Бюджет 2004: первые проблемы

Аналитический бюллетень «VIP-консультант» анализирует бюджетное послание губернатора Свердловской области областному Законодательному собранию.

22 мая 2003 года губернатор Свердловской области Эдуард Россель обратился к депутатам обеих палат областного Законодательного собрания с бюджетным посланием на 2004 год. Как отмечают эксперты, именно этот документ, вкупе с планами и прогнозами областного правительства, должен лечь в основу бюджета Свердловской области на 2004 год.

Послание

Комментируя бюджетное послание губернатора Свердловской области, ряд депутатов Законодательного собрания области и экспертов в сфере региональной экономики отметили, что его отличительной чертой является артикуляция ряда трудновыполнимых, если вообще выполнимых, экономических задач и проектов, и отсутствие конкретных предложений по их осуществлению. В качестве примера эксперты указывают поставленную губернатором задачу по увеличению ВВП Свердловской области в три раза к 2010 году, что в полтора раза превышает темпы роста экономики, намеченные президентом Владимиром Путиным.

Так же экспертами была отмечена низкая насыщенность выступления губернатора цифрами, иллюстрирующими параметры будущего бюджета. Те же цифры, которые были озвучены Эдуардом Росселем, вызывают у наблюдателей ряд вопросов.

Так, согласно докладу губернатора, рост объемов промышленного производства в Свердловской области ожидается на уровне
13-15%. Однако, по мнению большинства экспертов, такие темпы роста просто не выполнимы. В течение последних лет экономический подъем области был обеспечен за счет роста объемов производства в сфере черной и цветной металлургии. Но уже в прошлом году многие предприятия этой отрасли исчерпали резерв для роста, выйдя на показатели 1991 года, то есть на более чем стопроцентную за-груженность производственных мощностей. Дальнейшее наращивание темпов производства в этих отраслях невозможно без тотальной модернизации производства, которая, по мнению экспертов, не может быть осуществлена в течение одного года. Так, депутат Палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области, управляющий директор ОАО «НТМК» Сергей Носов отме тил, что для увеличения физических объемов производства, необходим резкий всплеск спроса на металл, а это в свою очередь потребует огромных инвестиций, предпосылок к этому в России пока нет. «Если мы говорим о физических объемах, то например НТМК в ближайшее время не планирует увеличение физических объемов производства, а планирует улучшение структуры продукции, повышение ее качества и снижение затрат», – пояснил Сергей Носов. Той же позиции придерживаются и представители других металлургических холдингов Свердловской области.

Так же эксперты отмечают, что обеспечить рост промышленного производства в размере 13-15% за счет роста объемов производства в области машиностроения просто нереально.

Мнения

Не меньшее число вопросов вызывают и планы губернатора относительно повышения заработной платы работникам промышленных предприятий и бюджетной сферы Свердловской области.

Напомним, что, выступая перед президентом Путиным на совещании губернаторов УрФО в Тюмени, Эдуард Россель заявил, что средняя заработная плата на промышленных предприятиях Свердловской области составляет 4,5 тысячи рублей в месяц, и в краткосрочные планы правительства входит её увеличение до 10 тысяч рублей. Менее чем через месяц, выступая на расширенном заседании правительства области, губернатор сообщил, что средняя заработная плата в промышленной сфере на территории области составляет 6 тысяч рублей. Через полтора месяца губернатор внес коррективы в собственные планы, сообщив журналистам, что к 2015 году зарплата на промышленных предприятиях должна будет увеличиться в 10 раз к уровню 2000 года, что подразумевает её рост на 50-70% в год.
В своем бюджетном послании губернатор озвучил иные цифры.

По его словам, заработная плата одного работника в Свердловской области должна составить 7-7,2 тысячи рублей, а к декабрю 2004 года должна вырасти до 8,2-8,3 тысячи рублей, зарплата работников бюджетной сферы в течение года должна увеличиться на 33%.

Такая непоследовательность губернатора в вопросе об увеличении заработной платы заставляет предположить, что все предложения губернатора в этой области относятся скорее к сфере предвыборной риторики, нежели к экономике.

Оценивая планы Эдуарда Росселя по увеличению зарплат работников промышленных предприятий, Сергей Носов отметил, что увеличение заработной платы даже на 30% – не более чем «амбициозные» планы губернатора. «В целом по промышленным предприятиям даже в самые успешные годы рост зарплаты составлял 25-27%, в 2004 году рост реально может быть на уровне 20%. Мы ориентируемся на рынок и у нас более пессимистические прогнозы, чем те, что были озвучены губернатором», – отметил Сергей Носов.

Относительно планов губернатора по увеличению заработной платы работникам бюджетной сферы Сергей Носов заявил: «Бюджетная сфера вплотную зависит от экономического роста предприятий, поэтому поставленная задача очень сложна для выполнения и для ее решения нужны конкретные планы, чтобы понимать, как мы должны двигаться в этом направлении». По словам депутата, в послании губернатора таких конкретных планов он не обнаружил.

Комментируя предварительный вариант бюджетного послания губернатора Росселя, более насыщенный реальными цифрами, нежели вариант, озвученный губернатором перед депутатами, вице-спикер Совета Федерации Андрей Вихарев отметил: «Областное правительство ежегодно уменьшает налоговые отчисления в муниципальные образования. Фактически, в отношении муниципальных образований губернатор проводит ту же политику, за которую критикует федеральный центр».

По словам А. Вихарева, такое положение вещей не стимулирует работу над собственной налоговой базой, над доходной частью своего бюджета. «С другой стороны, муниципальные образования не имеют средств рассчитаться с предприятиями, которые предоставляют энергетические услуги. Все градообразующие предприятия Свердловской области на сегодняшний день содержат свою социальную сферу за счет собственной прибыли», – говорит
А. Вихарев. Также он отметил, что все эти затраты включаются в себестоимость продукции, поэтому цена продукции возрастает, вследствие чего снижается конкурентоспособность предприятий, а значит – и экономики области в целом.

Дефицит бюджета

В своём бюджетном послании к Законодательному собранию губернатор отметил, что областной бюджет на следующий год должен стать бездефицитным, для чего доходы области должны будут составить порядка 47-50 миллиардов рублей. Напомним, что в 2003 году областной бюджет был сверстан с доходной частью в размере 40 миллиардов. Таким образом, для того, чтобы не допустить дефицита, области придется увеличить собственные доходы на 17,5-25%. Вместе с тем, никаких реальных способов увеличения доходов бюджета в послании губернатора не указывается. Даже если гипотетически предположить, что рост объемов производства на территории области действительно вырастет на прогнозируемые губернатором 13-15%, как говорилось выше, произойти не может, этого окажется недостаточно для обеспечения требуемого роста доходов областной казны. Более того, Эдуард Россель отметил, что в 2004 году областная казна лишится ряда наиболее собираемых налогов. Отмена налога с продаж уменьшит доходы консолидированного бюджета в 2004 году на 2,9 миллиарда рублей, реформирование налога на ное с сокращением налоговой базы, также может снизить доходы еще на 300 миллионов рублей.

Компенсировать потери губернатор предлагает за счет «активизации работы с федеральным центром», иными словами предлагает вновь начать политический торг с федеральным правительством вокруг вопроса о межбюджетных отношениях. Однако очевидно, что в новой политической обстановке, сложившейся после завершения процесса разделения полномочий между федеральным центром и регионами этот метод обречен на поражение. Москва уже не раз давала свердловскому губернатору понять, что этот вопрос пересматриваться не будет, никаких дополнительных средств из федерального бюджета Россель не получит. Более того, само поднятие этого вопроса уже рассматривается Кремлем как доказательство устойчивой неспособности региональной власти самостоятельно справляться с собственными проблемами. Поднять вопрос о пересмотре межбюджетных отношений в новых условиях – расписаться в собственной недееспособности.

Опираясь на вышеизложенные факты, нельзя исключить того, что бюджет Свердловской области на 2004 год может оказаться дефицитным. Более того, до недавнего времени об этом прямо заявляли многие члены областного правительства и сам губернатор Россель. По имеющимся данным, в предварительном варианте бюджетного послания губернатора были указаны цифры, значительно отличающиеся от тех, что были озвучены Эдуардом Росселем 22 мая. В частности, доходы областного бюджета планировались в размере от 42 до 47 миллиардов рублей, расходы превышали 50 миллиардов.

Месяцем ранее, выступая перед депутатами Палаты представителей, вице-премьер правительства области Галина Ковалева заявила, что предполагаемые доходы области на 2004 год составят 40 миллиардов рублей, расходы могут достигнуть 60 миллиардов, что приведет к возникновению бюджетного дефицита в 20 миллиардов рублей. Эти же цифры были озвучены Галиной Ковалевой и на состоявшемся 12 мая заседании правительства области.

Само наличие столь различных оценок будущего бюджета среди членов команды действующего губернатора не может не вызывать вопросов относительно того, какой из вариантов бюджета является более исполнимым. Специалисты полагают, что более реалистичным на данном этапе бюджетного процесса представляется проект бюджета, представленный областным вице-премьером. Прежде всего, потому, что он, в отличие от губернаторского послания, учитывает и снижение поступлений в результате налоговой реформы, составляющее 3,2 миллиарда рублей, и рост расходов, связанный с декларируемым губернатором увеличением заработной платы работникам бюджетной сферы на 33%, что в абсолютном выражении составит 17,3 миллиарда рублей дополнительных бюджетных затрат.

Однако, при реализации этого варианта бюджета областные власти столкнутся с другой проблемой: возможностью введения в области института внешнего управления. По словам Андрея Вихарева, внешнее управление вводится в случае, когда дефицит бюджета субъекта федерации превышает 30%, что для Свердловской области составляет примерно 13-15 миллиардов рублей. В случае если бюджет будет принят с параметрами дефицита, превышающими этот показатель, федеральный центр может объявить регион банкротом и передать функции по управлению его экономикой сформированной в Москве комиссии по внешнему управлению. Фактически это будет означать отстранение губернатора и правительства области от реального управления регионом.

При формировании бюджета на 2004 год, правительство Свердловской области не могло не учитывать такой возможности, и именно поэтому в своем бюджетном послании губернатор озвучил не реальные параметры будущего бюджета, а некие «скорректированные данные», которые, по мнению специалистов, являются частью предвыборной риторики губернатора и не могут быть осуществлены на практике.


Другие материалы по теме: