Юрий Рыбальченко

25 июня 2003 года прекратила свою работу фирма «Уралрослизинг». В 17:00 офис компании в здании Международного торгового центра (WTC) был сдан под охрану. Генеральный директор и пять его сотрудников покинули помещение и больше не вышли на работу.

В течение нескольких последующих дней клиенты компании безуспешно пытались связаться с гендиректором или менеджментом «Уралрослизинга». Когда тщетность этих попыток стала очевидной, они обратились в Октябрьское РУВД Екатеринбурга. За первые сутки туда поступило 65 заявлений от граждан, пострадавших от деятельности фирмы, к 1 июля их число увеличилось еще на 150. 2 июля против генерального директора «Уралрослизинга» было возбуждено уголовное дело по статье 159 Уголовного кодекса России (мошенничество).

История

Компания «Уралрослизинг» появилась в Екатеринбурге в начале 2002 года. Она вышла на рынок с принципиально новым для населения продуктом, который не предоставляла ни одна лизинговая компания – финансовой арендой квартир для физических лиц.

Публично компания заявила о себе в марте 2002 года, когда заключила контракт с генеральным директором WTC Владимиром Титовым на аренду офисных помещений. Сразу же после этого фирма открыла счет в банке «Северная казна» и начала агрессивную рекламную кампанию в СМИ.

«Активную работу «Уралрослизинг» развернула в сентябре-октябре 2002 года. Именно в это время пошла обвальная рекламная кампания в СМИ», – рассказывает старший оперуполномоченный Октябрьского РУВД Сергей Соколов.

Лизинговая схема, предложенная ООО «Уралрослизинг», была достаточно проста: компания предлагала своим клиентам приобретение индивидуального жилья или автомобиля в рассрочку. Предлагаемые условия были достаточно привлекательны: клиент оплачивал лишь 20-30% от стоимости будущей квартиры, оставшуюся сумму вносил «Уралрослизинг». Стоимость имущества погашалась клиентом в течение 10 лет, ставка по кредиту была ниже, чем в большинстве банков – 11-13% годовых в валюте. По условиям договора, недвижимость находилась в собственности ООО «Уралрослизинг». Права собственности переходили клиенту только после полного погашения кредита и процентов по нему.

Как рассказал один из бывших клиентов «Уралрослизинга», он заплатил в декабре прошлого года 4 тысячи евро в качестве взноса за квартиру. Однако купить жилье, которое ему уже подыскал риэлтер, так и не смог. «С меня требовали выполнить все новые и новые условия. В конечном счете, квартиру, на которую я претендовал, продали другому покупателю. Так продолжалось полгода. Когда же я понял, что «Уралрослизинг» – недобросовестная компания, то попытался разорвать договор и забрать залог», – рассказал он.

Схема

Работа компании с клиентом начиналась с предварительного соглашения, которое заключалось между физическим лицом и ООО «Уралрослизинг» в лице менеджера на основании доверенности. Предмет соглашения – заключение договора купли-продажи квартиры с рассрочкой платежа. После подписания документа в течение 5 банковских дней клиентами выплачивался первый взнос и затем в течение полугода ежемесячно равными долями остальная сумма. За это время клиент в общей сложности перечислял в среднем 20 % от стоимости приобретаемого имущества при лизинге машины (около 40 тысяч рублей), 25% от стоимости – при лизинге квартиры (от 150 тысяч рублей). Деньги перечислялись на счет ООО «Уралрослизинг» в банке «Северная Казна».

После последней выплаты все платежные документы отдавались менеджеру и они вместе с другими документами и заполненным бланком ходатайства о предоставлении кредита отправлялись, по словам представителей компании, в лизинговый комитет в Москву. Согласно дополнению к предварительному соглашению, срок рассмотрения ходатайства составлял 1 месяц со дня отправки. В случае отказа компании от дачи кредита или в случае отказа клиента от заключения договора в соответствии с договоренностью все выплаченные деньги и отданные документы должны быть возвращены в течение 5 банковских дней после подписания дополнительного соглашения о расторжении сделки.

В случае положительного ответа из Москвы, предполагалось, что компания должна начинать выплачивать деньги риэлтерской фирме, у которой клиент собирался приобрести имущество.

Казалось бы, подобная схема довольно проста и логична: клиент покупает квартиру у лизинговой компании в рассрочку, при этом он постепенно возвращает компании стоимость имущества и проценты за использование кредита.

Факты

Ни один клиент ООО «Уралрослизинг» не получил квартиру в соответствии с заключенным договором. Учитывая, что в месяц компания заключала от 30 до 50 контрактов, оперативники полагают, что «Уралрослизингу» удалось собрать с граждан порядка 1 млн. долларов США.

Более того, эксперты утверждают, что предварительное соглашение, подписываемое сторонами сделки, не имело законной силы. По юридическому заключению ЗАО «Юридическая фирма «ЛЕВЪ» этот документ не является ни договором купли-продажи, ни предварительным договором, так как в нем не указаны существенные условия сделки. К тому же по этому документу лизингодатель не несет практически никакой ответственности за совершаемые действия. А клиент лизинговой компании вправе лишь потребовать назад внесенные деньги.

Кроме того, в компании был налажен отточенный механизм работы с клиентами, исключавший возможность возвращения денег. После получения от клиента первоначального взноса, ему объявляли, что ответ из Москвы запаздывает, и просили подождать некоторое время.

Даже после объявления клиенту о согласии Московского офиса компании на совершение сделки «Уралрослизинг» не переводил деньги на счета риэлтерских фирм, предъявляя клиентам новые требования, как уже говорилось выше. Ни одна из фирм, занимающихся продажей квартир и заключивших договор с «Уралрослизингом», не получала от этой компании обещанных выплат.

В АН «Эркас», заключившем с ООО «Уралрослизинг» ряд соглашений по продаже квартир, сообщили, что все договора были расторгнуты в результате регулярных срывов сделок и нарушений сроков оплаты, имевших место со стороны лизинговой компании. Представитель компании АН «Городская недвижимость» так же сообщил, что ни по одному из заключенных с ООО «Уралрослизинг» договоров средств на счета компании не поступило, поэтому ни один из заключенных договоров не был реализован.

Подозрения

Подозрения в надежности фирмы возникали у специалистов в области недвижимости уже в первые месяцы её существования. Поводом для сомнений послужила сама сфера деятельности компании – лизинг жилья. Дело в том, что такой деятельности Российское законодательство просто не предусматривает. Кроме того, по действующему законодательству, услуги финансовой аренды (лизинг) могут оказываться только юридическим лицам и предпринимателям, в то время как «Уралрослизинг» заключал договора исключительно с частными лицами.

Лизинг – это аренда на срок от 6 месяцев до 15 лет технических средств, автотранспорта, недвижимости и сооружений производственного назначения. Смысл лизинга заключается в том, что на выплаты лизингодателю идет часть прибыли получаемой от использования объекта лизинга.

В случае же с жилыми помещениями, предоставляемыми частным лицам, никакой прибыли от их использования не могло быть, что делает бессмысленным применение самого понятия «лизинг».

По сути, услуга, которую предоставляла компания «Уралрослизинг» является не лизингом, а ипотечными займами. Однако, согласно действующему законодательству, финансовые институты, занимающиеся ипотекой, должны проходить государственную регистрацию, и находиться под контролем Центрального банка и ряда других проверяющих инстанций. В то же время, лицензирование лизинговой деятельности отменено с 2002 года, что означает, что этим видом финансовых услуг может заниматься любая компания.

Уральская палата недвижимости посылала запрос в «Уралрослизинг» с просьбой разъяснить принципы работы компании, раскрыть источники финансирования и схему работы: специалисты Уральской палаты недвижимости уже тогда посчитали ее крайне ненадежной. Ответа не последовало. Заочно на этот вопрос ответила одна из публикаций, заказанных компанией: в ней утверждалось, что для осуществления своих операций «Уралрослизинг» использовал средства европейских финансовых институтов.

Надо сказать, что деятельность ООО «Уралрослизинг» вызывала определенные сомнения у ряда финансовых организаций ещё в начале работы компании, так как условия её функционирования выходили за рамки традиционной практики финансовых операций. Это побудило значительное число банков Екатеринбурга отказаться от финансового обслуживания данной компании, в том числе – в открытии расчетных счетов.

Исключением стал банк «Северная Казна», предоставивший компании весь спектр финансовых услуг. Именно на счета в этом банке клиенты «Уралрослизинга» перечисляли свои вклады. Менеджмент «Северной Казны» заявляет, что о бизнесе их клиента, ставшего предметом уголовного дела, банку было ничего не известно. Более того, эта деятельность не вызвала никаких вопросов, так как приносила банку прибыль.

Между тем за несколько месяцев до прекращения деятельности компании, ряд юристов и специалистов в области недвижимости предупреждали о ее неблагонадежности, о невозможности отследить финансовые потоки, и о необходимости проверки финансовой деятельности этой организации.

Итоги

По подсчетам Уральской палаты недвижимости, число пострадавших от «Уралрослизинга» колеблется от нескольких десятков, до нескольких сотен человек.

На сегодняшний день многие из них написали заявление в РУВД Октябрьского района с просьбой разыскать руководство компании и вернуть деньги.

Большинство экспертов сходится во мнении, что действия руководства «Уралрослизинга» подпадают под статьи уголовного кодекса.

«Я не могу давать оценку до окончания следствия, но можно предполагать, что произошло мошенничество», – заявил исполнительный директор «Уральской палаты недвижимости» Рустем Галеев.

В качестве меры, способной предотвратить подобное в дальнейшем, эксперты называют возобновление государственного контроля над лизинговой деятельностью, либо создание некоммерческого объединения лизинговых компаний, способного отследить законность деятельности своих членов.

Сейчас же эксперты отмечают, что действия компании уже нанесли ущерб всему рынку лизинговых, ипотечных и ряда иных финансовых услуг в Уральском регионе, существенно снизив доверие к ним граждан. Аналитики рынка прогнозируют некоторое снижение объема предоставления подобных услуг в ближайшие месяцы.

По мнению экспертов, на полное восстановление доверия потребителей к подобным кредитным услугам может уйти до года, при условии проведения разъяснений среди потенциальных клиентов и дорогостоящей пиар-кампании, направленной на улучшение имиджа лизинговых фирм и скрупулезное разъяснение сути такого финансового продукта как лизинг.


Другие материалы по теме: