«Уральский рабочий» и Владимир Удачин рассказывают, что существуют «Особенности национального лицензирования»

3 июня 2003 (11:58)

Сегодня ни одного дела не начнешь, ни одного предприятия не опираешь без лицензии.

Чтобы получить лицензию на свалку в Байкалово, нужно заплатить соответствующему ведомству 80 тысяч рублей. А поскольку сюда вывозят отходы, и не всегда безвредные, свалку предписано окружить наблюдательными скважинами числом до трех десятков, потом регулярно брать из них пробы и возить на анализ в Екатеринбург. Цель-то, разумеется, благая, но когда руководители Байкаловского района подсчитали предстоящие расходы, то ужаснулись – громадные деньги! В бюджете же района на содержание свалок предусмотрено всего 150 тысяч рублей.

И так – куда ни ткнись. Берешь воду из артезианских скважин – плати за лицензию. А в районе 500 скважин. Лютует Энергонадзор, превращая хорошее дело в блажь. Энергетические паспорта на оборудование предполагалось выдавать на пять лет, а сейчас эта процедура введена в ежегодный режим, да еще с утверждением паспорта в Екатеринбурге. Мало того, что в деревне никто не сможет «нарисовать» этот паспорт с расчетами, с формулами, так за все еще надо платить деньги. А в районе 150 бюджетных организаций, Ему полагается льготный тариф на электроэнергию. Так если подсчитать все расходы на паспортизацию, то они перекрывают все льготы.

Страну опутала сеть лицензирования, всевозможной сертификации, аттестации, паспортизации. А куда ни зайдешь: в магазин, в парикмахерскую, в химчистку – везде на видном месте в рамочке под стеклом висят лицензии, сертификаты, что, заметим в скобках, вовсе не гарантирует высокого качества услуг. Лицензирование, разумеется, необходимо, это важная деталь рыночной экономики, но везде нужны разумные пределы. В российской же действительности, как это часто бывает, такие пределы весьма призрачны или их по своему хотению, вопреки закону, устанавливают чиновники. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет 120 видов бизнеса, которые нельзя вести без лицензии. Выдают их более 20 министерств и ведомств. Они же устанавливают лицензионные требования для каждого вида деятельности. При неоднократном или грубом нарушении этих требований действие лицензии может быть приостановлено. Положение вполне справедливое, если оно применяется в соответствии с законом и в интересах экономики и потребителей.

Но чаще всего происходит по-другому. С одной стороны, лицензирование стало своеобразным пугалом для бизнеса. Наличие лицензии и выполнение лицензионных требований стало формальным поводом для проверок. По данным Рабочего центра экономических реформ, в прошлом году у среднестатистического российского предприятия контролирующие организации проверяли наличие лицензии 14,4 раза. Чиновники регионального уровня нередко по своему усмотрению продлевают лицензирование тех видов деятельности, которые не подлежат этой «операции» по закону от 8 августа 2001 года. В частности, деятельность ломбардов, риэлторов, фирм по содействию занятости населения, по социальному обслуживанию, оказанию ритуальных услуг, по торговле транспортными средствами и номерными агрегатами, по эксплуатации автозаправочных станций не нуждается сейчас в лицензировании. Впрочем, как и производство, розлив минеральной и природной питьевой воды, Так что не надо байкаловцам платить за лицензию на воду – по закону!

Лицензирование превратилось в доходный бизнес, в кормушку для чиновников. Даже сам процесс получения лицензии приносит им солидные дивиденды. Один из героев недавней публикации в «Уральском рабочем» год ходил по инстанциям, чтобы получить лицензию на свой вид бизнеса, пока не догадался купить ее у тех же официальных лиц за несколько сотен долларов. По неофициальным данным, как уже неоднократно говорилось в прессе, такса в регионах примерно одинакова – 500 долларов, что в десять раз превышает госпошлину за выдачу лицензии (1300 рублей). По оценкам экспертов, ежегодные затраты предпринимателей только на лицензирование составляют 250 – 350 миллионов долларов, а если учесть все затраты на преодоление административных барьеров, то они достигают 5 – 7 миллиардов долларов в год. Вытряхивание денег из предпринимателей стало особенностью не только национального лицензирования, но и всего спектра отношений власти и бизнеса.

Такого губительного гнета нельзя не заметить. Недаром в Минэкономразвития РФ считают, что действующая система лицензирования не только неэффективна, но и вредна, поскольку она ставит искусственные барьеры в развитии рынка и увеличивает базу коррупции. Министерство представило в правительство проект закона «О порядке осуществления лицензируемой деятельности без оформления лицензии». Если он будет принят, то у предпринимателя появится выбор: либо, как прежде, получать лицензию, либо просто застраховать риск причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц. По мнению бизнесменов, страхование гораздо дешевле и эффективнее лицензирования. Но будет ли принят этот законопроект? Известно, как тяжело через горнило Госдумы проходят любые законы антикоррупционной направленности или вовсе не проходят, как это видно на судьбе многострадального закона «О коррупции». Да и вряд ли закон поможет, если не будет проведена глубокая административная реформа, о необходимости которой говорил в своем послании президент В. Путин и которую так упорно торпедирует бюрократия России, обрекая страну на застой. Ей, бюрократии есть что терять.


Другие материалы по теме: