Противоречия предвыборных инициатив губернатора Росселя

Наблюдатели отмечают наличие многочисленных противоречий в экономических инициативах губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, озвученных им в ходе последних месяцев.

В ходе продолжающейся на протяжении последнего полугода губернаторской кампании, действующий глава Свердловской области Эдуард Россель не раз публично озвучивал некоторые экономические тезисы и инициативы. Эти выступления позволяли команде политтехнологов, обслуживающих интересы областной власти, позиционировать губернатора в качестве «крепкого хозяйственника», имеющего собственные взгляды на экономическую ситуацию в регионе и программу развития экономики Свердловской области.

Противоречия

Однако глубокий контентный анализ публичных выступлений, пресс-конференций и интервью Эдуарда Росселя, данных им с начала этого года, позволяет утверждать, что у свердловского губернатора не существует целостной законченной экономической программы. Планы, проекты и инициативы, высказанные губернатором в течение последнего времени часто не просто противоречат друг другу, но оказываются прямо противоположными и даже взаимоисключающими. Не редко более позд- ние заявления губернатора прямо дезавуируют предыдущие.

Так было, в частности, с небезызвестной идеей «бензинового налога», высказанной губернатором Росселем на встрече глав регионов УрФО под председательством президента Путина. Тогда губернатор в присутствии президента, глав регионов и большого числа журналистов предложил пополнить бюджет дорожного фонда Свердловской области за счет установления дополнительного акцизного сбора в размере 1 рубля с каждого литра бензина. Позже, на традиционной встрече с журналистами губернатор столь же публично дезавуировал свою инициативу.

Не менее противоречивые заявления были сделаны губернатором и относительно предполагаемого роста заработной платы работникам бюджетной сферы. Во время своего бюджетного послания, озвученного 22 мая, Эдуард Россель заявил, что зарплата бюджетникам

будет поднята в 1,2 раза с 1 июня 2003 года, а в течение следующего года увеличится не менее чем на 30%. Тем самым губернатор дезавуировал сделанное 15 мая заявление о том, что заработная плата в области к 2015 году должна вырасти в 10 раз по сравнению с 2000 годом, что подразумевает ежегодный рост зарплаты на 50–70%.
А в интервью газете «Ведомости», опубликованном 28 мая губернатор заявил: «Мы не можем поднимать зарплату бюджетникам».

Значительное расхождение наблюдается и в вопросах формирования бюджета. Выступая перед депутатами обеих палат Областного законодательного собрания и уральскими журналистами, губернатор сообщил, что бюджет на 2004 год будет бездефицитным, и его доходы составят порядка 47–50 миллиардов рублей. В интервью московской газете, ориентированной, прежде всего, на экономические и политические элиты федерального значения, губернатор назвал другие цифры. По его словам ожидаемый дефицит областного бюджета составит от 10 до 20 миллиардов рублей.

Концепции

Эксперты полагают, что при анализе заявлений на экономическую тематику, сделанных губернатором на протяжении последних трех месяцев, можно выделить не одну, а сразу несколько взаимоисключающих «экономических программ», каждая из которых рассчитана на специфическую целевую аудиторию.

Первая группа тезисов ориентирована на широкие массы избирателей и призвана позиционировать губернатора Росселя в качестве «опытного хозяйственника, работающего на благо жителей области». Основным является утверждение о том, что, благодаря деятельности губернатора, экономика Свердловской области переживает период подъема, именуемого «экономическим чудом», и который должен продолжаться и в будущем. В качестве главной цели экономической политики области позиционируется поднятие уровня жизни населения, в первую очередь – за счет роста заработной платы. Бизнес, особенно крупный, представляется в качестве «противника» власти, с которым она борется за интересы жителей области. Также в качестве «противника» губернатора позиционируется и федеральный центр, рассматривается вопрос о возможности «активизации работы с федеральным центром», и пересмотра разграничения полномочий в области межбюджетных отношений.

Второй блок тезисов Эдуарда Росселя адресован федеральным экономическим и политическим элитам. В них губернатор предстает в качестве современного политика и управленца. В таких заявлениях губернатор признает наличие в экономике области серьёзных трудностей, связанных с недостатком доходов областного бюджета, исчерпанием возможностей для роста объемов промышленного производства, трудностями в привлечении инвестиций. Признается невозможность повышения заработной платы бюджетникам. Благодаря этому создается имидж политика, трезво оценивающего собственные силы и экономическое положение в своем регионе.

В качестве основной цели экономической политики декларируется исполнение целей и задач, поставленных федеральным центром, прежде всего – посланием президента. Вопрос о пересмотре межбюджетных отношений не поднимается, губернатор позиционирует себя в качестве сторонника реализации планов по укреплению «вертикали власти». Проект «Уральской республики» упоминается как исторический курьез.

Напряженности в отношениях с крупным бизнесом замалчиваются. Об отношениях с олигархами губернатор говорит следующим образом: «У нас с ними налажена очень дружная работа. Те, кого вы называете олигархами, создавались при полной поддержке губернатора и правительства Свердловской области. Никаких проблем у нас нет».

Эксперты считают возможным выделение третьей группы тезисов, предназначенных для представителей уральского бизнеса. Как правило, они озвучиваются при личных встречах предпринимателей с губернатором и членами его окружения, поэтом не находят своего отражения в прессе. Однако можно предположить, что и при личном общении с бизнесменами губернатор использует тот же метод озвучивания ожиданий целевой аудитории, при котором собеседнику губернатора сообщается именно та информация относительно экономических планов главы области, которую собеседник хочет услышать.

Несомненно, губернатор Россель является опытным политиком, и в качестве такового обладает талантом определять умонастроения и ожидания практически любой аудитории, и предлагать ей такие «экономические программы», которые отвечают её стремлениям и ожиданиям. В то же время, очевидно, что все предложенные губернатором экономические инициативы, вне зависимости от адресата, представляют собой только реакцию на предполагаемые ожидания целевой аудитории, и как таковые не могут быть рассмотрены иначе, чем как элемент предвыборной риторики. Единственной целью всех этих проектов является создание положительного образа губернатора у определенной категории участников электорального процесса (избирателей, московских элит, предпринимателей Урала). В этом смысле ни один из озвученных губернатором проектов не является экономической программой в прямом смысле этого слова, так как не предполагает своего осуществления.

Прогнозы

Анализируя заявления и интервью губернатора, а также различные планы и программы Министерства экономики Свердловской области, эксперты приходят к выводу, что целостной и исполнимой экономической программы просто не существует. Главной причиной этого, по всей видимости, является отсутствие у Эдуарда Росселя потребности в подобной программе. Известно, что губернатор Свердловской области действует в интересах немногочисленных олигархических групп, контролирующих более половины экономики Среднего Урала. Единственной экономической стратегией, проводимой Эдуардом Росселем, является та, которая направлена на удовлетворение экономических интересов этих промышленных групп. Соответственно, стратегия эта определяется не губернатором и его окружением, а экономическими интересами корпораций, их владельцев и акционеров. По всей видимости, следует ожидать, что, в том случае, если губернатору Росселю удастся переизбраться на третий срок, его экономическая политика не изменится, и по-прежнему будет напрямую зависеть от интересов крупнейших ФПГ, фактически сросшихся с областной властью, образовав социально-экономическую систему «олигархического социализма».

Что касается интересов всех остальных хозяйствующих субъектов Свердловской области, то очевидно, что в их отношении никакой экономической политики у областных властей просто не существует.

Так, в области не существует режима благоприятствования для местных производителей. В то время как другие регионы стараются поддержать собственные заводы, понимая, что они дают налоговые поступления в бюджет и обеспечивают рабочими местами жителей области, губернатор Россель открывает региональный рынок для конкурентов. То же самое происходит в банковской сфере, в которой губернатор не предпринимает никаких мер для защиты финансового рынка региона от вторжения федеральных кредитных институтов. Очевидно, что такая ситуация не является недосмотром того или иного чиновника – это общая тактика губернатора в экономической сфере.

Так же очевидно, что в области экономики губернатор не планирует оказываться от командно-административных методов управления, подразумевающих авторитарное вмешательство областных властей в экономические процессы, регулярное поднятие вопросов о пересмотре результатов приватизации, участие в переделах собственности, привлечение коммерческих предприятий к выполнению несвойственных им функций по финансированию социальной сферы, социальных, имиджевых и предвыборных проектов областных властей.

Вывод

Анализ предвыборных инициатив Эдуарда Росселя, высказываемых им на протяжении последних трех месяцев наглядно демонстрирует отсутствие у губернатора Свердловской области целостной программы, реализации которой можно было бы ожидать в случае его победы на выборах. Вместо этого были обнаружены несколько противоречащих друг другу групп тезисов, предназначенных для удовлетворения предвыборных ожиданий ряда основных целевых аудиторий. Более того, вполне вероятно, что уже в ближайшем будущем, в ходе предвыборной кампании губернатором будут озвучены новые группы тезисов, направленные на иные целевые аудитории. Эксперты полагают, что командой политтехнологов будут созданы специализированные «экономические программы», ориентированные на сельских жителей, рабочих, бюджетников, эмигрантов и другие группы граждан.

Оценивая создание подобных тезисов в качестве метода предвыборной пропаганды (так как его невозможно оценить в качестве экономической концепции развития региона), эксперты отмечают его действенность, но, одновременно и уязвимость в современных условиях. В век информационных технологий, когда любой желающий может обратиться к различным выступлениям Эдуарда Росселя и сравнить их между собой, подобная технология перестает приносить плоды.

Также следует отметить, что в условиях острой предвыборной борьбы, кандидат, имеющий целост-ную, логичную и исполнимую программу экономических преобразований получит преимущество перед кандидатом, не имеющим такой программы, и опирающимся исключительно на политические технологии и предвыборную риторику. Не возникает сомнений в том, что губернатор Россель – опытный политик, в совершенстве освоивший технику предвыборной борьбы. Но столь же очевидно, что в новой социально-экономической обстановке, в которой существует современная Россия, Свердловской области требуется не политик, не имеющий экономической программы, а опытный менеджер новой генерации, способный отказаться от политических амбиций в пользу эффективного управления экономикой региона.


Другие материалы по теме: