«КоммерсантЪ-Урал» и Мария Черкасова сообщают, что «Менеджеры «Уралрослизинга» исчезли вместе с валютой своих клиентов»

1 июля 2003 (10:32)

Вчера стало известно о том, что уже несколько десятков клиентов екатеринбургской лизинговой компании ООО «Уралрослизинг» обратились в правоохранительные органы с жалобами на эту компанию. Они требуют разыскать руководство «Уралрослизинга», чтобы вернуть свои деньги. В самом офисе «Уралрослизинга» уже несколько дней никто не появляется. В Октябрьском РУВД Екатеринбурга заявили, что по факту поступивших заявлений будет проведена проверка, однако от подробных комментариев отказались. Между тем эксперты сомневаются в том, что руководство «Уралрослизинга» удастся найти.

Лизинг — аренда на срок от 6 месяцев до 15 лет технических средств, автотранспорта, недвижимости и сооружений производственного назначения. Лизинг осуществляется на основе договора между лизинговой компанией (лизингодателем), приобретающей имущество за свой счет и сдающей его в аренду, и фирмой-арендатором (лизингополучателем), которая постепенно вносит арендную плату за использование имущества. В период действия договора право собственности на него принадлежит лизингодателю, а право на пользование — лизингополучателю. С 2002 года отменено лицензирование лизинговой деятельности.

Компания «Уралрослизинг» появилась в Екатеринбурге более полугода назад. Она вышла на екатеринбургский рынок с принципиально новым для на селения продуктом, который не предоставляла ни одна лизинговая компания — финансовой арендой квартир для физических лиц.

Как рассказали «Ъ» в Уральской палате недвижимости, компания предлагала приобретение жилья на следующих условиях: клиент вносил 2030% от стоимости квартиры, остальные 70% квартиры оплачивала лизинговая компания. Таким образом, желающим купить квартиру был обещан кредит с рассрочкой на 10 лет под 11-13% годовых в валюте (в основном, в евро - «Ъ»). Все это время собственником квартиры выступала лизинговая компания. Права собственности переходили клиенту только после полного погашения кредита и процентов по нему.

Что примечательно, «Уралрослизинг» изначально вел себя недобросовестно. Как заявил в беседе с корреспондентом «Ъ» один из клиентов этой компании, сотрудники «Уралрослизинга» убеждали обратившихсяк ним людей в том, что компания является членом российской ассоциации лизинговых компаний «Рослизинг». Однаков самой ассоциации эту информацию опровергли. «Эта компания никогда не имела к нам никакого отношения», — заявил вчера корреспонденту «Ъ» заместитель председателя этой ассоциации Дмитрий Шульцев.

Более того, сама деятельность «Уралрослизинга» нарушала действующее законодательство. «Согласно федеральному закону о лизинге недвижимость может реализовываться исключительно зарегистрированным в налоговой инспекции предпринимателям. Если же фирма говорит, что она предоставляет недвижимость частным лицам — это полная ерунда», — заявил господин Шульцев.

Сомнительными были и условия работы с клиентами. Как рассказал «Ъ» один из пострадавших, прежде чем рассмотреть вопрос о предоставлении кредита на приобретение жилья, компания требовала, что бы клиент перечислил на ее счет залог — 20-30% от стоимости квартиры. «Мы предупреждали, что эта схема предельно рискованная. Ведь даже если у оператора нет злого умысла, обстоятельства могли бы сложиться так, что клиент не смог бы получить внесенные деньги», — заявил корреспонденту «Ъ» исполнительный директор Уральской палаты недвижимости Рустем Галеев.

В середине июня появились первые «жертвы» «Уралрослизинга».

Как рассказал вчера корреспонденту «Ъ» один из пострадавших — сотрудник екатеринбургской фирмы по продаже полиграфического оборудования, пожелавший остаться неназванным, он заплатил в декабре прошлого года 4 тыс. евро в качестве взноса за квартиру. Однако купить жилье, которое ему уже подыскал риэлтер, так и не смог. «С меня требовали выполнить все новые и новые условия. В конечном счете квартиру, на которую я претендовал, продали другому покупателю. Так продолжалось полгода. Когда же я понял, что «Уралрослизинг» – недобросовестная компания, то попытался разорвать договор и забрать залог», — рассказал он. При этом клиент заранее уведомил фирму о своем намерении. Ее руководство пообещало вернуть деньги. «И вот теперь уже несколько дней, как ее сотрудники просто исчезли. На звонки никто не отвечает, в офисе никого нет», — посетовал он.

Что интересно, компании удавалось привлекать и более обеспеченных людей. По сведениям «Ъ», первоначальные взносы, которые вносили клиенты на счета этой компании, доходили до $ 16 тыс. По подсчетам Уральской палаты недвижимости, число пострадавших от «Уралрослизинга» колеблется от нескольких десятков, до сотни человек. На сегодняшний день уже более 20 из них написали заявление в РУВД Октябрьского района с просьбой разыскать руководство компании и вернуть деньги. От комментариев в РУВД отказались до окончания проверки.

Между тем большинство экспертов сходится во мнении, что действия руководства «Уралрослизинга» подпадают под уголовный кодекс. «Я, разумеется, не могу давать оценку до окончания следствия, но можно предполагать, что произошло мошенничество», — заявил исполнительный директор «Уральской па латы недвижимости» Рустем Галеев. В то же время специалисты рынка лизинговых и финансово-кредитных услуг сомневаются в том, что мошенников удастся найти.

Большинство из опрошенных «Ъ» экспертов уверены, что заработанные на доверчивых гражданах деньги «позволят руководству этой компании не возвращаться в свой офис ради нескольких компьютеров».


Другие материалы по теме: