных властей, менеджмент СУАЛа может себе позволить использовать устаревшее и выработавшее свой срок оборудование, что ежегодно приводит к гибели рабочих, массовые увольнения, приводящие к росту социальной напряженности в регионе, несоблюдение элементарных норм природопользования, приводящее к настоящим экологическим катастрофам.

По мнению экспертов, без участия областных властей не могли бы состояться и многочисленные переделы собственности, проходившие на Урале во второй половине 90-х. В этом плане показательным является пример уральского олигарха Павла Федулёва. В те моменты, когда возглавляемая им ФПГ поддерживала губернатора Росселя, Федулёв получал карт-бланш на любые, даже самые спорные с юридическойочки зрения экономические акции, вплоть до вооруженного захвата предприятий. Тогда же, когда олигарх по тем или иным причинам переходил в лагерь политических противников губернатора, административные меры применялись против него самого.

Между тем неоднократные попытки администрации губернатора Росселя вмешаться в имущественные конфликты на территории области, равно как и попытки распоряжаться собственностью частных предприятий, по мнению экспертов, также не могут быть расценены как признаки приверженности свердловского губернатора рыночным принципам. Зато пересмотр итогов приватизации, регулярно предпринимаемый областными властями, является неотъемлемым атрибутом экономической программы коммунистов. При этом следует отметить, что анализ последних выступлений губернатора позволяет предположить, что администрация области планирует придерживаться тактики вмешательства в вопросы перераспределения прав собственности и в дальнейшем. Так, согласно одной из последних инициатив губернатора Росселя, в распоряжение близких губернатору олигархических групп предполагается передать многие убыточные предприятия Свердловской области, по всей видимости – изъяв их у нынешних собственников.

Реализация

Благодаря поддержке областной администрации, «избранным» олигархическим группам удалось практически сосредоточить в свих руках значительную часть экономического потенциала Среднего Урала, фактически монополизировав целые промышленные отрасли Свердловской области. Тем самым в регионе практически исчез один из главных элементов рыночной экономики – свободная конкуренция.

Впрочем, эксперты отмечают, что концентрация всего промышленного потенциала Свердловской области под контролем ограниченного числа олигархических групп не является самоцелью политики Эдуарда Росселя. Скорее, её следует рассматривать в качестве вынужденной меры. Дело в том, что советская система менеджмента, используемая губернатором Росселем, была создана для управления крупными государственными предприятиями. В современной рыночной ситуации именно их должны были заменить олигархические группы. Перевод под их контроль значительной части экономики области фактически избавил областные власти от необходимости самостоятельно управлять этими предприятиями.

Кроме того, в рамках экономической модели «олигархического социализма», олигархические группы, получающие режим особого благоприятствования в экономике, фактически используются властью в качестве инструмента для решения социальных задач. Фактически, помимо налогов и прочих обязательных отчислений в бюджет, предусмотренных законодательством, администрацией губернатора на уральские ФПГ возлагается обязанность по финансированию политических и социальных проектов областной власти. Кроме того, за счет тех же олигархических групп губернатор регулярно реализует свои предвыборные программы. Такое переложение на предприятия несвойственных им функций эксперты также считают экономическим ходом, присущим скорее коммунистической, нежели рыночной экономике.

Между тем наблюдатели отмечают, что в своих последних выступлениях губернатор нередко прибегает к откровенно «левой» риторике. В частности, среди экономических тезисов, которые ряд политологов склонны рассматривать в качестве части предвыборной программы Эдуарда Росселя, особое место занимают обещания, не имеющие под собой реальной экономической основы, такие как резкий подъем заработной платы (на своей последней пресс-конференции губернатор озвучил фантастическую цифру – в 10 раз), и решение жилищной проблемы в масштабах области. И то, и другое планируется сделать за счет средств уральских ФПГ.

Вывод

Подводя итог, можно сказать, что, анализируя экономические проекты губернатора, применяемые им методы управления регионом, и сложившуюся в области социально-экономическую ситуацию, несложно прийти к выводу, что, несмотря на используемую губернатором рыночную риторику, в своих экономических взглядах Эдуард Россель стоит на позициях не только весьма далеких от рыночных, но и приближающихся, а, по ряду вопросов, и прямо совпадающих с радикально-коммунистическими.


Другие материалы по теме: