Вениамин Голубицкий: Рынок сельхозугодий в области не сложился

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» ответил первый заместитель председателя Правительства Свердловской области – министр по управлению государственным имуществом Свердловской области Вениамин Голубицкий.

– Вениамин Максович, завершается первое полугодие 2003 года, каковы основные итоги деятельности Министерства госимущества за этот период времени?

– Критерием работы Министерства может служить исполнение плана по взиманию арендных платежей и продаже земли, цифры которого были утверждены бюджетом Свердловской области и заданием Министерства имущественных отношений Российской Федерации. В целом по году поступления в областной бюджет запланированы в районе 143–144 миллионов рублей, что установлено законом о бюджете, в федеральный бюджет – более 265 миллионов рублей.

За первое полугодие в федеральный бюджет поступило 68 миллионов, в областной бюджет – около 18, в муниципальный – около 25. Для сравнения, за тот же период прошлого года в федеральный бюджет было перечислено 813 тысяч рублей, в областной – 1,8 миллиона, в муниципальный – 2,7 миллиона рублей. То есть за год поступления выросли на порядок, а поступления в федеральный бюджет – на два порядка.

Что касается изменений, произошедших за этот год, то я бы выделил то, что Министерство изменило цены на земельные участки, выкупаемые гражданами. Здесь произошло значительное снижение, принято соответствующее постановление правительства. На сегодняшний день цены снижены от 30 до 50%, а по Екатеринбургу – почти 58% от прежней цены, и это – при том, что поступление средств от приватизации земельных участков продолжает увеличиваться, в первую очередь за счет увеличения числа заключаемых договоров.

– Как идет процесс выкупа земель в собственность предприятиями и организациями?

– За первое полугодие Министерством принято к рассмотрению 117 заявок на приватизацию земельных участков, 90 из них были рассмотрены на комиссии, по 30 заявкам приняты решения по приватизации.

Процесс выкупа земли в области идет достаточно медленно. На данный момент можно говорить о том, что свои площади выкупили предприятия черной и цветной металлургии. Что касается машиностроительного комплекса и предприятий других отраслей, то там эти процессы только начинаются. Те предприятия, которые не смогут выплатить требуемых сумм, будут выплачивать арендные платежи. Министерством госимущества уже подготовлены все условия для заключения подобных соглашений и со «Свердловэнерго» и с Управлением Свердловской железной дороги, и со Свердловскавтодором, а это одни из крупнейших землепользователей Свердловской области.

Я считаю, что к 1 января 2004 года, то есть к моменту, когда истечет срок бессрочного пользования землей юридическими лицами, мы выйдем на заключение арендных отношений практически со всеми региональными землепользователями.

– На какой стадии находится вопрос разграничения собственности на землю между федеральным центром, областью и муниципалитетами?

– На сегодняшний момент нам удалось разграничить в собственность Российской Федерации 1600 участков, в собственность области – около 400, муниципальным образованиям отошло порядка 5 700 участков. По муниципальным образованиям мы почти выполнили годовой план. По тем квотам, которые федеральное министерство предоставило на область по муниципальным образованиям, всего мы должны разграничить 6 500 участков. Мы в этом году сделаем значительно больше.

Серьезное отставание существует только в Екатеринбурге. За этот год в городе не было разграничено ни одного участка в федеральную или областную собственность, в муниципальную было передано 4 участка из запланированных 1200. Я надеюсь, что, в связи с тем, что мэр города Аркадий Чернецкий объявил о создании специального подразделения горадминистрации по разграничению, эта работа будет активизирована.

– В какой стадии находится урегулирование вопроса о размере арендных платежей за землепользование с крупными предприятиями области?

– В начале года у многих крупных предприятий, в том числе – госпредприятий, предприятий оборонного комплекса, в части выкупа земли, и взятия её в аренду был достаточно пессимистичный настрой. Сейчас можно констатировать, что их реакция на новые земельные отношения стала более спокойной.

Сегодня эта проблема решается, в том числе – и через создание на их территории технопарков, передачи части территории крупных промышленных предприятий малому и среднему бизнесу. У крупных предприятий имеются излишки площади, малому и среднему бизнесу площадей недостает. Устраивая подобный «симбиоз», мы нашли возможность вовлечь землю в оборот.

Кроме того, стимулируя малые предприятия к участию в формировании технопарков, Правительством Свердловской области было принято постановление, которое предоставило возможность снижения цен для субъектов малого и среднего бизнеса, которые используют земельные участки технопарков на территории крупных предприятий.

– Каким образом была разрешена проблема арендных платежей «Уралмашзавода», вставшая в конце прошлого года?

– Проблема «Уралмаша» достаточно типична для крупных машиностроительных предприятий области и многих предприятий оборонного комплекса. Она была решена путем достижения компромиссного решения между Министерством и менеджментом завода.

Земля, особенно расположенная в центре города – это очень дорогой ресурс. И позиция Министерства госимущества была и остается неизменной – снижение цен на дефицитную землю в самом центре Екатеринбурга невозможно, за бесценок она продана не будет. Заводу было предложено сократить занимаемые им площади, отказавшись от части земель. Однако мне не известен ни один случай того, чтобы предприятие отказалось от части земли, и «Уралмаш» здесь не исключение. Никто не желает отказываться от земли, так как все понимают, что это ценность, которая укрепляет общий имущественный баланс предприятия.

Тогда был рассмотрен третий вариант – найти такие способы использования этой земли, которые позволили бы снизить цену на часть площадей, а так же вовлечь в оборот неиспользуемые или нерационально используемые земли. Не секрет, что на «Уралмаше» между цехами ходят поезда, а шпалы и рельсы, на наш взгляд, не самый рациональный способ землепользования в центре города.

На примере «Уралмаша» мы собираемся начать внедрять в нашей области принятую во всем мире идеологию создания технопарков. Простаивающие площади «Уралмаша» будут использованы малым и средним бизнесом для открытия небольших высокотехнологичных производств. Все это позволит выйти на отношения аренды, не снижая цену на землю, и использовать пустующие сейчас площади с пользой для города, области и предприятия.

На мой взгляд, случай «Уралмаша» – это пример технологичного решения проблемы не путем конфронтации, а посредством поиска взаимоприемлемого варианта организации земельных отношении.

– Как складывается положение с продажей в собственность сельхозугодий. Сформировался ли в области рынок сельхозугодий?

– Правительством разработан закон о регулировании земельных отношений, который будет вынесен на рассмотрение областной думы после того, как она приступит к своей работе после каникул. Это первое.

Министерство проводит большую разъяснительную работу – только в этом году состоялось более 70 семинаров в различных точках Свердловской области, направленных на объяснение законодательства и позиции властей в этом вопросе.

Самое главное, на мой взгляд, чего удалось добиться заключается в том, что сегодня мы не можемконстатировать наличия в Свердловской области стихийной скупки земли. Сегодня на этом рынке достаточно спокойно, что объясняется и разъяснительной работой, и тем, что правительство Свердловской области обладает преимущественным правом выкупа сельхозугодий и уже сейчас Министерство госимущества получило определенные суммы на эти цели. Что касается коллективных хозяйств, то правительство области стремится войти в число субъектов, принимающих решения о продаже, для чего ему необходимо приобрести пай в коллективном хозяйстве. Работа в этом направлении так же ведется.

Позиция министерства такова: мы стремимся препятствовать стихийной скупке земли со спекулятивными целями. Мы будем способствовать приобретению земли на понятных рыночных условиях.

В то же время следует отметить, что рынок сельхозугодий в области не сложился, и вряд ли сложится в ближайшие годы. Говорить о рынке земли, и не только сельхозназначения, можно будет только тогда, когда начнется процесс вторичного оборота земель. У нас же не произошло и первичного распределения земельных ресурсов. Только когда все земли будут разделены, и собственники начнут осуществлять со своей землей все операции, предусмотренные гражданским кодексом, такие как продажа, залог и обмен, только после того, как появятся земельные ценные бумаги, можно будет говорить о том, что рынок сложился.

– Владеет ли правительство области акциями предприятий, входящих в Группу СУАЛ?

– Нет, не владеет. В свое время область владела пакетами акций многих предприятий, не только СУАЛа. Но все они были приватизированы за последние четыре года, вместе с основной массой предприятий в России. Сейчас процесс приватизации завершается. Согласно требованию Министерства имущественных отношений России, в конкурентных областях не должно остаться государственной собственности. Там, где есть конкуренция, должна остаться только частная собственность. Судьба СУАЛа ничем не отличается от судьбы большинства бывшей государственной собственности в России.

Сейчас в собственности области осталась сфера пищевой промышленности, где речь идет о безопасности области, и пакеты тех акционерных обществ, которые образуются самим правительством области, такие как Аэропорт, Уральская нефтяная компания.

– Нынешний год является годом выборов. Накладывает ли это свой отпечаток на деятельность Министерства госимущества?

– Нет, не накладывает. Для нас этот год – год земельной реформы, а не выборов. От того, что в области идут выборы, разграничение земли не пойдет ни медленнее, ни быстрее, доходы от аренды земли существенно не изменятся. Этой работой будет вынужден заниматься любой руководитель области.

– С регулярностью раз в полгода появляются слухи о Вашем возможном уходе на работу в Москву. Насколько они обоснованы?

– Я уже прочитал в очередной раз, что я ухожу. Но что делать?
С одной стороны, это приятная вещь. Люди видят за мной перспективу работы на более широком поле тем и проблем. С другой стороны, в этом есть некое желание раскачать ситуацию в министерстве. Но все мои подчиненные к этому привыкли. Коллеги по правительству относятся с юмором. Зачастую в публикациях присутствует весьма странная логика – то меня берут в Москву потому что я хороший, то, наоборот, потому что я плохой. Недавно я прочитал, какой я «мальчиш-плохиш» во всех отношениях. Логика была такая – потому что он такой плохой, его возьмут в российское правительство. Мне кажется, что эта тема столько раз поднималась в СМИ, что уже не может никого всерьёз заинтересовать.

Пока же передо мной стоят огромные задачи в части земельной реформы в Свердловской области. Я не знаю, сколько мне осталось работать в этой должности, но я бы очень хотел решить все задачи в этой сфере, чтобы моё имя связывали именно с этой задачей.


Другие материалы по теме: